Встань и живи с улыбкой

Татьяна Латышева
 Ира Куцевол в отличие от большинства девочек никогда не примеряла на себя профессию актрисы. Больше того, Ира собиралась стать лётчицей. И даже приступила было к исполнению мечты, для начала подав документы на факультет авиационных двигателей в Запорожский машиностроительный институт. Из 60 девочек до последнего экзамен дошли только 4. Среди них Куцевол. Баллов не хватило, и в деканате ей предложили вечернее отделение. Ира подумала-подумала, и… не сказав никому ни слова уехала в Саратов в театральное.

 Ирин факультет готовил актёров драматического театра, а у её группы была ещё одна дополнительная специализация – актёр театра кукол. Многие Ирины однокурсники работают в разных уголках страны в театрах драматических, оперетты, ТЮЗах. Иру тоже после выпуска ждали два драматических театра, но она осталась верной куклам.

 Курск выпал на карте Ириной судьбы и случайно, и не совсем. По географическому положению он был ближе всего к родному Запорожью (это тебе не Север и не Сибирь). Кроме того, была ещё одна причина… Главный режиссёр курского театра кукол Сезоненко (кстати, тоже Иринин земляк) приехал на госэкзамены в Ирино училище «покупать студентов», отобрал двух мальчиков – мужчины-актёры всегда в дефиците. Девочка шла к ним в нагрузку. Даже с красным дипломом, как у Ирины. А Ира была очень дружна с талантливейшим Колей Кедяровым.

 Сказать, что Курск встретил её с распростёртыми объятиями, нельзя. Она приехала раньше мальчиков, сезон отпусков ещё не закончился, и пару недель жила на квартире, ожидая решения своей судьбы. Режиссёр-земляк первое время к новой актрисе присматривался, но вскоре всё изменилось. На незанятость Ире жаловаться не приходилось никогда – ролей было много, хороших и разных. Первая серьезная работа-Фимушка в «Лебединце-граде» была отмечена московскими критиками.

 Как хороша была Ирина Дюймовочка – нежная, трогательная, доверчивая! Ей под стать хрупкая всепрощающая Золушка, вызывающая горячее сочувствие и сопереживание у самых маленьких зрителей. Совсем другие краски находила Куцевол для Снежной королевы. Откуда-то в доброй искренней Ире брался этот вселенский холод, эта жёсткая властность.

 А хитрая и коварная крыса в «Каштанчике» разговаривала с явным украинским акцентом. Прекрасный вокальный дуэт – Ирина Куцевол и Владимир Савёлов. Ирины вокальные данные часто использовали в спектаклях, она поёт в «Золушке»,в «Дюймовочке»,в «Снежной королеве» ,в «Голубом олене»,в «Пиратах и призраках»…Практически во всех. А в «Гасане – искателе счастья» вместе с другими восточными красавицами ещё так роскошно танцует!

 Ирина всегда следовала завету своего институтского педагога и впитывала всё, что предлагал режиссёр, но это не мешало ей порой трактовать роль вопреки режиссёрской задумке. Так было и в спектакле «Осторожно, Коза!» Противную вредину Козу Ира отказывалась играть до конца отрицательным персонажем, и даже поспорила с режиссёром: «А вот и нет! Дети её поймут и пожалеют!» Ирина Коза – это настоящий ребёнок, которому не хватает любви, и она всячески старается обратить на себя внимание. И что вы думаете? Дети поняли. «Папа, возьмём её домой! Её обижают» – закричала на премьере какая-то девочка. А в другой раз за кулисы пришёл молодой папа с маленьким сыном: «Ну, вот видишь, живая она, не убили её!» Ребёнок протянул Ире шоколадку: «Кушай, тебе не дают конфеты, поэтому ты бодаешься?» В актёрской жизни Ирины было много удач, но то был триумф: для неё всегда крайне важно было, доходит ли до ребёнка то, что она хочет сказать с помощью куклы, что они вынесут из спектакля.

 Ира считает, что ей сказочно везло на хороших и лёгких людей. Она не раз отдыхала в Ялте в Доме творчества и общалась там с замечительными актерами- Владиславом Стржельчиком, Ириной Муравьевой, Верой Васильевой, Лебедевым…

Многие актёры отмечают, какой прекрасной партнёршей была Ира, как легко с ней было работать.

 Ирина аккуратность, тщательность очень помогали ей в работе помощника режиссёра. Всегда всё на своих местах. Оттуда же Ирино правило: реквизит всегда должен иметь только одно, определённое место, чтоб, откуда взял, туда и положил, чтобы всё было под рукой, и чтобы актёр мог во время спектакля найти его с закрытыми глазами.

 Ирина принципиальная дотошность даже порой выводила некоторых из себя. Приехали как-то за сто вёрст, в далёкий район играть спектакль, но в Доме культуры холодно, бригадир Ира померила температуру, и строго заявила: «Возвращаемся домой. Санитарные нормы не соответствуют. Актёрам нельзя играть в таких условиях. Горло, связки…» И вернулись.

