Богоугодное дело

Михаил Шаргородский
Я уже писал о том, что родители моей матери были крайне бедной семьей. Отец работал на какой-то очень маленькой должности в церкви.  В доме было три дочери. Так вот с момента их рождения начинался сбор средств на их приданое. Зарплата была малая, но  стабильная.
Дед в определенное время садился и рассчитывал что нужно, чтобы перезимовать. Дрова, керосин, подсолнечное масло, еще что-то. В конечном итоге получал какую то цифру.
Затем считал расходы на приданное . Тоже получал какую-то  цифру.
Сминусовав эти цифры с суммы дохода, он получал цифру, которую можно расходовать на еду и все остальное.
Эту цифру он делил на количество дней в году. Таким образом он получал лимит на каждый день. Расходы на субботу рассчитывались отдельно.  Случалось, что бабушке на субботние расходы не хватало 20 копеек.
Она просила, плакала, рыдала, но он, уткнувшись в Библию, оставался глух и нем.
За тот период, который был доступен для моего обозрения, он ни разу не нарушил графика, который играл роль конституции в семье.
Став взрослым и главой семьи,  я считал, что единственная идеология, которой следует руководствоваться, эта та, которую создал мой  дед.
Но моя мать этой идеологией не руководствовалась. Кончились деньги, заскочила к соседке перехватила десятку и т.д.
С большим трудом я показал ей, что эта система  непременно приводит к тому, что в один из месяцев вся получка уйдет на покрытие долгов, а на все остальное не останется  ни рубля.
Этой истории почти семьдесят лет, но я ее хорошо помню, Я даже убежден, что мама  навсегда осталась на своей позиции.
Ее позиция имеет свою предысторию. Мама очень хорошо училась в школе. А в той же школе, училась дочка, по тогдашним меркам, местного богатея. Но она ничего не понимала, в особенности в математике.
Так вот родители договорились, что моя мать будет ее подтягивать за определенную плату. Такая система продлилась несколько лет. Должен сказать, что через какое–то время сами учителя рекомендовали отстающим ученикам обращаться  по спасительному адресу.
Это положение привело и определенному изменению статуса.  Вначале она должно была ходить к отстающим, что было для нее очень трудно. Снег, ветер, дождь, слякоть,  но в установленное время надо быть на месте.
Особенно донимала обувь. Хорошей не было, а та, что приходилось носить, обеспечивала всегда мокрые ноги.
Отец с самого начала сказал дочери : «Деньги, которые ты заработаешь - твои, я на них не претендую, но ты переходишь на самообслуживание. Дом гарантирует тебе кров, пищу  возможность работать. А на деньги, которые заработаешь, покупай себе сама, все, что необходимо»
Вначале мать была крайне расстроена. Получалось, как будто ее выставляют из родного дома.
Но через некоторое время она поняла, что ее положение намного лучше, чем у остальных девочек. Она получила такую самостоятельность, которая другим и не снилась.
Эта самостоятельность выработала у нее  такой подход, что чужим мнением она не слишком интересовалась, что не лучшим образом отразилось на судьбе ее собственной семьи, когда она была создана.
Однажды, когда она была у богатея, он готовился к поездке в Одессу. Она всю жизнь не могла понять, как у нее хватило смелости обратиться к хозяину дома с просьбой.
«Купите мне сапоги, а то я часто простуживаюсь.
Я хотела купить у нас в магазине, но мне сказали, что они плохие.
Продавец привозит плохой товар, чтобы больше на нем заработать.
Я уже собрала какую-то сумму, а что не хватит, будете удерживать из моей зарплаты»
Кстати учеба с первой ученицей продвигалась весьма успешно. Накануне приезда отца, она получила первую в своей жизни пятерку. Когда отец приехал все бросились к нему, чтобы поскорее  доставить ему приятное. Выслушав всех, он молча открыл свой чемодан, и вдруг…  О чудо! Он достал из чемодана сапоги. Они были кожаные, черные и по голенищу две продольные  синие полосы, как у нынешней обуви. Он предложил маме их померить. Все оказалось точь в точь. Мама не смогла сдержать радости и расплакалась, целуя  этих красавцев.
Неожиданно богатей заговорил: «Девочка, мне не нужны твои копейки которые тебе придется сбирать   не меньше двух   лет. Ты  принесла в наш дом радость, которой у нас уже давно не было. Я дарю  тебе эти сапоги. Может в старости, когда нибудь, когда будешь вспоминать прошлое, вспомнишь и эти сапоги»
Господи! Прости меня, что вместо мамы это делаю я. Но если бы она не помнила и не чувствовала   благодарности,  то и мне бы не рассказала.
Светлая память. Она прожила 101 год.
И уже четверть века ее нет. Наиболее вероятно, то о чем я сейчас пишу, уже никто не помнит. Но мне всегда хотелось, чтобы добро оставалось в памяти.
Мне хочется рассказать еще один эпизод, связанный с мамой. 
В самом начале своей педагогической  деятельности, в потемках, она возвращалась домой. Вдруг она увидела, что около столба, на котором висела лампочка, какой то человек, почти на четвереньках что-то ищет. Кода она подошла поближе, он сказал ей, что уронил кольцо и не может его найти.
Погоревал немного, сказал девочке, что завтра рано утром придёт снова и ушел.
Девочка осталась и стала обходить вокруг столба, постепенно расширяя радиусы кругов. Короче говоря, она нашла кольцо, и немного подумав и представив себе убитое лицо потерявшего, она решила сразу отнести ему кольцо. Мне трудно описать ту радость, которая воцарилась в доме. 
Маму все благодарили,, а потом хозяин подарил ей какую-то монету.
Когда она пришла домой и все рассказала, отец ее страшно расстроился и начал объяснять, чти в мире бывают богоугодные дела. Они очень важны для тех, кто в них участвует.
Сегодня ты нашла кольцо. Оно очень важно для потерявшего. Вернув его, ты совершила богоугодное  дело.
Но богоугодные дела не продаются, это грех. Дав тебе монету, он выкупил твое богоугодное дело.
Одевайся, мы сейчас вернемся к нему, и ты возвратишь монету, объяснив ему, что богоугодные дела не продаются.
Так и сделали.
Прошло лет двадцать. Мама выходила замуж.
Пришел один очень старый человек.  Он отозвал маму в сторону и спросил, узнает ли она его?  Мама немного затруднилась и он ей  напомнил: «Когда то ты вернула мне потерянное кольцо, и научила, что богоугодные дела не продаются.  Года 2 назад умерла моя жена и поручила подарить это кольцо самой достойной женщине, которую найду. Я решил, что ты достойна и дарю тебе это кольцо»
Объятия, слезы, воспоминания, заполнили всю свадьбу.
В свое время, мы воспринимали эти истории, как стариковские байки. Прошли годы и мы убедились, что это не байки, а реальные истории.
А пишу я об этом потому, что хочу, чтобы мои внуки, да и другие дети, еще раз поняли, что добро не  теряется, даже если очень сильно постареет.
И пусть силы небесные всегда благословляют нас на добр