Что значит бхакти? и чем оно отличается от...

Мурали Мохан
"Гаудия-вайшнава сиддханта очень сокровенна, её не так легко понять. До тех пор, пока человек не поймёт её, он не сможет освободиться от анартх. А, не освободившись от анартх, разве можно развить чистую преданность?
 
Анартхи бывают четырех типов: 1) привязанность нечестивой деятельности; 2) привязанность к благочестивой деятельности; 3) Анартхи, которые возникают в результате не правильного произвольного исполнения преданного служения, без соблюдения принципов бхакти; 4) анартх, которые возникают от оскорбительного воспевания святого имени Кришны (10 видов оскорблений, апарадх). Пока существуют анартхи, человек не сможет совершать чистое преданное служение. Прабхупада объясняет: " Западные люди, грубые материалисты, находятся во власти гун страсти и невежества - им не известно, даже что такое саттва-гуна. Поэтому они не находятся на уровне, с которого можно начать преданное служение". Иными словами: у них нет бхакти-адхикары.
 
Исходя из этого понимания, Шрила Прабхупада постоянно давал ученикам самые разные занятия, чтобы их чувства постоянно находились в деятельном состоянии. Прабхупада учил их предлагать плоды труда Кришне, Хари - хари-тошанам. Этот вид деятельности называется "кармарпанам". Это - карма-адхикара, но не бхакти-адхикара. Такими видел Шрила Прабхупада людей Запада. Однажды, собрав своих старших учеников (санньяси) в своей комнате, он спросил: "Вы действительно верите, что КРИШНА - Бог?" Вопрос застал их врасплох - они не нашлись, что ответить.
 
ОСТАВИМ ЗАБЛУЖДЕНИЯ НА СВОЙ СЧЕТ
 
Есть три адхикара: каништха, мадхьяма и уттама адхикар, А других нет! Каков ваш адхикар?

Каништха - это материалистические преданные. Они поклоняются Господу в храме форме арчавиграхи. Их вера и знание философии Вед очень незначительны.
 
Мадхьяма - это преданные, которые проповедуют; они избегают демонов, проповедуют невинным, почитают тех, кто выше их по уровню развития, и дружат, совершая совместно преданное служение в с тем , кто находится примерно на одном уровне. Они достаточно подготовлены и обладают крепкой верой в слова Гуру и Шастры.
 
Уттама - это высший уровень преданности. Они видят душу и сверхдушу, понимая , что все так или иначе заняты преданным служением. По этой причине они не видят необходимости проповедовать. Их знание шастр и вера абсолютна.
 
КАКОГО ТИПА ПРЕДАННЫЕ ИСККОН?
 
Карма-адхикара означает, что у человека есть материальные желания, которые невозможно игнорировать, но которые можно занять в религиозной благочестивой деятельности. Однако, если человек, даже находящийся на этой стадии, станет следовать указаниям гуру, если он всецело примет его руководство, он сможет освободиться от всех посторонних желаний - от желаний материальных удовольствий и от желания освобождения.
 
Благодаря садху-санге, благодаря слушанию хари-катхи, благодаря служению сад-гуру человек обретёт особую милость, силой которой к нему придет вкус к бхакти и он обретет веру в процесс бхакти. Это называется "бхакти-адхикара".
 
Гуру-ачарья знает, какова адхикара его учеников. ЕСЛИ ОН ВИДИТ, ЧТО К НЕМУ ПРИШЛИ ЛЮДИ, НЕ ИМЕЮЩИЕ БХАКТИ-АДХИКАРЫ, НО ОБЛАДАЮЩИЕ ТОЛЬКО КАРМА-АДХИКАРОЙ, ОН ДАЁТ ИМ ПРИНЦИПЫ ВАРНАШРАМА-ДХАРМЫ.
 
