Сердце друга 88

Гунаев Иса
- Ну что? – спросил Хасан друга, когда они отъехали. – Как прошла встреча? Доволен?
- Нормально, – Сулиман еще находился под впечатлением. – Она очень воспитанная девушка. Столько пережила и не сломалась, не обижена на судьбу. Сильная девушка.
- Жениться тебе надо, Сулиман. Не маленький уже.
- А ты маленький?
- Нет. Просто мне сейчас не до этого. Ведь еще год не прошел, как отца похоронил. Что люди скажут?
- Тоже верно. Да я о женитьбе вообще-то и не думаю. Мне сейчас тоже ведь не до этого. Ютимся с мамой в этом сарае. Интересно, заживу ли когда-нибудь нормально? По-человечески. Так устал от этой беспросветной жизни. Правда, теперь есть хоть какой-то просвет. Если просветом назвать то, что народ не бомбят. Сейчас нам главное не сломаться духом. Выжить. Выстоять. Чтобы восстановить морально, духовно и физически утраченные силы. Дай Аллах нам на то, сил и терпения.
- Амин!
- А с этими эмирами, народ был обречен на гибель. Как сказал Хизир, противостоять русским, за четыреста лет уже научились. А эти, нашли слабую точку чеченцев. Богобоязненность народа, вернее, молодежи, и их неокрепшие умы, сумели использовать в своих целях. Если не физически, то духовно народ точно вымер бы. Мы превратились бы в ходячих мертвецов. Без чести, без совести, без духа.
- Это точно.
Друзья наконец прибыли в село.
- Тебе машина не нужна? – спросил Хасан.
- Нет. А что?
- Тогда я отвезу тебя домой, и поеду с матерью в Аргун. Там ее брат в больнице лежит.
- Что-то серьезное?
- Да нет. Почки, говорят. Да ему уже лучше.
- Я могу с вами поехать. Если нужно.
- Спасибо, нет необходимости. А что у вас за гости?
Друзья свернули на улицу Сулимана, и заметили у его ворот черный джип.
- Регион похоже волгоградский, – сказал Хасан, когда они подъехали поближе.
- Это дядя Андрей, – воскликнул Сулиман. – Я надеюсь.
- Какой дядя Андрей? Друг Салмана?
- Да. Точно он. Давай вместе зайдем. Я так хочу чтобы вы с ним познакомились. Золотой человек.
- Конечно.
Машина еще не остановилась, как Сулиман выпрыгнул из нее и побежал к дому, радуясь как маленький ребенок.
В доме за столом сидели Андрей, его водитель и друг чеченец. Мадина находилась здесь же, в комнате.
- Дядя Андрей, – вбежал в дом Сулиман и крепко обнял дорогого гостя. – Как я рад вас видеть! С приездом.
- Сулиман, сынок! – по-отечески встретил его Андрей. – Спасибо, дорогой.
Андрей отодвинул Сулимана на расстояние выдвинутой руки, и осмотрел его с ног до головы.
- Джигит! – похвалил его Андрей. – Настоящий джигит из тебя вырос. Смотри, как возмужал. Вылитый Салман.
Сулиман поприветствовал друзей, с которыми приехал Андрей. В дом вошел Хасан, и Сулиман познакомил его с дорогими гостями.
- Дядя Андрей, как я рад вас видеть, – не мог нарадоваться Сулиман. – Я не меньше рад вам, как был бы рад отцу.
- Вы почему нас бросили? – спросил Андрей. – Не звоните, не пишете.
- Я звонил вам. Правда, телеграмму не отправлял. Здесь почта пока еще не работает. Надо ехать в Дагестан или Ингушетию. Времени все никак не было. Я не оправдываюсь. Виноват.
- Ничего, бывает. Вам сейчас не до меня. Понимаю. И вообще мы сейчас переехали за город. Наверное, это связано с возрастом, но я уже не могу жить в городской суете.
Выпив чаю, Андрей извинился перед присутствовавшими, и попросил Сулимана с Мадиной выйти с ним на улицу.
Они подошли к фундаменту планируемого дома.
- Сулиман, как вы живете? – по-отечески отругал его Андрей. – Почему ты мне не писал, почему не приезжал? То, что ты начал строительство, это хорошо. Но надо ведь закончить. Меня словно бензином облило, когда я узнал что вы живете в бывшем сарае.
- Да все никак не получается достроить. Я уже два раза закупал материал, приходилось его продавать. Выживаем, как можем.
- Это отговорка, – перебил его Андрей. – У тебя есть номер моего телефона, адрес. Правда, сейчас изменено все, но не трудно ведь тебе было приехать и найти меня? Я очень расстроен.
- Ну, вы же не должны строить нам дом.
- Не должен. Обязан просто, если у меня есть такая возможность. И возможность такая, у меня есть. Хотя бы в память о Салмане. Я верен дружбе. И все это, благодаря Салману. Я всю жизнь жил один, у меня не было никого. Я никогда не чувствовал ничьей поддержки. Познакомившись с Салманом, я понял, что такое дружба, и как тяжело на свете одному, когда нет поддержки и опоры. Салман дал мне это почувствовать. Не будь рядом его, моим домом сейчас возможно, была бы могила.
- То что отец когда-то, в далеком Афганистане спас вам жизнь, пусть и рискуя своей, ни к чему вас не обязывает. Отец поступил так, как должен был поступить любой, настоящий мужчина и друг.
- Нет Сулиман. Не дай Бог тебе оказаться в такой ситуации, в которой оказались мы с Салманом. Вообще-то тебя наверное, этим не удивишь. Вы уже более десяти лет живете в такой ситуации, и я уверен, многие о тебе скажут не меньше добрых слов, какими я всегда вспоминаю Салмана. Ладно. Нам пора ехать. Когда ты сможешь приехать ко мне?
- Не знаю. Останьтесь сегодня здесь, дядя Андрей. Дядя освободит нам дом, отдохнете, и завтра утром поедете.
- Нет, спасибо. Я бы с радостью, но нам некогда. Нас ждут в Махачкале. Я постепенно расширяю свой бизнес. И пока дела идут хорошо. Планирую и к вам перебраться. Когда здесь будет стабильность. И ты мне тогда будешь нужен, Сулиман. Так что, береги себя. И бросай эту жизнь с автоматом. Она ни к чему хорошему не приведет. Поверь моему горькому опыту. Салман это понял раньше меня. Но, к сожалению, не дали ему мирно жить. Я понимаю напряженность обстановки. Но все же, будь осторожен. Или переезжайте ко мне. А в гости с ночевкой, я приеду обязательно. Но не в сарай, а в большой просторный дом. Ты понял меня?
- Да. Конечно.
Гости засобирались в дорогу.
- Ты с больницей можешь чуть повременить? – шепотом спросил Сулиман Хасана.
- Что за разговор? – отругал его друг. – Гость в доме. Покойника под кровать спрячем, если гость праздника пожелает.
Друзья решили проводить гостей до границы с Дагестаном.
Сулиман сел в машину с гостями, чтобы подольше пообщаться с дорогим для него человеком.
Хасан поехал вперед, показывая дорогу.
На улице уже было достаточно темно, когда они подъехали к границе с Дагестаном. Сулиман с Хасаном попрощались с гостями, пожелав им счастливого пути, пересели в свою машину, и поехали домой.
* * *