Уранополиты и этнофелиты

Георгий Томберг
Не думал, что придётся писать на эту тему. Дела церковные мне всегда были безразличны – варятся люди в собственном соку и хай им грець. Упустил одно обстоятельство: Церковь – организация политическая. Такой она и была задумана своим создателем – императором Константином.
Ну, а поскольку политика касается каждого человека – независимо от того, касается ли её человек, - то приходится волей-неволей следить и за церковными делами, чтобы знать, что день грядущий нам готовит.

Совершенно случайно, на каком-то сайте с расширением .ua с удивлением увидел злорадное писание униата о том, что РПЦ на Критском соборе обвинили в этнофелитизме. Прежде всего – что униату до православной церкви? Разве что лишний раз пнуть Россию…
Поискал в нете, посмотрел, что это такое – этнофелитизм. Сразу же всплыл его антипод – уранополитизм. Поскольку православные церкви – греческого корня, то почти все общецерковные термины – на эллинском. А смысл прост, как огурец: уранополитизм – единовластие вселенского владыки (поместного патриарха, епископа в своей епархии, царя царей, шаха шахов, ныгусэ негуса, мешка мешков) над своими подданными. Он – главный. Не первый среди равных, а главный и его слово закон. Этнофелитизм же, напротив, отстаивает самоуправление (автокефалию) поместной церкви вплоть до «не суйся в наши внутренние дела, будь ты вселенский патриарх или папа римский». Автокефалы с удовольствием предоставляют вселенскому патриарху звание первого среди равных без права решать за них дела их церквей. Одним словом, сепаратисты.

Исторически, по мере превращения «народного христианства» в церковное, сформировались четыре автокефальные поместные церкви на Востоке империи и одна – римская – на Западе. Видимо, римские папы обладали большими навыками в администраторском лидерстве, нежели их восточные коллеги.
К концу эпохи Вселенских соборов сложилась система пентархии – пяти патриархатов (церквей).
Римский (весь запад империи и запад Балканского полуострова, включая Грецию);
Константинопольский (Фракия и большая часть Малой Азии);
Александрийская (Африка Восточной Римской империи и аравийская провинция);
Антиохийский (современные Сирия-Ливан, Северная Месопотамия);
Иерусалимская (Синай и Палестина).
Вначале все церкви считались независимыми, иерархия шла по «первенству чести» - в том порядке, в каком они перечислены выше. В реальности каждая церковь имела столько суверенитета, сколько могла оторвать у столичной. Вся эпоха Вселенских соборов наполнена не только выявлением, бичеванием и отлучением «впавших в ересь» и споров о правильности «линии партии», но и ожесточённой борьбой «этнофелитов» и «уранополитов».

Поскольку первенство чести принадлежало Риму (как первой столице империи), то набольшим уранополитом предстал римский патриарх – Папа. Все прочие патриархии, отбиваясь от римских притязаний, были, следовательно, этнофелитами. Но константинопольская, сопротивляясь Риму, одновременно добивалась подчинения себе прочих восточных церквей.
Впрочем, к концу эпохи Вселенских соборов Византийская империя утратила южные и восточные провинции, поэтому оказавшиеся в мусульманских владениях патриархии вынуждены были плясать под дудку завоевателя, уже поневоле получая «полную независимость» от Константинополя.

Интересна история Болгарской церкви. В Х веке, когда Болгарское царство было на пике своего могущества, местный церковный собор объявил автокефалию и патриаршество. Константинополь вынужденно признал это, но через 8 лет. Когда же византийцам удалось разгромить Болгарское царство, автокефалию отобрали. Второе Болгарское царство снова добилось церковной независимости, потеряв её при последующем разгроме болгар турками. В 1872 году при прямой поддержке турецкого правительства Болгарская церковь объявила автокефалию. Константинополь лишил болгарских архиереев сана, обвинив Болгарскую церковь в расколе и ереси филетизма (до этнофилетизма ещё не додумались). Тут турки не стали вмешиваться. После долгой борьбы, споров, после исторических пертурбаций на Балканах Болгарская Православная церковь объявила  автокефалию в… 1953 году, на что Константинополь согласился в 1961 – после сильнейшего давления со стороны РПЦ.

