Портрет

Ирина Некрасова
Теперь за окнами стоит золотая осень. Прекрасная пора будто раскрасила масляными красками все вокруг: улицы, переулки, скверы и парки города. Деревья и кусты вызывающе горят зеленью, золотом и багрянцем.  Это пора благодатная, еще по-летнему тепло, но, тем не менее, уже чувствуется дуновение легкого ветерка грядущей осени.  Осень ведет себя нескромно, ох, как нескромно, расцветив все вокруг, подобно тому, как павлин распускает свой роскошный хвост.

Итак, несколько слов о себе. Мы, с моим закадычным товарищем Мишелем Дердье, как-то, предварительно хорошо все взвесив, решили отправиться искать удачу в город N. Приехав туда, мы стали искать себе занятие по душе, делая попытку устроить как-то свою жизнь, а возможно, чтобы в дальнейшем сделать карьеру. Первое, что мы сделали - отправились в академию искусств, чтобы научится там чему-нибудь полезному, что пригодилось бы нам в жизни. Мишеля больше тянуло к художественному искусству, а меня интересовала литература, и я с удовольствием пробовал силы в рифмоплетстве. Кое-что у меня достаточно  хорошо получалось. Мишель же совсем неплохо рисовал, да что там – неплохо! Некоторые вещи ему замечательно удавались!

В стенах учебного заведения мы завели новых знакомых среди слушателей и стали реже видеться, да и времени свободного стало намного меньше. Впрочем, по воскресным дням мы  все равно старались общаться, чтобы делиться всем, что волновало или, напротив, забавляло наши впечатлительные души и молодые пытливые умы.
 
Однажды мой друг пришел ко мне какой-то озабоченный и спросил меня, верю ли я в чудеса? Я, в общем-то, был твердо убежденным атеистом, поэтому высказал некоторые свои сомнения на этот счет. Тогда мой товарищ рассказал мне не имеющую объяснений историю. И вот она перед вами, читатель, и на ваш суд.
История эта отчасти мистическая, отчасти, надо сказать, вполне вероятная. Да вот, собственно, и сам его рассказ, переданный мною так, как я его смог запомнить.

Вместе с Мишелем учился один молодой художник по имени Эжен. Это был скромный молодой человек, приехавший из провинции, с весьма примечательной внешностью. Роста он был чуть выше среднего, лицо имел выразительное и одухотворенное, русые вьющиеся волосы средней длины, умело подстриженные, свободно ниспадали на лоб и шею. Глаза его были темного, почти черного цвета, густые брови чуть сходились над переносицей.
 
Это был честный юноша, немного склонный к романтике, но, при этом, пользовавшийся неизменным уважением товарищей, к тому же, он был талантлив и подавал большие надежды в будущем. Как художник, он больше специализировался на пейзажных картинах – они особенно ему удавались. Несмотря на свой возраст, молодой художник уже имел несколько довольно обеспеченных клиентов, которые делали ему заказы.
 
Однажды он решил попробовать себя в портрете. Эта картина, которую он взялся неожиданно для себя создать, стояла в его небольшой мастерской в стороне, на отдельном мольберте. Эжен взялся за нее вдруг и с большим вдохновением. В его руке кисть словно оживала, будто танцуя по поверхности холста. Краски при смешивании приобретали  фантастические оттенки, переходя от нежной пастели к ярким насыщенным тонам.
 
С каждым легким мазком кисти молодой художник создавал и совершенствовал прекрасный образ. Чей? Ну, конечно же, молодой девушки. Он изобразил ее, как придворную даму, в прекрасном легком, будто невесомом, платье, отделанным тонким белоснежным кружевом. На платье играли солнечные блики лучей, которые проникали сквозь густую зелень увитой плющом беседки, в которой на скамье сидела незнакомка.

Сама девушка тоже казалась солнечным лучом, так гармонично в ней сочетались молодость, красота и одухотворенность – это главное украшение красоты. Глаза ее были необычного зеленоватого оттенка, черты – привлекательны, а волосы имели натуральный пепельный оттенок, какого нелегко добиться даже известному цирюльнику.  Пышные волосы красиво обрамляли прелестную головку девушки.
Эжен, начав писать картину, каждый день вновь и вновь возвращался к своему чуду, к своей картине, к выдуманной героине. А изображение на холсте все больше, казалось, оживало. Девушка внимательно и чуть лукаво, смотрела на своего мастера.  Это произведение было тайной Эжена, он о нем не рассказывал никому.

Однажды Мишель зашел к товарищу по какому-то спешному делу. Они были в гостиной, дверь в мастерскую была чуть приоткрыта… Скорее всего, обладатель портрета не успел прикрыть дверь, поторопившись. Мой друг каким-то чудом мгновенно охватил взглядом картину и оценил по достоинству, как она талантливо написана. Да нет же! С полотна смотрела настоящая живая девушка, казалось, она чуть скосила глаза в сторону и смотрит на него, Мишеля. Если бы вокруг был другой интерьер, то не было бы никакого сомнения в том, что это – живой человек.
 
