Сердце друга 90

Гунаев Иса
Начались трудовые будни друзей.
Сулиман с Хасаном не забыли и не отказались от своей главной цели поступления на службу - найти и наказать убийц брата Хасана. Но, действовать нужно было очень осторожно. Задача была не из легких. Убийцы, конечно же догадывались что их возможно будут искать, и постоянно были на чеку. И Сулиману с Хасаном, ни словом ни действиями нельзя было позволить себе неосторожных действий чтобы не запугать "жертву".
Чеченцы, как и все кто знаком с менталитетом местного населения, знали, что за кровь придется ответить только кровью. Ни тюремным сроком, ни материальным откупом, убийца не мог уйти от ответа. Издревле, одним из самых оскорбительных упреков чеченцу было то, что он не может отомстить за кровь.
Для человека далекого от знаний менталитета чеченцев, этот закон покажется диким. Но в Чечне, он служил сдерживающим фактором. Кровная месть, не объявлялась человеку идущему по улице. Из-за того что не понравилась его форма одежды, взгляд или походка. Кровная месть объявлялась человеку, пролившему кровь. Чтобы осудить или оправдать этот обычай, нужно знать и обратную ее сторону. Обратная сторона обычая кровной мести, обряд "стаг вититар" (прощение крови. Чеч). Случаи бывают разные. Кто-то проливает кровь по неосторожности, кто умышленно. Как правило, в случае умышленного пролития крови, обряд "стаг вититар" использовался не во всех случаях. А только в том случае, если человек превысил меры самообороны.
В случае же с убийством брата Хасана, был страх убийц его старшего брата, что убитый ими младший брат, может заняться расследованием убийства своего старшего брата. И Хасан, не мог им этого простить. Чтобы никто не мог упрекнуть членов его рода, в не состоянии постоять за честь рода. Кроме Хасана, возможно поиском убийц занимались и другие его братья. Но Хасан об этом ничего не знал. Как и не знали о его планах другие его братья. Но, первый, кто настигнет и накажет кровника, должен был предупредить остальных, что кровь отмщена, и прекратить поиски.
Сулиман же, находился рядом с другом, чтобы защитить его в случае необходимости.
Среди сотрудников правоохранительных органов, как и среди людей находящихся вне закона в лесу, были люди на чьих руках кровь невинных людей. Они как правило, были очень осторожными и держались друг за друга. Не из дружеских побуждений, а из-за страха за свою жизнь.
Боевики в горах в последнее время никак себя не проявляли. Но сотрудники милиции всегда были наготове, а в свободное время проводили практические и теоретические учения.
В горных районах сотовая связи еще не была налажена. По прибытии в город, Сулиман сразу же связался с Андреем и поблагодарил его за финансовую поддержку.
- Это все ерунда, Сулиман, – сказал Андрей. – Я знаю, что это не деньги для строительства дома. Но это то, что у меня было в наличии на тот момент. Используй пока эти. Я знаю что ты не попросишь у меня помощи. Я приеду, как только смогу. Ладно, я в дороге. Будем на связи, удачи Сулиман. Береги себя.
В первый из свободных дней, Сулиман с Хасаном поехали в одну из строительных баз. Закупить, уже в третий раз, стройматериалы для строительства дома. Если раньше, при Ичкерии, на те деньги что имелись у Сулимана можно было построить и обустроить целый дом. Так как в те времена люди покидали республику, почти никто не строился. То теперь, все было - наоборот. Люди начали возвращаться. Цены на стройматериалы резко возросли. И в отличие от времен Ичкерии, выбор был большой.
Жизнь постепенно налаживалась.
Сулиман смог купить только кирпич и пиломатериал, и то не на все планируемое строительство. На большее не хватило денег. Еще он купил трех бычков и раздал садакъа за невинных жертв войны. И теперь оставалось только ждать лучших времен.
В свободное время, Сулиман ездил на свидание к Айшат.
Здесь его уже знали все подруги и сестры Айшат, и появлению Сулимана, радовались не меньше ее самой.
- Приезжай к нам чаще, – попросила его как-то одна из двоюродных сестер Айшат. – С тех пор как вы познакомились, Айшат очень изменилась. Стала веселой, жизнерадостной. Снова начала цвести.
Сулиман тоже заметил изменения в поведении Айшат. Она стала чаще улыбаться. Конечно, скромность не позволяла ей в этом признаться, но ее поведение, улыбка, говорили сами за себя.
И на этот раз Айшат пришла к роднику в хорошем настроении.
- Здравствуй, Айшат! – приветствовал ее Сулиман. – Как дела? Как мать поживает?
- Добрый день! Спасибо. Все по-прежнему. Что у тебя нового?
- Да так. Тоже ничего особенного. Работа дом, дом работа.
- Сильная женщина, твоя мама.
- С чего ты взяла?
- Я бы своего сына не смогла отпустить на такую опасную работу.
- А что здесь удивительного? Жизнь сейчас такая. Ты думаешь, она спокойна когда меня нет дома? Когда бы я не приехал домой, всегда застаю ее в ожидании. Или сидит у окна, или на лавочке во дворе.
- Наверное, ждет тебя, как и я. Ой! – Айшат покраснела от стыда. – Я не то, вернее, не так хотела сказать. Просто я рада, что у тебя все хорошо. Ну, что ты жив, здоров.
Айшат сильно растерялась, не зная как выкрутиться из создавшейся неловкой ситуации.
- Айшат. Выходи за меня замуж.
У Сулимана подкосились ноги. Он не собирался этого говорить, но слова как-то сами вылетели из уст. Теперь и он не знал, как исправить положение.
