Вспоминая Виктора Сергеевича Набутова

Виктор Кутуркин
          В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Виктора Набутова,  самого известного человека в ленинградском спорте.  Он был превосходным футболистом,  баскетболистом,  играл в волейбол и теннис.  Закончил с отличием Ленинградский электротехнический институт,  воевал, и в 1942 – м  году участвовал в “блокадном” матче в Ленинграде.  В 1948 – м году стал работать радиокомментатором, а позднее и на телевидении. 
          Я стал болельщиком в конце пятидесятых и хорошо помню, с каким нетерпением ожидал трансляции футбольных матчей.  И какое радостное чувство охватывало меня, когда  слышал: -  У микрофона Виктор Набутов!
          Можно было даже не сомневаться,  что его  репортаж  будет  точным, профессиональным,  грамотным.  Но  это был и театр у микрофона.  Театр одного актера.  Виктора Сергеевича отличало невероятное остроумие и артистизм.  Видевшие его на футбольном поле в амплуа вратаря,  рассказывают, что и в игре  Набутова присутствовал артистизм, желание эффектно сыграть,  что называется “на публику”. Комментатор  - профессия публичная,  требующая отличного владения русским языком,  а он у Набутова бы великолепен. 
           Вспоминает Геннадий Орлов: -
            “ В 1966 – м году я пришел в Зенит и понял сразу,  какую значимость имеют слова Виктора Сергеевича для игроков команды.  Оценка была настолько авторитетной,  что его боялись игроки Зенита.  Болельщики обожали.    Всегда давал справедливую оценку”.
            До мельчайших тонкостей разбиравшийся в спорте,  Набутов обладал обостренным чувством справедливости, правды и позволял себе острые суждения. 
Когда в 1967 – м году затормозилось строительство Дворца спорта Юбилейный из-за нехватки денег,  он непосредственно в эфире предложил пройти с “шапкой по кругу “ и скинуться болельщикам на достройку стадиона.  Начальство жестко отреагировало на эту “инициативу” и Виктор Сергеевич был на некоторое время отлучен от микрофона.
           Его отличал собственный стиль.  Неназойливо, скороговоркой,  своим неподражаемым баритоном он вел репортаж.  Шутил, иногда довольно остро, но ему все прощалось. 
          Комментирует волейбольный матч между командами СССР и Японии:
          - Подавать будет капитан наших соперников Хировата.  Подача! Мяч летит в сетку! Даааа!  Действительно неважно произвел подачу японский спортсмен!
         
          Он не боялся шутить, но все это было по месту и ко времени.
          Вспоминает журналист, фотограф Юрий Рост:
          -  Товарищеский матч Зенит – Фиорентина.  За победу каждому игроку было обещано 100 рублей.  Большие по тем временам деньги.  В Фиорентине играл Курт Хамрин – легенда шведского футбола.  Против него вышел играть Роберт Совейко. Биться за 100 рублей!   Набутов ведет репортаж:
          - Вот по флангу проскакивает Хамрин!  Все дальше, дальше,дальше! Это человек!!! 
            В атакующего шведа влетает Совейко и Хамрин улетает от удара за пределы поля на беговую дорожку.  Игрок поднимается, ноги ободраны, машет рукой и уходит в раздевалку.  Набутов продолжает репортаж:
           -  Человек столкнулся с Совейко!
           Вот за такие шутки и искрометный юмор, иронию его обожали болельщики.
           Вспоминаю баскетбольный поединок ленинградского Спартака и каунасского Жальгириса.  Против ленинградцев очень жестко, а порой грубо играл Модестас Паулаускас,  капитан сборной СССР.   Уже в первой половине матча он заработал пятый фол. Подскочив к судье начал что-то доказывать.  Набутов комментирует:
           - Ну что Вы так нервничаете, Модестас?  Оставьте судью в покое и садитесь на скамейку!  В этой игре Вы больше на площадку не выйдете!
           Рассказывает сын Кирилл Набутов:
          - Играет московский Спартак.  Игорь Нетто, недовольный решением,  стал нападать на судью.  Набутов не удержался и сказал:
          - Вот Нетто!  Немолодой уже человек, а прыгает как козел!
           Нетто обиделся и встретив Набутова напомнил:
         - Cергеевич!  Почему ты назвал меня козлом?
          Набутов ответил:
          -  Я не называл тебя козлом, а сказал – прыгает как козел!