Люди устроены так, что вещи необъяснимые их пугают. Так же, не по себе стало и моему товарищу. Решив необходимые дела, из-за которых он появился в этом доме, он, несмотря на все любопытство, поспешил покинуть пределы этого жилья. Тем более, что хозяин и сам был не прочь остаться наедине с собой.
Когда гость ушел, Эжен впервые в своей жизни почувствовал острый укол ревности. Он ни с кем не хотел делить свою красавицу, хоть она и была всего лишь принадлежностью полотна.
 
Не думайте, что это состояние перейдет у начинающего живописца в болезнь – нет, просто он понимает теперь, что в своей картине он почти достиг совершенства. Как жаль, что эта прекрасная незнакомка не живая девушка! Ведь он в нее почти что влюблен! Да где это видано, чтобы художник влюбился в плод своего воображения?! Ах, да – это история о Пигмалионе и его Галатее!   И, все же, как знать, чем может закончиться вся эта история? Ну, что же – будем следить за дальнейшими событиями…

Итак, наш художник продолжал день за днем работать над своей картиной. Он время от времени вносил некоторые поправки в нее, делая глубже фон,  живее сочную зелень, увивавшую беседку, с вклинившимися в нее золотистыми солнечными лучами, стараясь при этом подчеркнуть светлую красоту молодой девушки. Ее лицо от такой его работы приобретало все более живой вид.  Кожа была полупрозрачной, чуть розоватый ее оттенок добавлял чарующую нежность личику и рукам. Глаза же были необыкновенными. Наверное, в далеком средневековье инквизиторы отлавливали красавиц, обладательниц таких вот чарующих глаз.  Глаза словно принадлежали живой девушке во плоти, казалось, что их обладательница только что перешагнула через воображаемую раму и, оказавшись в этом благодатном месте, устроилась отдохнуть на изящной тонкой работы резной скамейке.      

В остальном же жизнь нашего героя не претерпела изменений. Он продолжал несколько дней в неделю посещать академию, был на отличном счету у своих учителей, некоторые из которых были известными художниками, внесшими немалый вклад в развитие этого вида искусства.

Уже прошло жаркое лето, его сменила желто-багряная осень, еще убаюкивающая своим теплом окрестности. Однажды выдался холодный день, который был будто прологом грядущих холодов.  Эжен шел  по набережной в наглухо запахнутым строгом сером сюртуке, слегка наклонившись вперед, сопротивляясь ветру.  Холодный неугомонный ветер развевал его вьющиеся волосы, отбрасывая их назад, открывая при этом лицо. Наш герой спешил, погода же только способствовала этой спешке, подгоняя идущих прохожих.

Он был недалеко от дома, в котором жил, когда, случайно опустив вниз глаза, увидел прямо под ногами небольшое золотое колечко, с красивым зеленым ограненным камешком.  Не имея привычки поднимать чужие вещи, на этот раз он все же наклонился и поднял прелестную ювелирную вещицу. Рассматривая ее,  Эжен заметил, что кольцо было маленькое, впору только женщине с тоненькими пальчиками.

Вскоре молодой художник быстро взбежал по широким каменным ступенькам в подъезд дома, и поднялся на третий этаж. Зайдя в свою небольшую квартиру, он спешно сбросил свой сюртук  и сразу бросился в мастерскую, к своей любимой картине. По-прежнему держа в руках колечко, он почему-то подумал, что девушка, нарисованная им, была бы не против того, чтобы ей его подарили. 

Вдруг, какая-то неизвестная сила, словно невидимый магнит, притянула кольцо к нарисованному изображению. Эжен вначале даже подумал,   что он выронил колечко, хотя звука его падения слышно не было. Подняв же глаза и взглянув на картину, он понял, в чем дело. Колечко красовалось теперь у его прелестницы на безымянном пальчике правой руки. Оно оказалось впору ей, а кроме того, оно, найдя себе такое чудное пристанище, засияло необыкновенным, словно неземным, светом.

Девушка же, казалось, слегка  благосклонно улыбнулась своему создателю. Или ему это только показалось?

Только теперь герой нашей правдивой повести понял, что вот сейчас, прямо у него на глазах,  произошло чудо, а доказательство его он видел на своей картине. Наш друг, рисуя картину, полюбил ее, как мать своего ребенка, как примерный отец семейства своего первенца.  Это была не просто работа его умелой руки, но работа души и сердца, вот почему он, буквально вдохнул жизнь в свою картину.  Не стоит удивляться  поэтому, что она получилась такой удачной.  А мы про себя добавим,  что скорее всего, здесь не обошлось без какого-то волшебства.

С этого дня время от времени к молодому, подающему надежды таланту приходили его друзья, которые могли увидеть своими глазами прекрасную незнакомку.  Постепенно в городе поползли слухи об этой диковиной картине. Один из приятелей Эжена привел как-то своего знакомого, который хотел непременно увидеть несомненный портретный шедевр уже известного и продвинутого пейзажиста. 

