Контуры и силуэты

Инесса Завялова
       
   Что может быть лучше творчества? Чистого и вдохтовенного!
   Вдох мира и любви, красоты и чистоты, нежности и верности, праведности не от святости, а от правильности, потому как до святости, до апостольства, до высоты святых, мы, конечно, не приближены бытностью, бытийностью и сознанием – от слова знание.         
      Мы все разные! В это мы я включаю всех, кто что-то создает, творит то нечто, кое является миром духовным, миром духа, но опять таки миром духа человеческого, а не миром Ангельским и не миром Святости. Мы не святые – мы люди! 
      У каждого этот вдох, этот дух, душа – разные. Это не плохо и не хорошо, что мы не одноликие в хорошем и светлом, а разные! Так и должно быть! Ибо мы живем в мире разности, в многограннике жизни.
      Спектры творчества у всех разные. Каждый художник, поэт, писатель отличается. Безусловно, есть линии пересечения у творческих людей – одинаковые, линии обоюдных тем схожие. Единые образы посещают многих, посещают в одно и тоже время или в разное время жизни, в разное время переживаний о мире и о его устройстве – это верно! Это и есть живая ткань жизни!
   Мне хочется рассказать о двух встречах, о двух историях  жизни.
  Там далеко, где шумит река Тиса, где леса и горы, мой далекий и родной поселок, там моя дальняя и близкая родина. Это прошлое, но оно есть!
     Рядом, по соседству с нашим домом жила  девочка, по имени Лиля.Мы дружили как и все дети, детская светлая дружба. Лиля очень любила куклы. Ее дедушка сделал ей небольшой кукольный театр, с настоящей театральной ширмочкой, а моя мама покупала нам много кукол. И кукол было огромное множество. Покупали куклы в подарок и друзья моих родителей, это были необычные куклы - театральные.Покупал куклы и дедушка Лили, даже некоторые куклы привозились под заказ, с Венгрии или Чехословакии.
       Я часто приходила к Лиле играть в кукольный театр, это было необычное знакомство, в том добром мире поселка Тересва, с куклами, где не было кукольного театра и театра вообще, знакомство с куклами было живое и творческое.
     Дедушка Лили построил для внучки, во дворе, небольшую сказочную полянку из сказки “Белоснежка и cемь гномов”, где были и гномы, и Белоснежка, и их домик из граненных камней, а на втором этаже огромного дома ютилась  настоящая комната Шерлока Холмса. Было кресло-качалка и много всего разного. Конструкция сказки “Белоснежка и семь гномов” во дворе есть до сих пор!
     Маленький кукольный мини-театр существовал! Потому что мы играли в сказки и придумывали их порой на ходу. Дедушка Лили не  вмешивался в наши сюжеты и режиссуру. Соседские дети-малыши были довольны. Дома моя мама учила меня правильно читать книги. Она настаивала на том, что когда читаешь книгу, должны возникать образы, как кинолента, тогда книга оживает и ее читать интересно. Отец утверждал, что книги заставляют мыслить. Мы покупали много книг. И это была самая большая моя радость!
     – Все книги умные, живые, – говорила моя мама Евгения, там истории о людях и их жизни. Любовь к книгам и куклам пришла ко мне в необычной игровой форме.
     Мы с Лилей, будучи маленькими, нам было лет по восемь, проваливались, погружались в странный мир мини-театра, мир сказок и необычных историй. Так происходило мое первое знакомство с куклами и книгами. 
     Наши судьбы с Лилей разные, мы давно выросли, Лиля живет в Германии- история детства закончена. 
     Моя новая взрослая тропинка-знакомств с куклами привела меня к мастеру, к художнице, которая создает настоящие куклы в г. Николаеве. И теперь,  я просто уверена, если бы не друг моих родителей, если бы не дедушка моей подруги Лили, я вряд ли любила бы так куклы и их истории как люблю их сейчас.
     Возможно, вдохновение Лилькиного дедушки, привело меня к наблюдению за работами разных мастеров-кукольников. И скорее, в мастерстве создания куклы из глины или из другого материала, я мало что смыслю, с точки зрения профессионализма изготовления, с точки зрения штучности: как это сделать, как создать эту живую материю с полимерной глины или из чего бы то другого, материалов много. Я не знаю это искусство как мастер, создающий куклы. Я не умею ваять куклы прикосновением пальцев рук, я умею, наверное, лишь их чувствовать, как уникальную  работу. Я  пишу сказки, но это совсем другое вдохновение содержания и формы.