         Набутову можно было все и прошалось все. Его знали даже те ленинградцы, которые  не интересовались спортом. Обаятельный веселый человек, неутомимый рассказчик.  Всенародно любимый спортивный комментатор.  Душа любой компании.
         Кто-то пытался сравнивать его с Николаем Озеровым.  Не буду оценивать, кто из них лучше.  Каждый из комментаторов работал на свою аудиторию.  Репортажи Озерова были рассчитаны на домохозяек и зрителей,  не особенно разбирающихся в тонкостях и перипетиях спорта.  Он был сдержан на язык,  не позволял cебе иронии и шуток, свойственных Виктору Сергеевичу и излучал оптимизм.  Заряжал слушателей своим энтузиазмом.  Набутов вел репортаж  без ура-патриотизма,  со знанием дела, интересно,  доходчиво и без ложного пафоса.  Он давал квалифицированную оценку действиям игроков, хорошо понимал игру и избегал штампов и повторов.
         Часто встречался с болельщиками.  Вспоминает Геннадий Орлов:
          -  Это называлось встреча с народом.  Поговорили, а потом он сел за рояль – начал играть и петь.  Все обалдели!
           В 1971 –м году я был на встрече Николая Озерова с болельщиками.  Ничего нового для себя и особо интересного я не услышал.  Коротко о себе,  немного о странах, в которых побывал и как однажды вел репортаж с дерева.  Это была всем давно известная история.  А об одной из встреч Набутова с любителями спорта хочу остановиться подробнее.
           Только что закончилась Олимпиада в Мюнхене в 1972 году.  Наши баскетболисты вырвали победу у  американцев в последние три секунды.  Навсегда в истории останется золотой бросок Александра Белова.  Виктор Сергеевич не только рассказал подробно об игре, но и обстановке, которая была абсолютно нервной и непредсказуемой после матча.  Как долго совещались судьи для принятия решения,  и игроки переживали в раздевалке.  И радость всей нашей делегации, когда с перевесом в один голос победа была присуждена сборной СССР. 
            Потом были вопросы:
           - Ушел из футбола Лев Бурчалкин. Есть ли футболист способный его заменить?
           Отвечает Набутов коротко и по делу:
           -  В ту силу, в которую играл Бурчалкин, заменить его не так уж и трудно!
           Еще вопрос:
           -  Правда, что Марк Тайманов после проигрыша Фишеру ушел из шахмат?
           Ответ не заставил долго ждать:
-       -  Не из шахмат, а от жены Любови Брук он ушел!
-               В этой, запомнившейся мне встрече, Набутов рассказал как в Мюнхене советские журналисты, и комментаторы смотрели в гостинице первый матч хоккейной суперсерии СССР – Канада. 
-         Рассказывает Набутов:
-        -  Перед встречей канадские журналисты говорили,  что у советских хоккеистов нет никаких шансов, и они проиграют с разгромным счетом. Началась игра и уже через тридцать секунд нам забивают шайбу.  Канадская делегация размещалась в соседних номерах и к нам тут же заходит их представитель и объясняет, какой хоккей мы сейчас увидим.   А когда нашей команде забили вторую шайбу,  то в номер ворвалась вся канадская делегация, с бутылками и предложением выпить за самый лучший в мире хоккей.  А потом игра выровнялась,  наши забивают шайбу, затем еще одну и игра идет в одни ворота. А когда матч закончился со счетом  7 : 3,  мы , с разрешения руководителя делегации скинулись,  купили бутылочку и пошли к расстроенным канадцам выпить за наш хоккей.
-          Виктор Сергеевич был рассказчик от природы и мог травить,  по выражению его сына Кирилла так,  что народ “усыхал”.  Этого незаурядного человека характеризовал высокий уровень свободы,  особенно в то непростое время. Он был своим человеком для города и всегда говорил правду.
-           Набутова не стало в июне 1973 – го года.  Это было шоком для города. Cлухов не было.  Причина смерти сразу стала известной.  Он подавился шашлыком в сауне на Зимнем стадионе.
-           Кирилл Набутов:
-          - Похороны отца были проявлением народной любви. Вся Манежная площадь была заполнена людьми.  От улицы Ракова, к Фонтанке, Невскому, улице Восстания. 
-        Он не получил звания заслуженного, но был народным мастером спорта.
-          
-        
-