 Надежда Рыжкова вспоминает: «Вхожу проверить зал между двумя действиями и закрыть окна (они у нас во время антракта в тёплое время года всегда открыты, чтобы проветрить маленькое помещение). Уже второй звонок прозвенел. Смотрю, кто-то за сценой шебуршит. Ира – с термометром! На улице жара, но она всё равно блюдёт санитарные нормы!»

 Ирину принципиальность отмечают все. Честный, прямой и часто бескомпромиссный человек, Ира Куцевол просто органически не способна на предательство, лицемерие, зависть. Порядочность – вот что прежде всего она ценит в людях. И ещё чувство собственного достоинства, профессионализм, грамотность. Терпеть не может, когда кого-то унижают, просто грудью бросается на защиту.

 Артисты любят гастроли. Это – путешествия, а значит, новые люди, новые города. Для любознательной Иры это ещё и краеведение- музеи, памятники архитектуры... Однажды Ирина почувствовала себя героиней любимой детской книги «Бронзовая птица», точнее, главы с название «Ночь в музее». На гастролях в Смоленске неугомонная Ира затаскала Галину Сурженко по городу. Культурная программа вместо шопинга оказалась такой обширной, что музей Конёнкова Галя еще осилила, а в краеведческий идти уже отказалась наотрез. А Ирина с упоением ходила, ходила по залам, пока не обнаружила, что в музее она одна. Через мгновение погас свет – её закрыли. Ирина постучала, постучала – бесполезно. Села в кресло рядом со старинным роялем Глинки, подремала, помечтала – атмосфера к тому располагала, и даже не сильно обрадовалась, когда дверь открыли. Сторож всё-таки заподозрил неладное: то ли шаги услышал, то ли вспомнил про оставленную Ирой в гардеробе куртку.

Когда Ира пришла в гостиницу, вся труппа была в сборе – праздновали день рождения Володи Савёлова. «Где ты гуляла ночью? Мы уже волнуемся!» «Меня в музее заперли!» Хохоту было! «Нет, это только с Куцевол могло случиться!»

Ирина ответственность и безотказность проявлялась во всём: любое застолье кончалось тем, что Куцевол моет посуду и убирает со стола. Ей часто доверяют сокровенное, Ира и тайны хранить умеет, и совет дельный даст. В театре её звали Мать Тереза. Есть в ней редкое, увы, качество – сопереживание. Когда Ирина Куцевол ушла из театра, её ниша так и осталась незаполненной, это чувствуется, это признают.

Из Иры получился бы хороший театровед – слушать её разбор полётов, всегда точный, аргументированный, грамотный всегда очень интересно. Ещё она помнит все детали, нюансы спектаклей своего театра, причем не только тех, в которых играла сама. Когда Ира вспоминает о разных периодах «Куколки», то рассказ это очень объективный, очень сочный, с грамотными акцентами, меткими формулировками, где точно обозначены спектакли – вехи театра, и проходные, и незаслуженно забытые. Режиссёрские находки, удачные роли, сценография, музыка, забавные актёрские байки – всё, связанное с каждым спектаклем «Куколки » за 30 лет хранит Ирина память.

И ещё я восхищаюсь её умением точно подмечать и точно обозначать главное в любом человеке, его «особинки», его личность, талант. Смеётся Ира заразительно, она всегда готова посмеяться и, поскольку человек она сугубо позитивный, то повод порадоваться и порадовать собеседника она находила и находит всегда.

И вообще, Ирина из тех, кто умеет любить и ценить людей, своё дело, жизнь.

Почему так случилось, что умная, весёлая, домашняя, очень симпатичная Ира – с её стройной фигуркой, роскошными волосами, живыми серыми глазами так и не нашла своего женского счастья в общепринятом смысле слова? Загадка. Впрочем, кто знает, что это такое – счастье! А то, что касается семьи… Высокая планка, бескомпромиссность, максимализм? Всё это имеет место быть. Впрочем, любовь в Ириной жизни была.

Люди, к сожалению, так в основе своей устроены, что сравнивают свои проблемы, у кого лучше, у кого хуже, круче, благополучней, и если кто-то скажет, что у него, не дай Бог, онкология, то тут же услышат в ответ, что у него вчера очень сильно болела голова. Ира ценит и проецирует красивое, гармоничное, умеет замечать необычное. Например, как однажды осенью на Радищева около университета зацвёл жасмин. «Теперь о хорошем», – непременно закончит любой разговор Ира. «У нас под балконом на дереве поселился стриж. Помнишь, как мы на Северо-западе соловьёв слушали?»