  Впервые в Николаеве я попала на выставку к Е.Н.Маркитан в последний из дней выставки, в прошлом 2016 году, Она выставлялась в библиотеке им. Кропивницкого. Мое внимание привлекла кукла "Флора". Она как будто раскачивается на облаке. Она олицетворение природы живой и крылатой. Я попыталась ходить по залу по-разному. Сначала я просто рассматривала работы, не читая названий, потом я подходила к каждой кукле и казалось они разговаривали, рассказывали свои истории, за их шепотом слышался мастер-художник, который наверняка, о чем-то с ними переговаривался. О чем-то мечтал и размышлял. И уже по третьему разу я подошла к тем куклам, которые меня позвали, и мне хотелось с ними сфотографироваться, и радоваться, что они есть!
       Названия куклам дает автор, но каждый ощущает увиденную куклу по-своему. Кому-то кукла напоминает грусть, кому-то фею, кому-то музу. Все слышат и видят разное. Возможно… из увиденного, что-то совпадет с ощущениями автора, а возможно… каждый видит в кукле свое.
   Со временем я пригласила Е.Н. Маркитан  на презентацию своей новой книги “Солодкі кулінарні марева… Пригоди Ворохтуна, Даринки і Мирославчика в незвичайному світі дітлів”. Приглашала многих. Был в зале третий класс, классный руководитель, телевидение,  еще взрослые, было много интересного и нового для детей, потому что книга о приключениях, о разговрчивом Ворохтуне, который любит кулинарию, любит моду, но все время попадает впросак со своими одеяниями, его фиолетовые туфли веселят Даринку и не только ее, Ворохтун необычный, потому как он не из мира людей. Он добрый и веселый. Осталось видео о встрече.
     У меня давно была идея, чтобы персонажи из сказок ожили, были настоящими куклами. Но авторская работа – это вопрос многих пунктов: время, желание автора-кукольщика, денежный момент. Поэтому я медлила и сама еще не знала как все состоится. И состоится ли вообще.
     Елене Николаевне понравился персонаж. И уже через несколько месяцев она написала в фейсбуке, что родилась мысль… Ворохтун – живая кукла. Была Троица.
     Идея создания куклы – совпала, обоюдная. Все случилось и состоялось. Ворохтун получился очень даже ничего, безусловно, у каждого свое видение образов. На внутренних экранах сознания  у каждого человека мелькают свои образы от пережитого. Это не видения, и не медитационные грезы, это воображение! Его можно развивать, а можно и наоборот, ставить ему преграды. Особенно это касается взрослых, которые часто делают нелепые замечания детям, которые фантазируют. Пусть фантазируют! Пусть рисуют и лепят! Не трогайте вдох мира и любви в детях! Пусть дети купаются в сказках и в любви к куклам и к книгам!
      Небрежные колкие замечания уничтожают не только фантазии, а мир духа, живущий в маленьком и добром ребенке, который так мало знает о взрослой и порой хитрой и коварной жизни. Материя жизни ребенка, который позже станет взрослым, может стать красивой, если мы взрослые будем все вместе, все, кто могут и хотят создавать пласт культуры и духовного живого и возвышенного не фальшивыми обещаниями себе и другим, а реальными действиями.
    У Е.Н. Маркитан много кукол, ее серия, цикл Ангелы – многогранная! Необычная! Светлая! Добрая! "Ангел-неба" как полет в миры, где мы не бывали, где только мечта. Есть Ангел в понимании библейском каноническом, Ангел в понимании метафизическом и абстрактном, потому как у всех метафизика разная, своя вера есть у всех!  Ангел-земли, как Ангел-человек, человек обычный, мечтающий и парящий, такой образ тоже присущ в коллекции кукол мастера.
    Два последних Ангела – это новая работа Е.Н. Маркитан. Ангел как человек в бордовом атласном платье удивляет, впечатляет и возможно, если падает темная световая тень, о чем-то предостерегает и волнует. Возможно… ангел сбросит крылья и превратиться в сказочницу или… путешественницу… волщебницу…
    "Ангел в белом с  дудочкой" – Божественный, Ясный. О нем писать даже сложно, настолько он чист. Мне видится он, как Ангел-радости.
    Куклы можно смотреть утром и вечером. Они как люди: говорят о разном. По серьезному утром и немного устало  о вечном и обыденном вечером.
   "Муза поэзии и творчества в зеленом"  –  легкая и непринужденная. Лично мне она напоминает  мавку или лесную фею. Муза застыла в творческом полете и ждет только чуда - волшебного прикосновения к тому, кто  сумеет принять ее полет!  Кто близок к преображению смысла и формы!
   Поверьте! Сказка рядом! Я люблю сказки! Наш мир наполнен добром! Нужно только поверить, что все возможно, что светлое и доброе существует.
