О радости

Людмила Возняк
«Дух радостью силён» Лукреций


Я писала в теме о Рае: «Это не место, а состояние... В нем нет страданий, естественно, а только желание жить и радоваться…»  Мне написали в рецензии: «Мы все хоть раз побывали в этом состоянии, когда "нет страданий,...а только желание жить и радоваться". Замечательное состояние, что и говорить, но почему и на каком основании его надо как-то особо отличать от других, сакрализовать?» Я ответила: «От каких других? Безнадеги, неуверенности, депрессии и пр.? Обязательно надо, потому что если оно появилось, его хочется продлить, повторить... Поэтому надо знать от чего оно зависит. Настоящая радость является следствием возвышенности духа. Это сакральное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное Богу») состояние.

В Библии дается повеление: «всегда радуйтесь»(1Фес.5:16).

Здравомыслящий человек бы спросил: «А что, есть чему радоваться?»

Если задаться целью, то можно найти причину для радости: например, хорошо сделанная работа, удачная покупка, выгодная сделка и пр. Получается, найдешь причину для радости, то и радуешься, не найдешь – не радуешься.

«Дух радостью силён» т.е. радость показатель здравия и силы духа, и не материального успеха.

А если радость как гостья, то приходит, то уходит, потому что зависит от внешних факторов: увидели, услышали, дали, взяли, мы сделали, нам сделали… или не сделали - то гостья наша очень капризна и непостоянна. Состояние внешнего передается душе.  Если всё вокруг плохо, на душе тоже становится  плохо. На улице пасмурно – и внутри будет пасмурно. Поел вкусного борща:  сыт, рад, доволен, и на душе весело и легко. Не зря, Исаак, прежде чем благословить своих сыновей, захотел вкусно поесть.


У человека есть пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И пять чувственных врат: глаза, уши, язык, нос, кожа. Через эти врата мы смотрим на мир, и  реагируем изменением настроения на увиденное. Есть что-то, заслуживающее нашей радости, мы радуемся, нет, не радуемся. Получается, что мы зависим от того, что видят наши глаза, слышат наши уши, ощущает наш язык, чего касаются наши руки. Вернее, от преломления этого в уме.

Интересно рассмотреть слово «настроение» - на_строение.  Скажем, есть наш внутренний «строй», а внешнее его пере_на_страивает. Мы можем оказаться вообще рас_строены… Это мало_душие, когда дух безсилен,  его мало, на радость уж точно не хватит.

«Упавший духом гибнет раньше срока» Омар Хайям

«Слабые руки увесистый меч не удержат, от слабодушных не ждите вы праведныx дел» Саади

Малодушие, хочешь, не хочешь, подводит  под грех, делаешь не то, что необходимо. А вот в радости, думаю, нельзя ошибиться, потому что радость выступает как индикатор, типа, продолжай в этом же направлении.

Но чтобы не рас_страиваться от того, что видишь через врата чувств, надо не смотреть на:

«Не положу пред очами моими вещи непотребной»(Пс.100:3),

« Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице»(Иов.31:1),

«Любящие Господа, невидьте зло!»(Пс.96:10)= Любящие, не надо видеть зло!

Не видеть, это не значит, ходить с завязанными глазами, ибо не видеть можно только на необитаемом острове. Но значит ли, что на необитаемом острове можно обязательно быть счастливыми? Не значит. Просто надо правильно реагировать. А еще лучше, смотреть через врата чувств не вне, наружу,  а внутрь, на Христа, наше внутреннее Солнце...  Потому что радость не следствие увиденного, а   плод  духа(Гал.5:22). Поэтому радость это не чувство сытости от хорошего борща, или покупки нового платья, она сакральна, т.е. принадлежит божественному источнику. Но если даже внешнее солнце  поднимает нам настроение, и даже здоровье укрепляет,  то и внутреннее Солнце, для того же, только в духовном отношении.


Предвижу провокационные вопросы, типа: «А что делать, если надо делать то, что делать не хочется?» Например, скучная, малооплачиваемая  работа. Я полюбила свою работу. У меня обычная работа, периодически возникают различные заморочки. Но так получилось, что я оказалась ей необходима, и она мне необходима, и у нас взаимная необходимость. Тем более, со своей работой я могу совместить и другие любимые занятия, думать о посторонних для работы предметах.

А если все же что-то не нравиться, то варианта два: полюбить или поменять.

 Почему? Потому что, делая то, что ненавистно, человек лишает себя радости. Когда мы лишаемся радости, нас это ослабляет, и мы делаем не то, что должно. Но когда делаем то, что нравиться, мы радуемся, и  мы сильны. Если долго не радуешься, становиться скучно, длительная скука переходит в депрессию, и жизнь начинает тяготить…

«Дух радостью силён»… Если радость укрепляет дух, то надо и укреплять его,  двигаясь по направлению радости. Душа  подает об этом сигналы. И может статься, что она и борща захочет, и новое платье...  Угодишь душе, порадуешься.


А поступая против души и радости, хоть это кому-то и «нужно», мы поступаем как самые главные враги себе: разоряем, издеваемся, уничтожаем… себя. Чем тяжелее становиться нести бремя жизни, тем более мы себе навредили, и продолжаем. И, кажется,  самый подходящий выход из создавшегося положения – самоуничтожиться, чем дальше и больше  мучится.

Может это кого утешит, или ободрит, но когда Авраам научился радоваться, ему  исполнилось сто лет.«Дух радостью силён» - радость нормальное, здоровое,  природное состояние духа человека.


Фото из интернета.