Сердце друга 87

Гунаев Иса
На следующий день, после обеда Сулиман с Хасаном снова поехали к Айшат. У них был еще один день на отдых.
Хасан включил радио и не надоедал другу общением, понимая, что другу сейчас не до него. Мысленно тот был с Айшат.
Сулиман действительно был далеко от Хасана. Все его мысли были о ней. Он еще не мог разобраться в своих чувствах. Он ведь даже и не думал влюбляться. Вообще не планировал продолжения отношений. Ему казалось, что всему виной – любопытство. Ему было просто интересно узнать, где и при каких обстоятельствах мог видеть эту девушку, и почему не мог вспомнить это.
Но Хасан и Мадина почему-то утверждали, что он влюблен. Это чувство Сулиман еще не испытывал к кому-либо. Для него это состояние было ново и интересно. А главное сейчас для него – это увидеть Айшат. Он сейчас ехал к Айшат, и очень хотел увидеть снова ее глаза, поговорить.
Наконец, друзья приехали в село и сразу же направились к роднику. Хасан попросил одну из девушек позвать Айшат.
На удивление подруг, Айшат на этот раз не заставила себя долго ждать. Она пришла к роднику, поставила ведра и отошла в сторонку по направлению к Сулиману с другом.
- Добрый день Айшат! – первым приветствовал ее Хасан. – Как поживаете?
- Добрый день, – едва слышно ответила Айшат. – Спасибо, все хорошо. Как вы поживаете? Что у вас нового?
- Хвала Аллаху. Голод и болезни не мучают. Ну, вы тут поговорите, а я к девушкам. Мне тут одна обещала познакомить с одной из своих подруг, – пошутил Хасан и отошел в сторону.
- Веселый у тебя приятель, – сказала Айшат.
- Да. Еще верный и надежный, не знаю, что бы без него делал. Спасибо Айшат, что пришла. Меня тут твои подруги напугали, сказали, что я зря трачу время. Но я рад снова тебя видеть.
- Не хочу показаться грубой. Но если рассчитываешь на большее чем дружбу, то действительно зря. Мне и самой было интересно встретиться с тобой. Вчерашняя встреча и общение произвели на меня глубокое впечатление. Не с каждым и не часто происходит подобное. Кто бы мог подумать, что через десять лет мы снова встретимся с тобой, и даже в чуть похожей обстановке. В тот раз ты меня дверью с ног чуть не сбил, в этот раз - своим появлением. Я очень рада снова тебя видеть, живым и здоровым.
- Спасибо Айшат! Да действительно, мир тесен, земля круглая. Я тоже безмерно рад нашей новой встрече.
Сулиман заметил, что сегодня Айшат стала более разговорчивой. И он старался подбирать нужные слова, чтобы не испортить себе и ей праздник встречи.
- В моей жизни было много подобных, неожиданных встреч, – продолжил Сулиман. – Но эта, наверное, самая желанная, самая приятная.
- Не переходи грань, – предупредила Айшат. – Не обижайся, пожалуйста. Это меня оскорбляет.
- Извини, но у меня и в мыслях не было обидеть тебя. И я не сделаю этого никогда.
- Я понимаю. Просто не знаю, как тебе это объяснить. Надеюсь, ты меня поймешь. Но кроме дружеских, приятельских отношений, у нас с тобой ничего не может быть. Может, я тебе и назову причину. Но не сейчас. Хорошо?
- Хорошо. Как скажешь. Может я не так выговорился. Ну ладно, проедем.
Сулиман конечно догадывался, что кроется за ее словами. Одна из подруг рассказала, что у Айшат погиб жених, за день до свадьбы.
- Как жизнь дальше у вас прошла? Как войны пережили? – спросил Сулиман, но заметив, что Айшат снова загрустила, попытался перевести тему. – Кто бы мог подумать, что в наши обычные традиционные приветствия, войдут и такие слова? Да, страшно, тяжело, но, к сожалению, это реальность. Слава Всевышнему, самое страшное уже позади.
- У меня отец без вести пропал. Не знаю, слышал ли ты об этом.
- Да. Да возвратит его Всевышний домой, живым и здоровым!
- Спасибо. Но мы на это уже мало надеемся. Мать так истосковалась по нему, больше за нас переживала, что слегла. До войны я думала, что нет ничего страшнее смерти. Оказывается есть. Все отдала бы, чтобы хоть разок припасть хоть к его могиле и поплакать. Он был очень хорошим отцом для нас.
- Как я тебя понимаю Айшат! И ты не первая, от которой я слышу подобное. Ты точь-в-точь повторила слова одной матери, которая искала сына, и тоже была согласна на то, чтобы сын был даже мертв, но найден и похоронен. Одного этого достаточно чтобы понять, как страшна и ужасна война, я в то время дядю искал. Почти два года искал. Я даже мертвым найти его был очень рад. На душе стало спокойно, когда труп нашли и предали тело земле. У нас у многих похожие судьбы.
- Да, война нас сроднила этим. «Дети сироты», как больно мне было слышать когда-то эти слова, а мы еще и дети войны. Да, что мы все обо мне? А ты нашел отца?
- Да, горький след оставила в наших сердцах эта война. Будь она проклята, и тот, кто ее развязал. Отца я нашел. Представляешь, искал более четырех месяцев, и как раз в тот момент, когда мы почти встретились, его убило ракетой. Я его и разглядеть-то толком не успел. Оставалось всего несколько метров, несколько минут, возможно даже секунд, до встречи к которой я шел почти полгода. Еще хотя бы на минуту позже прилетели истребители, возможно он остался бы жив или мы погибли бы вместе.
