Домик для улитки

Артем Малахов
________________________________________________

- Коммерческое использование пьесы возможно только с письменного разрешения автора.
Адрес эл. почты: malahovart@inbox.ru

- О некоммерческом использовании материала (студенческие, детские, молодежные театры и пр.), просьба, сообщать автору по адресу: malahovart@inbox.ru
_________________________________________________

Постановки:

• StoryТеатр (2016)

• Театр кукол им. А.К.Брахмана (2017)

• Горловский театр кукол (2019)

• Астраханский театр кукол (2020)

_________________________________________________

Артем Малахов

ДОМИК ДЛЯ УЛИТКИ

(развивающий спектакль о временах суток для театра кукол и самых маленьких)


Действующие лица:

ВСЕЗНАЙКА (актриса)
ПОЧЕМУЧКА (актриса)
УЛИТКА
ЁЖ
БЕЛКА
КУКУШКА
СОВА

Сцена 1
(на площадке дерево с четырьмя домиками и пенек)
(звучит музыка, появляется Всезнайка)

ВСЕЗНАЙКА: Привет, друзья! Я – Всезнайка!

(появляется Почемучка, она, на ходу, фотографирует все подряд и совершенно не смотрит себе под ноги)

ВСЕЗНАЙКА: Знакомьтесь, а это Почемучка!

(Почемучка спотыкается то об одно, то о другое, то и дело теряет и восстанавливает равновесие)

ВСЕЗНАЙКА: Ой-ой, кажется, она сейчас упадет… Фух, нет, не упадет.  А нет, все-таки упадет. Или не упадет? Упадет – не упадет, упадет – не упадет… Кажется, все же упадет. Точно упадет! Да нет же, не упадет. Ай, ладно, что-то я совсем запуталась (уходит за дерево).

ПОЧЕМУЧКА: О, ребята! Нужно их непременно сфотографировать! Так, сейчас, один, два, три…
Ну, почему вы не улыбаетесь?! Нет, так дело не пойдет! Вам что, не весело? А так? (гримасничает) Ну вот, другое дело! Сейчас я снова буду считать и когда я скажу «три» - вы также улыбнитесь! Готовы? Один, два, три.
Ой, и я хочу с вами сфотографироваться на память. Давайте вместе сосчитаем до трех и улыбнемся! Готовы? Один, два, три! Здорово!..

ВСЕЗНАЙКА: (выглядывая из-за дерева) Почемучка! Ты ведь кое-что забыла! (прячется обратно)

ПОЧЕМУЧКА: Забыла?! Где забыла? Что забыла? Руки, ноги, голова… Нет, все на месте!

ВСЕЗНАЙКА: (снова выглядывает) Почемучка, ты забыла поздороваться с ребятами! (снова прячется)

ПОЧЕМУЧКА: Ой! И правда! Сейчас все исправлю! Добрый вечер, ребята!

ВСЕЗНАЙКА: (выходит из-за дерева) Добрый вечер?!.. Почемучка, ты что, не знаешь какое сейчас время суток?

ПОЧЕМУЧКА: Время чего?

ВСЕЗНАЙКА: Знакомься, это Улитка! Она тоже не знает времена суток.

(на пеньке появляется сонная Улитка, зевает)

ВСЕЗНАЙКА: Каждые сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь. Каждая эта часть отличается друг от друга положением солнца на небе, расположением стрелок на часах, нашими делами и занятиями, и называются они - времена суток.

УЛИТКА: Где я? И как я здесь очутилась? Ничего не понимаю. Что-то я совсем не помню, как я сюда попала! Ох, я такая забывчивая! Нужно поскорее возвращаться домой! Дома хорошо, уютно! Дома я могу нырнуть под одеяло - и там меня никто не найдет. А вечерами я могу пить чай у камина - и никто меня не потревожит. Только вот как мне вернуться домой, если я совершенно не помню где он?!.. А ведь я так и до ночи могу ничего не вспомнить. Ой… А если уже - ночь…

ВСЕЗНАЙКА: Время суток, когда просыпается солнце и огромное появляется из-за горизонта, когда дует прохладный ветерок, просыпаются все звери и птицы и поют, и весело скачут с ветки на ветку, и впереди столько всего интересного, и мама заваривает чай, а папа зевает на диване – это время суток называется утро!

(появляется солнце)

УЛИТКА: Ну вот, теперь понятней. Солнышко только что появилось из-за горизонта, а я только что проснулась, значит сейчас… Нет, не понятней, снова я все забыла. Какое сейчас время суток, ребята?