Молодые люди, придя в гости, вели себя весьма скромно, и долго не решались сказать о причине своего прихода.  Потом  все же осторожно намекнули на портрет. Эжен и на этот раз  не отказал друзьям.  Когда он завел их в свою мастерскую, то тот, кого привели к нему впервые, был явно чем-то поражен, хотя и не сказал, чем именно. Однако настроение у художника почему-то испортилось, хотя причина этого ему самому не была ясна.  Как только приятели ушли, какое-то предчувствие подсказало нашему молодому мастеру художественных изображений, что за этим посещением непременно что-то последует. Что именно будет, не было понятно ему самому. Это была какая-то странная  смесь тревоги и, в то же время, какого-то необъяснимого душевного подъема.

Время между тем бежало, согласно своим обычаям, вперед, жизнь шла своим чередом, без кардинальных изменений. Эжен продолжал заниматься и писать картины, которые давали ему возможность безбедно жить и работать.  Приближалась зима. В тот день выпал первый снег, небольшой, похожий даже больше на крупу.  Было еще относительно не холодно, но многочисленные прохожие, путешествующие по своим делам  или неспешно прогуливающиеся по притихшим улицам, надели уже теплую верхнюю одежду и обувь, украсили себя головными уборами и подняли воротники своих пальто, для защиты от наступающих холодов. 

Молодой человек находился  в своей  мастерской, когда услышал мелодичный звон колокольчика, возвещавшего о том, что к нему пришли посетители. Какой-то внутренний голос подсказал ему, что именно сегодня произойдет событие необыкновенное, которое повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Служители богемного искусства обычно обладают хорошо развитой интуицией,  которая еще и развивается в процессе их творческой работы. Таков был и наш герой. Сердце, ум, интуиция – все подсказало ему, что вот сейчас должно произойти что-то очень важное.

Когда он прошел через небольшую прихожую к входным дверям и открыл их, то перед ними стояли двое: тот самый юноша, которого приводил к нему его приятель, а рядом с ним стояла молоденькая девушка, в темно-бардовом пальто с пелериной и в модной в те времена шляпке, завязывающейся лентами на подбородке.  Как только Эжен взглянул на нее, то сразу же пришел в полнейшее смятение – перед ним, совершенно во плоти  ожила девушка с его картины. Не было даже сомнений, что портрет будто написан с нее самой.  Та же стройная фигурка, то же миловидное чуть закрашенное легким румянцем лицо, с большими зелеными, опушенными длинными темными ресницами,  глазами, из-под шляпы выбились вьющиеся пышные волосы того же пепельного оттенка, который был так знаком художнику по его картине. Ведь он сам  подбирал, не так давно, эти нежные оттенки красок. 

Художник, не отрывая взгляда, смотрел на девушку, а она – на него. И должны вам сказать, что если и существует в природе любовь с первого взгляда, то это, несомненно, была именно она. Тот невидимый легкий и прочный мостик моментально соединяет двух молодых людей, когда они только увидят друг друга.

Наверное, этот непривычно долгий взгляд продолжался бы еще, если бы не вмешался молодой человек.  Он первый заговорил, внеся в обстановку изменения. Как чуть позже выяснилось, он был двоюродным братом девушки. Его звали Альбером, а девушку - Франсуазой.  Да, ее звали Франсуаза Депре, она была дочерью небогатых родителей, которые были известны в городке как люди добропорядочные, но строгих правил. Отец Франсуазы имел во владении небольшую швейную мастерскую,  у него были клиенты не слишком богатые,  но несколько нанятых белошвеек-модисток,  совсем недурно выполняли свою работу по пошиву одежды на заказ. Семья, в которой воспитывалось несколько детей, из которых Франсуаза была старшей,  жила небогато, но безбедно, не слишком эксплуатируя при этом девушек.  Если и существуют хозяева добрые, то именно таковым был отец Франсуазы.  Мать ее была почти ангелом.  Девушка  внешне очень живо напоминала ее. Должно быть, матушка Мари была в молодости такой же, как дочь.

Итак, знакомство наших героев состоялось, и они нашли друг друга, портрет сыграл в этом очень важную роль. Знакомство их имело свое продолжение, и каждый из них находил в другом,  все новые и новые положительные черты. В один  из дней Эжен рассказал девушке таинственную историю с зеленоглазым колечком. Девушка была изумлена рассказом и даже не скрывала этого. Впрочем, так было бы с каждым, кто оказался на ее месте.

Уже близилось обручение  Эжена и Франсуазы, семья Депре не возражала, считая, что молодой художник – отличная  партия для их старшей дочери.

Начало было замечательным, но непредсказуемая жизнь часто вносит свои поправки, о которых мы даже и не подозреваем. Так случилось и с нашими героями. Пока еще они ни о чем  не догадываются, но события уже грядут.  Они уже в пути и их остановить практически невозможно именно потому, что главные действующие лица этого жизненного спектакля о них ничего не знают.

Фото из Интернета