- О Аллах! Представляю, как тебе было тяжело. Прими мои искренние соболезнования, – едва сдерживала слезы Айшат. - А сколько тебе тогда было?
- Спасибо! Двадцать два. Ты знаешь, таких случаев сейчас почти каждый, если не второй, но третий наш земляк точно может рассказать. Когда слушаешь, кажется что я не смог бы пережить такое. Но Аллах дает силы и терпение это пережить.
- Это точно. Я думала что сойду с ума после того как забрали отца. Не думала, что смогу есть, спать, сидеть, стоять, жить и радоваться жизни. Что ни говори, а время все-таки лечит. Я все жду его, и до последнего вздоха буду ждать и надеяться. Но уже все равно, чуть легче переношу боль.
- А как он пропал?
- Во время зачисток. Военные забрали на допрос. С ним еще двое мужчин пропало из нашего села. Ополченцы почти в каждом доме у нас останавливались на ночлег. Остальных отпустили, а этих троих почему-то нет. И военные, что проводили здесь зачистки, оказались приведениями. Никто о них ничего не знает. Кто они, из какой части. Их след просто простыл.
- Да, и таких случаев немало.
- Кстати, а как сложилась судьба вашего командира? Он ведь приходил к нам и в начале этой войны.
- Ты про Саида?
- Да. По-моему так его звали.
- А когда и как он к вам приходил?
- Он был со своим отрядом. Это было где-то через неделю, как забрали отца. Они пришли ночью. Узнав что отца забрали, извинились и ушли. Мы ведь с мамой вдвоем дома были. Мама им поесть на дорогу дала.
У Сулимаан испортилось настроение при упоминании этого человека. Конечно, он не испытывал сожаления по поводу его смерти. Саида и ему подобных оборотней, Сулиман винил в трагедии своего народа, в начале второй войны и в предательстве после первой.
- Несколько дней назад я его видел, – коротко ответил он.
- Он жив?
Сулиман не мог понять, рада этой новости Айшат или нет. Но видно было по глазам, что ей интересна его судьба.
- Был жив, – ответил Сулиман. – До нашей встречи. Умер, можно сказать на моих руках.
- Ты убил его? – широко раскрытыми глазами спросила она.
- Не знаю, от чьей пули он погиб. Не знаю, огорчила тебя эта новость или нет. Но его больше нет.
- Почему вы убиваете друг друга? – чуть не плача спросила Айшат. – Неужели вас так много?
Сулиман вспомнил про погибшего жениха Айшат. Он подумал, что и она вспомнила сейчас о нем, и поэтому эта новость вызвала в ней такую реакцию. Он не стал спрашивать ее о женихе, не стал спрашивать - на какой стороне тот воевал, чтобы не травмировать ее еще сильнее.
То, что жених Айшат воевал, это были всего лишь догадки Сулимана. И сомнения в этом не было. В Чечне на тот момент очень многие молодые люди погибали в перестрелках. Как с одной, так и с другой стороны. Еще не все приняли новую власть. Лидеры боевиков, продолжали будоражить умы молодежи. Некоторые поддавались их психологической обработке. А другим приходилось защищать свой народ, свою землю.
- Понимаешь, – как можно мягче попытался изложить свои мысли Сулиман. – Наш народ прошел тяжелое испытание. И не все его выдержали. Некоторые сломались. Продали свои души дьяволу. В погоне за мирскими благами они забыли о Создателе, о своих товарищах, о тех, кто заботился о них, о народе, что их кормил и отогревал. И Саид, был одним из них. Мы ведь и после первой войны вместе работали некоторое время. Я ушел от них, потому что не смог пить кровь своего народа. Аллах им судья! Там в лесу, сейчас остались в основном одни отморозки и предатели. Чьи руки по локоть в крови. Они сами выбрали себе этот путь. Мы не только стреляем в них, мы призываем вернуться к мирной жизни, не губить себя и свой народ. Те, у кого есть шанс найти себя в мирной жизни, сдают оружие и возвращаются к своим семьям. Я ведь тоже был на той стороне, каких-то полгода назад. Но понял, что ни к чему хорошему нас этот путь не приведет. Они снова обманут, предадут народ. Я понимаю отношение народа к нам. Да. И среди нас есть отморозки. Говорят есть те, кто применяет пытки к задержанным, похищает людей. Но я пока не был, и надеюсь не буду этому свидетелем. Участником, конечно же не буду однозначно. Моя совесть чиста перед Создателем и народом. Я не служу русским, хоть и нахожусь под их флагом. Я служил и служу своему народу. По крайней мере за себя, и за своих ребят, я смело могу сказать, что от наших рук, не пострадает невинный человек. А будет защищен, насколько мне позволит возможность. Мы с Хасаном ведь сюда и устроились, чтобы самим не стать жертвами результата, и хоть как-то быть полезными народу. И таких среди нас не мало.
Сулиман заметил, что взгляд Айшат потеплел от его слов. Он почувствовал понимание и поддержку.
Встреча была приятной и тяжелой одновременно. «Дети войны», как называли себя молодые ребята, не видели в своей жизни ничего кроме этой самой войны. И много ли им надо для счастья? Простого человеческого общения, хотя бы просто поддержки, словом, взглядом. Им иногда так этого не хватало.
Постояв еще некоторое время у родника, Сулиман с Хасаном попрощались с девушками и поехали домой.
* * *