(ответ зала)

УЛИТКА: Утро! Ну, конечно же, утро, как я могла забыть! Значит до ночи еще далеко. Значит целый день еще в запасе! Ого, какое большущее дерево! И сколько в нем разных домиков! Ну конечно! Наверняка один из них окажется моим!.. Думаю, вот этот вот вполне мог бы быть им!

(Улитка забирается в домик, раздаются крики, стуки, шум)
(Улитка выскакивает наружу, за ней следом появляется Ёж)

ВСЕЗНАЙКА: Знакомьтесь, это Ёж!

УЛИТКА: Ой! Ай! Ой! Что же это вы так сразу… Зачем вы меня укололи?

ЁЖ: Что, простите?

УЛИТКА: Говорю, вы зачем меня укололи?

ЁЖ: Не понял.

УЛИТКА: Укололи меня зачем?!

ЁЖ: Кого?

УЛИТКА: Меня!

ЁЖ: Кто?

УЛИТКА: Вы!

ЁЖ: Я?

УЛИТКА: Да, вы меня укололи!

ЁЖ: Не может быть!

УЛИТКА: Точно вам говорю!

ЁЖ: Вы уверенны?

УЛИТКА: Конечно, уверенна!

ЁЖ: Ничего не понимаю. Как же я мог вас уколоть, если я вас ни колол?

УЛИТКА: Ну, смотрите, вы были дома…

ЁЖ: Да, я был дома…

УЛИТКА: А тут захожу я и… (проходит мимо Ежа и колется об иголки) Ай!.. Вот видите, вы снова меня укололи!

ЁЖ: Да ну, этого не может быть! Что вы, зачем же мне вас колоть?

УЛИТКА: Ну как не может быть, если может!.. Смотрите, я захожу, вы стоите и… (вновь колется) Ай-ай-ай! Ну, вот опять!..

ЁЖ: А-а-а, кажется, я понял.

УЛИТКА: Ну, наконец-то!

ЁЖ: Только я вас ни колол.

УЛИТКА: Вы зачем снова начинаете?

ЁЖ: Это все мои иголки! Это они не нарочно вас укололи!

УЛИТКА: Иголки? А зачем вам иголки? Вы что вышиваете?

ЁЖ: Да нет же, на своих иголках я приношу домой яблочки, ягодки, листочек там, травинку, когда грибочек…

УЛИТКА: А-а-а, я поняла.

ЁЖ: Иногда цветочек, лепесточек, камушек могу, веточку там, кусочек коры…

УЛИТКА: Ну, все, все, хватит, я поняла!

ЁЖ: Однажды даже кукурузу принес! И помидор. Или то был не помидор? Вот не помню. Может слива? Или это вообще была свекла?!

УЛИТКА: Извините, что перебиваю, но мне нужно спешить! Понимаете, мне очень нужно разыскать свой домик до наступления темноты! Я-то думала, что этот домик пуст, а здесь живете вы, так что, мне пора.

ЁЖ: В таком случае рад знакомству и не смею вас задерживать!

УЛИТКА: Всего хорошего!

(Улитка отправляется в путь по дереву)

ВСЕЗНАЙКА: Когда солнце поднимается высоко в небо, по которому лениво плывут толстые белые облака, когда нет уже и того прохладного ветерка, когда становится жарко и пора обедать - это время суток называется день!

(появляются облака)
(появляется Улитка)

УЛИТКА: Фух, как жарко! Солнышко уже высоко в небе, а это значит… А что это значит я уже и забыла… Ребята, помогите, скажите какое сейчас время суток?

(ответ зала)

УЛИТКА: День! Ну, конечно же, день, как я могла забыть! Значит, у меня еще есть целый день, чтобы отыскать свой уютный домик! Во, вот еще один! Может быть, это он и есть? Есть кто дома? Молчат. Значит, этот домик пуст! (забирается внутрь)

(появляется Белка)

ВСЕЗНАЙКА: Знакомьтесь, это Белка!

(Белка забирается внутрь, раздаются крики, стуки, шум)
(Улитка выскакивает наружу, за ней следом появляется Белка)

УЛИТКА: Зачем же так врываться?!..

БЕЛКА: Что?! Это я врываюсь?! Нет, это вы врываетесь!

УЛИТКА: Нет, это вы врываетесь!

БЕЛКА: Нет, вы!