   Мне импонируют мастера-художники не создающие зло, не создающие  негативных персонажей.   В этом мы чем-то похожи с Е.Н. Маркитан. В данном случае материя добра первична, как и первично знание о добре!
      Все сказки, которые мне удалось написать заканчиваются добром. Все куклы Е.Н.Маркитан  воздушные и очень мечтательные. Не замечается плотная текстура глины, нет топорности в работах. Восторг! Но спорить с рисованием образов можно. Их можно принимать, можно в собственном воображении еще дорисовывать! Фантазируйте - это прекрасно! В коллекции Елены Николаевны тридцать три куклы. Как говоhит сама художница, все куклы, все образы привязаны к разным событиям. Что-то есть от мечты, что-то от реальности, некоторые персонажи из книг.
      Кто-то когда-то сказал, что первые куклы были созданы в древнем мире как куклы богов, в которых верили люди. Очень романтическое начало у этих необыкновенных существ. У всех детей есть кулы и у девочек и у мальчиков, а если родители не подарили детям игрушку-куклу, дети сами создадут куклы, из любого материала, и неважно из чего, в этом можете даже не сомневаться. Почему такая магия, магия как материя, у этих удивительных существах? Ответы есть, но пусть этот вопрос останется риторическим. 
      Коллекцию кукол Е.Н. Маркитан  нужно смотреть, о ней говорить много не нужно. В библиотеке им. О. Гмырева весь месяц март куклы  вдохновляли и впечатляли всех, кто приходил с ними пообщаться !
 Думаю, их должны видеть и взрослые и дети! 
   Тогда на встрече, на презентации моей новой книги “Солодкі кулінарні марева та…”, кто-то из детей спросил, как я пишу? Пишу ли я от  ума и прагматизма или что-то иное? Я ответила, что пишу от вдохновения, от настроения, думаю, что многие авторы пишут и создают лучшее от гармонии и счастья.
    Е.Н. Маркитан как-то мне призналась, что создает куклы, как только есть свободная минутка. Некогда говорить о плохом, некогда говорить о бытийном и низменном. Есть время создавать новые и красивые образы светлого мира, который стучится к кажому! Е.Н. Маркитан немногословна, ее куклы говорят о авторе много, куклы сделаны с любовью!
    Я верю в это и пытаюсь следовать тому, что мир Светлый и Чистый подталкивает нас к тому, чтобы проснулась в нас Эллада, в лучшем толковании этого слова и понятия, чтобы наступил  Рассвет – новый день, Расцвет цивилизации мира и добра! И это не словесная патетика, это реалии Мастеров, которые есть в г. Николаеве и не только в Николаеве. Реалии Л.М.Шкарубы. который создает из дерева уникальные иконы и не только иконы, это Одробинский Ю. В. прикасающийся к дереву тонко и мягко. (Дерево говорит с мастерами-резчиками, рассказывает смысл миров, я в этом уверена). Это и художница Ксения Калмыкова, которая нарисовала своего Ворохтуна, он весело сидит на полочке, на обложке книги. Ксения проиллюстрировала четыре мои книги - ее рисунки прекрасны!
 Как-то Л.М. Шкаруба сказал, что он любит смотреть на печальные деревья осени в них музыка, необыкновенная музыка грусти, беззащитности и обнажения – ведь не скоро весна! Дерево теплое даже зимой – это точно! И сильное! Сила и беззащитность!
    Я не пишу хвалебную оду ни себе, ни Е.Н. Маркитан ни другим мастерам. Творчество – это особая страна!
   Пусть город Николаев соответствует  великому Святому – Святому Николаю, его Апостольскому живому потоку любви, его красоте духа! 
   Пусть поменьше в нас будет фарисейства и торгашества. Ведь работы зачастую многих Мастеровых бесценны – они  оплачены любовью и творчеством!   
 Ну вот… и рассказала вам историю вторую: о мастере-кукольнике  г.Николаева Е.Н.Маркитан и не только о ней.
     Все в мире переплетается, все имеет свои ключи времени и событий. Но все происходит и случается только тогда, если мы сами в состоянии прикоснуться к прекрасному и новому в другом человеке.
    Порой содружество и пересечение каких-то людей – долгое. Порой только   память хранит уходящее время.  Наш с Лилькой маленький детский театр-кукол – помнится контурами и силуэтами детства. Эти контуры и силуэты колыхнулись для меня на выставке… 
      Куклы художницы Е.Н. Маркитан – реалии нынешних дней. Они притягивают и манят думать о мире грез, о мире, в котором все совершенно!

      Может в вас тоже что-то отразится, пусть ваши внутренние экраны памяти прошлого или будущего будут щедры!


                Всем светлого и доброго! Инесса Завялова