Как Русская православная церковь получала автокефалию известно – тоже явочным порядком.
Все автокефальные церкви, кроме пентархатных, получали своё равенство с Константинопольской ценой тяжёлой и упорной борьбы против уранополитизма последней. Долгие взаимные обвинения в ереси, анафемы и отлучения, убийства (Митяй, которого Дмитрий Донской пытался поставить митрополитом)…

Любопытно сравнить эту историю с тем, что происходило в Римском патриархате. Папская власть после неудачи в подчинении восточных церквей, ужесточила политику удержания территорий. Восточные церкви (кроме Русской) территориально сокращались под натиском ислама, Западная, наоборот, завоёвывала новые. Однако, завоевания оказались непрочными – как только ослаб авторитет церковных иерархов (папский дворец превратился в сумасшедший притон сластолюбцев), пришёл Лютер и прибил… нет, не церковь, а тезисы к церковной двери. В результате последовавших религиозных войн (Реформация) папству удалось сохранить за собой только старые территории древней Западной Римской империи – с небольшими исключениями вроде Ирландии, Польши и Чехословакии). К северу от древней границы восторжествовал протестантизм разнообразных видов. Любопытно, что англиканская церковь, появившаяся на территории Британской провинции Рима, лишь не подчиняется Папе римскому, сохранив в целом католическую обрядность. Так проступают в нашем времени контуры давно почивших империй.

И за что же велись все эти споры и драчки вокруг автокефалии? Ради чего высокодуховные отцы церквей, брызжа слюной, обвиняли – и обвиняют – друг друга в ересях уранополитизма и этнофелитизма? Власть. Ради власти. И денег.

Но вот сейчас, когда РПЦ на Крите обвинили в этнополитизме, за этим обвинением стоят не христианские кураторы. Константинопольская церковь очень чувствительна к посторонним влияниям и её используют в геополитических играх. Кто? Тот, кто может предложить деньги. Константинопольский патриарх, по существу, беден, паствы у него немного – сколько православных в Турции? А к северу лежит самый лакомый для православной церкви кусок – Россия, Украина, Белоруссия. Нагнуть РПЦ под себя, заставить платить дань, как починенную церковь – игра стоит свеч!
Но не думаю, что что-то у критских менеджеров выйдет. РПЦ тоже не дурра власть поиметь и за пределами своей территории. Никон не зря церковные книги подгонял под греческие и балканские стандарты – не только своим царём хотел вертеть, но закордонными православными церквями. Намеревался отодвинуть Константинополь и самому стать вселенским патриархом – главным. Так что тут нашла коса на камень.

Что тут для нас, атеистов, главное? То, что неугомонные кураторы цветных революций и майданов пробуют провести своё влияние через церковные круги. Они давно балуются с религией – давняя англосаксонская традиция. То моджахедов разведут – во всех смыслах, то вот теперь крутят с православием. Папу римского нагнули до того, что тот, поди, уже готов и сам лично однополый брак заключить (горькая шутка). Значит, можно ожидать у нас в стране появление самых разных «православных» движений – от «Святой Руси» (православие или смерть) до пассионариев реформаторства. И тихого подкупа церковных иерархов. Цель – бардак в стране, хаос с последующим подчинением России Западу со всеми прелестями раздела страны и междоусобицы.
Фильм «Матильда», конечно, дерьмо. Но РПЦ выбрала не самый лучший вариант борьбы с «либерал-сатанизмом». Если, как она утверждает, 80% населения России – православные, - то достаточен был просто бойкот фильма. Без угроз, без крика, без истерики. Мусульмане на эротический фильм не пойдут (если они мусульмане). И «Матильда» угаснет сама по себе – в финансовой дыре. А вот всероссийская истерика как раз и доказывает, что преданных адептов у РПЦ мало и «либерал-сатанисты», прикинувшись православно-озабоченными, вполне могут найти себе помощников среди не очень преданных православных. Фильм – пробный шар, разведка боем, на который наши церковники так легко купились.

Вот и всё, на что навело «критское осуждение» РПЦ. Униат-бандеровец злорадствовал не из дури. Основания для беспокойства у нас есть.