УЛИТКА: Нет, вы! Вы ворвались и меня напугали!

БЕЛКА: Я вас напугала?! Нет, это вы меня напугали!

УЛИТКА: Что?! Это вы меня напугали!

БЕЛКА: А я говорю, вы меня напугали!

УЛИТКА: Нет, это вы, вы меня напугали!

БЕЛКА: Но вы тоже меня напугали!..

УЛИТКА: Тогда прошу прощения, если я вас напугала!

БЕЛКА: Нет уж, это я прошу прощения, за то, что вас напугала!

УЛИТКА: Нет, это я прошу меня извинить!

БЕЛКА: Нет, я!

УЛИТКА: Вы что, специально спорите?!

БЕЛКА: Я спорю?! Нет, это вы спорите!

УЛИТКА: Да что же это такое!..

БЕЛКА: Да что же это такое!..

(пауза)

БЕЛКА: Ладно. Извини.

УЛИТКА: И ты меня.

БЕЛКА: Просто, понимаешь, захожу к себе домой, а тут ты… Со своими глазищами. А хочешь, угощу тебя шишечным вареньем?

УЛИТКА: Каким-каким вареньем?

БЕЛКА: Шишечным.

УЛИТКА: Шишечным? Нет, спасибо. А у тебя, случайно, нет одуванчикового варенья?

БЕЛКА: Какого-какого?

УЛИТКА: Одуванчикового варенья.

БЕЛКА: Что еще за ваваренья?

УЛИТКА: Да нет же! Одуванчикового варенья! Ну, варенья из одуванчиков!

БЕЛКА: А, нет, такого нет. Только шишечное.

УЛИТКА: Жаль. Что же, еще раз прошу прощения, но мне пора. Понимаешь, мне нужно идти искать свой домик. Я-то думала, что этот домик пуст, а здесь, оказалось, живешь ты, так что, я пойду.

БЕЛКА: В таком случае удачи тебе, глазастая!

УЛИТКА: Всего наилучшего!

(Улитка отправляется в путь по дереву)

ВСЕЗНАЙКА: Вот солнышко опускается все ниже и ниже и скоро уж совсем спрячется за горизонт. Куда-то уплыли все толстые ленивые облака. После жаркого, знойного дня вновь становится свежо и прохладно, все спешат домой, и зажигаются первые фонари. Это время суток называется вечер.

(Уплывают облака, солнце садится)
(появляется Улитка)

УЛИТКА: Так, я не поняла, а куда подевалось солнышко? Какое сейчас время суток, а, ребята?

(ответ зала)

УЛИТКА: Вечер? Уже вечер?! Какой ужас! Как же я сразу не догадалась. Времени почти не осталось! Ну, может хотя бы этот домик окажется моим? Есть кто дома?! Ку-ку!

КУКУШКА: Ку-ку!

УЛИТКА: Что «ку-ку»? Ку-ку, говорю!

КУКУШКА: Ку-ку!

УЛИТКА: В смысле «ку-ку»?

КУКУШКА: Ку-ку!

УЛИТКА: Да кто это со мной играет?!

ВСЕЗНАЙКА: Знакомьтесь, это Кукушка!

(появляется Кукушка)

КУКУШКА: Я! Это я с вами играю!

УЛИТКА: Ясно. Этот домик тоже занят.

КУКУШКА: Спасибо вам большое!

УЛИТКА: Что? За что?

КУКУШКА: За то, что сыграли со мной в «повторялки»!

УЛИТКА: Но я с вами не играла!

КУКУШКА: Но я с вами не играла.

УЛИТКА: Нет, правда, не играла!

КУКУШКА: Нет, правда, не играла!

УЛИТКА: Да что же сегодня за день-то такой…

КУКУШКА: Да что же за день-то такой. Ну вот, опять! Правда, здорово?!

УЛИТКА: Я бы так не сказала…

КУКУШКА: А теперь, теперь давайте сыграем в жмурки! Или нет, лучше в шашки! Или нет, лучше в карты! В шахматы! В домино! В салочки! В лото! В кости! А-а-а, я придумала, давайте сыграем в прятки!.. Ты водишь (прячется) Ку-ку.

УЛИТКА: Ну, точно, кукушка.

КУКУШКА: Ку-ку.

УЛИТКА: Да ку-ку, ку-ку!

КУКУШКА: Ку-ку, говорю!

УЛИТКА: Я прекрасно вас слышу.

КУКУШКА: (появившись) Тогда что же ты меня не ищешь?!

