Жан Энтьен Лиотар и его автопортреты

Алина Алексеева-Маркезин
        Жан-Этьен Лиотар(Jean-;tienne Liotard (1702, Женева -1789, там же)
Автопортрет. 1744 г.

    Автопортрет швейцарского художника Лиотара был инвентаризирован во Флоренции в 1880 году, в Уффици попал в марте 1952 года, в коридор Вазари был перемещен в 1977 году, где находится в настоящее время. Картина приняла участие только в двух выставках – во Флоренции в 1977 году и в Милане в 2003 году.

 Лиотар был автором «Трактата о принципах и правилах живописи» (Женева, 1781). Его концепция живописи как «зеркала всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная», противостоит взглядам его современников; художник утверждает, что «в произведениях природы мазков не видно, и поэтому их не следует показывать на картине».

Он боролся против наивности, «невежд», то есть тех, кто не имеет никакого представления о принципах искусства.

      Пять лет Лиотар провел в Константинополе, где в значительной мере перенял турецкие обычаи и даже костюм. Восток оставил глубокий след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Впечатления от увиденного воплощены во множестве рисунков, исполненных карандашом и сангиной.
Сам автор стал носить длинную бороду, халат и тюрбан (по тем временам это выглядело более чем эксцентрично), за что получил прозвище «художника-турка».

    Восточный костюм так нравился Лиотару, что в 1744 году он изобразил самого себя в этом наряде на двух портретах — одном, написанном для флорентийского собрания портретов художников, и другом, находящемся в Дрезденской галерее.

         Сама фигура художника вызывала у публики восторг своей странностью. Автопортреты изображают его улыбающимся, с щербатым ртом, закутанного в турецкие одежды или в высоких меховых шапках. Его борода напоминала огромное гнездо, пока он не сбрил её, женившись в возрасте 54 лет на женщине, гораздо моложе себя.У них было пятеро детей.

           Один английский критик однажды с издевкой заметил, что именно борода была реальной мерой успеха художника, и это правда. Во многом благодаря своим автопортретам он и приобрёл себе славу. Он был прекрасным портретистом, мастером выразительной жестикуляции и мимики.