Однажды лет 20 назад мы с Ирой, молодые, романтические дурочки, полночи слушали соловьёв. Тогда Ира жила на Северо-Западе, в соседнем дворе. Однажды мы засиделись у неё дома за чаем, потом провожались – сначала она меня, потом я её, и так несколько раз, по кругу. Причём на каждой скамейке слушали соловьиные трели , в итоге – почти до утра. Когда я поздно вечером уходила к Ире, мой муж уже спал, когда пришла, проснулся и был, мягко говоря, удивлён. Так что на следующий день в театре Ира напечатала для меня объяснительную записку, которую подписал главный режиссёр, а главный бухгалтер театра поставила на документе печать, подтверждающую, что в ночь с 15-го на 16-е мая мы с Ириной Куцевол на проспекте Дружбы слушали соловьёв.

Женственность в сочетании с чувством юмора – замечательный коктейль, а если к нему ещё добавить артистизм! У кукольников есть свой богатый репертуар песен, среди которых Ирина «Кошка Мурочка. Ах, эта Ирина кошка Мурочка! Что за грациозная обольстительница, томная, лукавая кокетка Мурочка в исполнении Ирины Куцевол.

Вспоминается театральный анекдот… Встречаются два актёра, один долго отвечает на вопрос, как дела, и, наконец: «Ну что это мы всё обо мне да обо мне, давай лучше о тебе. Ты видел мой последний спектакль?» Очень актуальный анекдот. Но у Иры есть немало противоположных этому, редких для актёров качеств: она не тянет одеяло на себя, очень скромна в оценке своего труда. Хотя -Заслуженная артистка, талантливейшая – столичные критики не раз это отмечали.

В Ире, как во всякой актрисе (да ещё театра детского) много девчоночьего, трогательного, ребячливого. Но Ирину мужественность, моральную и человеческую зрелость я не постеснялась бы назвать подвигом. Она пережила две тяжёлые операции, была на пороге смерти, вынуждена была смириться с тем, с чем трудно смириться молодой красивой женщине – она стала инвалидом, но, всем смертям назло, она научилась ходить – падала, натирала мозоли, но приручила протез. Физические и моральные страдания не убили в ней прежнюю Иру – светлого, доброжелательного человека, которому есть дело до проблем других, который и сейчас готов прийти к ним на помощь.

Не успела стать на ноги – случилась другая беда: тяжело заболел папа. Надо ехать в родное Запорожье. Умер папа, мама – инвалид, передвигается с трудом, так что все печальные хлопоты на Ире, родни у них нет. Потом оформление всевозможных документов, продажа квартиры, сборы и… Ира перевезла маму в Курск. Как они добирались – особая песня. «Газель»перевезла двух мужественных женщин с тем нехитрым домашним скарбом, который остался от родительского дома (с собой взяли только самое дорогое), из Украины в Россию, от подъезда в Запорожье - до подъезда в Курске. А дальше – снова бесконечные кабинеты, справки, документы, проблемы, многочасовые очереди, мамина прописка, её российское гражданство, пенсия… Как она со всем этим справилась, Ира?

В их маленькой семье глава семьи – она, все проблемы на ней, хотя Ирина мама – человек властный, Ира ведёт себя, как в детстве, в роли почтительной дочки. У неё хватает сил не только ухаживать за мамой и на домашний быт, но и на ремонт и на прочие «излишества», на которые не всегда решаются люди гораздо более физически крепкие.

Конечно, у неё есть друзья, которым она очень благодарна, но Ира не из тех, кто вешает на других свои проблемы – только в крайнем случае прибегает к помощи. «Встань и живи с улыбкой», – ее девиз.



Она живёт проблемами своего театра, информация, как и прежде, стекается к ней оперативно, тем более, живёт она от театра в двух шагах. Скучает без него? Пожалуй, уже смирилась. Приходит на премьеры, праздники, бывает и в театре драматическом. Она в курсе всего, чем живёт город. Ира по-прежнему прекрасно выглядит, её смех так же заразителен, и её по-прежнему плачутся в жилетку. Но многие признаются: когда рассироплюсь, расклеюсь, вспомню про Иру и становится стыдно

«Сегодня я видела чудо – на улице Радищева в центре города зацвёл каштан. На дворе сентябрь, а он цветёт, как будто весна. Жизнь не перестаёт удивлять. Если дерево может цвести дважды, то и человек может жить заново. Неделя закончилась чудом».

… Сегодня эти строки курянки Ирины Куцевол читают в России, Германии, Великобритании, Польше…Среди авторов общего женского дневника, вышедшего в Германии самостоятельной книгой в издательстве «Клартекст» - Ирина.

А Ира… Ира считает себя счастливым человеком: ей всегда везло на роли, людей, на жизненные впечатления, у неё была прекрасная любимая работа, у неё жива мама…



Дай Бог тебе, Ирочка, Ирина Григорьевна Куцевол! Кому же ещё счастье, как не тебе? Заслуженное счастье.

Курск.2011 год

Постскриптум:
Мамы больше нет, Ирина трудно пережила потерю. Но она остается прежней Ириной. «Встань и живи с улыбкой», – по-прежнему ее девиз.

"Курян моих прекрасные черты", книга первая