УЛИТКА: А чего вас искать? Вот она вы!

КУКУШКА: Да, и правда. Забавно как-то ты меня нашла!

УЛИТКА: А теперь, простите, но мне нужно спешить! Понимаете, мне нужно отыскать свой домик! Я-то подумала, возможно, этот домик пуст, а он не пуст, здесь живете вы, а мне нужно спешить. Извините.

КУКУШКА: Что же, в таком случае желаю тебе удачи!

УЛИТКА: До свидания!

(Улитка отправляется в путь)

ВСЕЗНАЙКА: А это ночь. Солнце уже спряталось за горизонт и вокруг стало очень темно. Зато теперь на небе можно разглядеть звезды. Они появляются только ночью. А иногда, ночью на небе может повстречаться даже месяц! Поют сверчки. Где-то кто-то похрапывает. Хорошо… Но темновато. Даже очень темно. И очень тихо. И страшновато. Бр-р-р. Даже страшно. Не за себя, конечно же, за улитку.

(темнеет)
(появляется Улитка)

УЛИТКА: Ну вот, уже ночь.

ГОЛОС СОВЫ: Угу.

УЛИТКА: Вот уже совсем темно.

ГОЛОС СОВЫ: Угу.

УЛИТКА: И совсем ничего не видно.

ГОЛОС СОВЫ: Угу.

УЛИТКА: И от этого становится страшно.

ГОЛОС СОВЫ: Угу.

УЛИТКА: А я так и не нашла свой домик.

ГОЛОС СОВЫ: Угу.

УЛИТКА: Да кто постоянно соглашается со мной?!

ВСЕЗНАЙКА: Знакомьтесь, это Сова!

(появляется Сова)

СОВА: Соглашаюсь! И с тем, что уже ночь – соглашаюсь, и с тем, что стало совсем темно – соглашаюсь, и даже с тем, что теперь ничего не видно и от этого становится страшно я тоже, разумеется, соглашаюсь. Только в одном я с тобой не соглашусь!

УЛИТКА: Интересно в чем?

СОВА: Тебе не нужно искать свой домик! Раковина на твоей спине и есть твой домик!

УЛИТКА: Точно… Ура! Я вспомнила! Как же я могла забыть! Раковина на моей спине и есть мой домик! Спасибо вам большое тетушка Сова!..

СОВА: Угу. Всегда пожалуйста. (исчезает)

УЛИТКА: Надо же, я такая забывчивая! Только как же мне теперь быть? Я так высоко забралась… Как же мне теперь спуститься? Ой, мамочки… Помогите…

(появляется Всезнайка)

ВСЕЗНАЙКА: Кто кричал? Кого «помогите»? А это ты? Ого, как высоко забралась… Ну, не переживай, сейчас мы с ребятами тебе поможем! Правда, ребята?

(ответ зала)

ВСЕЗНАЙКА: Так, как же нам снять с дерева улитку? Нужно что-нибудь высокое… (в зал) О, точно, лестница подойдет? Давайте лестницу! Как нет лестницы? Вы что, в театр без лестницы пришли? Ну, вы даете! Ну, веревка-то хоть у вас есть? Тоже нет?! А самолет? А вертолет? А воздушный шар? Точно, воздушный шар… У меня же есть воздушные шарики, это то, что нужно! Давайте-ка все вместе поможем нашей улитке (раздает в зал воздушные шарики), надувайте шарики! И я буду надувать. А вы смотрите, чтобы у меня шарик надувался, а не я, ладно?

(зал надувает шарики, Всезнайка делает из них связку)

ВСЕЗНАЙКА: Держись улитка!
УЛИТКА: Держусь!

(улитка, держа связку шариков, спускается с дерева)

УЛИТКА: Ой, спасибо вам пребольшущее, друзья!.. А теперь, теперь мне пора домой (прячется в раковине)!

(появляется Почемучка)

ВСЕЗНАЙКА: Ну, вот и все ребята… Сегодня мы вместе с нашей забывчивой улиткой, узнали, какие бывают времена суток. А вы запомнили, какие они бывают?

(ответ зала)

ПОЧЕМУЧКА: И какие же?

(ответ зала)

ПОЧЕМУЧКА: Здорово! Молодцы! А теперь, нам пора, ребята, в мире еще столько всего непонятного и почемучного! До свидания, друзья!

ВСЕЗНАЙКА: До новых встреч!





2016г.

© А.Малахов
malahovart@inbox.ru