В этот момент, между ними вспыхнула какая-то искра. Молодые и сами не могли понять, как это произошло. Обе сказали конечно то, что и хотели сказать, но слова имели сумбурный характер. Они выражали чувства, которые неподвластны какой-либо стандартной системе и не принимали запланированную форму.
- Прости, – сказала удаляясь Айшат. – Наверное, я дала повод с собой так обращаться. Я хотела сказать, что я рада тебе как другу, как хорошему человеку.
- Подожди, Айшат! Не уходи, – просил ее Сулиман. – Дай мне возможность объясниться.
Но Айшат уже не слышала его. Она даже забыла про ведра, с которыми пришла за водой, и побежала домой.
Все собравшиеся тайком наблюдали за Сулиманом и Айшат. Они здесь всегда были в центре внимания. Но происшедшее повергло всех в шок. Конечно все понимали, что Сулиман не позволит себе сказать ничего оскорбительного Айшат. Но что между ними такого могло произойти? Этот вопрос сейчас задавал себе каждый из наблюдавших за происходящим недоразумением.
Сулиман постоял еще некоторое время, пока Айшат не скрылась за воротами своего дома, и быстрыми шагами направился к машине.
- Поехали! – бросил он на ходу другу.
Хасан попрощался с девушками и побежал за другом.
- Что произошло? – спросил Хасан, когда они отъехали от родника.
- Не знаю, что на меня нашло, – после небольшой паузы сказал Сулиман.
- Не понял. Ты ее оскорбил чем?
- Нет конечно. А вообще-то, может и оскорбил. Черт ее знает.
- Может, поделишься?
- Представляешь, ни с того ни с сего предложил ей выйти замуж.
- Всего-то? – рассмеялся Хасан. – А что она еще от тебя ждала? Ты же сюда ни от безделья ездишь? К этому все и должно было прийти.
- Да. То есть. Может быть. Но ведь до этого и намека даже на это не было. Она и с первой встречи мне сказала, что между нами могут быть только дружеские отношения, приятельские.
- Конечно, скажет. Но как между парнем и девушкой могут быть дружеские отношения? Тем более у нас. Тем более здесь, в этих горах. Я понимаю еще в городе. Где больше свободы, возможности и времени пообщаться. С сотрудницами, или однокурсницами например. Но здесь, когда каждый все видит, всех знает. Это нереально просто. Вообще-то, это для меня тоже новость. Ты же и мне ничего об этом не говорил.
- Я даже сам не пойму, как это сказал. Не планировал ведь.
- Просто любви к ней в тебе слишком много накопилось, что больше не смогла она оставаться внутри. Места ей мало в груди. Вылетела.
- Да ладно тебе прикалываться.
- А что? Вообще-то, все к этому и должно было прийти. Но если бы ты меня предупредил, мы сделали бы это как-то по-деликатней.
- Я же говорю. Я сам не понял, как это сказал.
- Пустяки. Дело поправимое. Ничего страшного, опасного, криминального не произошло. Эх, что бы мы делали без законов предков?
- Ты о чем?
- На все случаи жизни придуманы ими законы, правила, порядки.
- Не понял.
- Что тут непонятного? Мешок на голову, и…
- Подожди. Ты имеешь в виду похищение?
- Ну да. С мешком на голову я правда, перегнул. Но запихнуть в машину и улететь со свистом - это реально.
- Подожди. Ты по ходу и за меня все решил. Я не давал согласия.
- Время еще есть. Думай. Такая красавица дома долго не засидится. Это пока она дома. Но сейчас люди возвращаются в республику, жизнь налаживается. Так что, если тянуть с этим, ты рискуешь ее потерять.
- Да никогда в жизни я не соглашусь на похищение. Ты что?
- И чего ты собираешься ждать?
- Не знаю. Но похищение исключено. Это однозначно. Как мне дальше с ней после этого жить?
- А как до нас жили? Да. Вот простой пример. Розу ведь, тоже похитили. И что? Помнишь свою первую реакцию? А сейчас, счастливо живет.
Сулиман призадумался.
- Слушай, – после небольшой паузы сказал он. – А может, это и вправду - идея? А? Нет. Не могу я с этим никак согласиться. Ведь у нее еще и мать прикована к постели.
- И что? Ты собираешься ждать, пока она умрет?
- Не говори так.
- Ты похоже забываешь, где находишься. Ты в Чечне, братан. Не где-то там, в Волгограде или Петербурге. У нас старых, больных и немощных в интернаты и дома престарелых не сдают. Позор всему роду. Да и вообще, вы же не бросаете ее. Просто до завершения церемонии родня за ней присмотрит, а потом уже будете решать. Или навещать ее будете, или будешь на время оставлять Айшат дома, с матерью. Забрать мать вам все равно их родственники не позволят.
- Слушай, мне начинает нравиться твоя идея. Ведь ничего плохого в этом нет.
- Мой друг взрослеет и умнеет прямо на глазах. Конечно, нет.
- Да. Это дело надо будет обмозговать.
- Вот теперь я тебя слышу. А то, «не соглашусь», «не позволю», «не допущу». Может, это и будет против ее воли. Но вы ведь, любите друг друга. Это заметили все. Просто обстоятельства вам не позволяют сейчас жениться. Ну, в смысле, как положено. Со сватами, со столами и все такое. Наше дело привезти ее. А старики все уладят миром. Даже кровников мирят. А здесь? Да это же просто милое дело.
- Да, действительно. Законы гор, обычаи предков. Здорово! Ничего не надо придумывать. Все за нас сделали. За нас и для нас. Нам остается только жить и соблюдать обычаи предков.
- И религию - дополнил Хасан.
- Это само собой, разумеется.
* * *