Эти вопросы обсуждали и Рупа Госвами, и Джива Госвами, и Бхактивиндода Тхакур. Они говорили о том, что, не имея необходимой адхикары, никто не сможет обрести чистую преданность, шуддха-бхакти. Человек должен понять, что такое адхикара. Без этого невозможно обрести таттва-вичар.
 
Многие люди принимают гуру, повторяют мантру, совершают бхаджану, но не получают желаемого результата. В чём причина ? У них нет подходящего Гуру, их гуру не обладает бхакти-адхикаром. Они не могут понять этого и теряют веру - веру в гуру, шастру, садху. Чтобы этого не случилось, чтобы человек не терял веры и энтузиазма. Он должен понять, какова его адхикара, на каком уровне он находится, и чего он может ожидать.

ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ПРЕДАТЬСЯ КРИШНЕ?
 
Ответ прост: "Потому что у него нет любви!" У него нет према-адхикары, нет бхакти-адхикары, у него есть только карма-адхикара - поэтому он должн следовать принципам варнашрама-дхармы. Так решил Шрила Прабхупада.
 
Кто-то шудра, кто-то вайшья, кто-то кшатрия, а кто-то брахман. Если преданный поймёт это и будет действовать соответствующим образом под руководством духовного учителя, его ум и сердце очистится, и рано или поздно, освободившись от всех материальных желаний, он обретёт бхакти-адхикару.
 
БХАКТИ-АДХИКАРА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ФОРМЕ ВКУСА К ХАРИ-КАТХЕ, ХАРИ-КИРТАНУ. Когда это произойдёт, человек начнёт своё преданное служение. Иначе, он будет оставаться на материальном уровне.
Вот причина того, почему преданный не получает плодов своего бхаджана. У него нет бхакти-адхикары! Это единственная причина.
 
Человек МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ХАРИ-БХАДЖАН МИЛЛИОНЫ ЛЕТ, НО ПОКА В его СЕРДЦЕ БУДЕТ ОСТАВАТЬСЯ ВОЖДЕЛЕНИЕ, он НЕ СМОЖЕТ СДВИНУТЬСЯ С МЕСТА. ВОЖДЕЛЕНИЯ ОЗНАЧАЕТ, что нет БХАКТИ-АДХИКАРЫ. Позволяя материальным желаниям оставаться в сердце, человек будет совершать лишь больше и больше апаратх (оскорблений). Таков результат его бхаджана.
 
Кришна призывает оставить всё - даже то, что он Сам ранее рекомендовал. Как понять это? Для кого Кришна даёт это Своё заключительное наставление? Для того, кто обрёл шуддха-бхакти-адхикару! В этом милость Господа. Он видит того, кто имеет шуддха-бхакти-адхикару, того, кто способен совершать шуддха-бхакти, чистое преданное служение и призывает его: "Оставь всё! Стань Моим чистым преданным!" Так мы должны понимать умонастроение Шрилы Прабхупады. Он видел, что многие его ученики не имеют шуддха-бхакти-адхикары. Он так и сказал: "У вас нет шуддха-бхакти-адхикары, вы имеете лишь карма-адхикару, поэтому вы должны следовать принципам варнашрама-дхармы. Это вам поможет".
 
ЧТО ТАКОЕ ВАРНАШРАМА?

Это КАРМА-АДХИКАРА. Кто-то может думать: "Я оставлю всё и предамся!" Но это не так просто. Шрадха - это нечто с чего все начинается. У большинства людей нет шрадхи (веры). и нет вкуса (ручи). На самом деле тот, кто практикует преданное служение должен получать удовольствие от шраванам и киртанам. Никто не может заниматься преданным служением, просто изображая радость, выкрикивая «Хари Бол!», устраивая из киртана театральное шоу!
 
Кроме веры необходим вкус - ручи. Чем бы человек ни занимался, он сможет это делать только в том случае, если у него есть вкус. Кто-то имеет вкус к карме, кто-то к гьяне, кто-то к бхакти, и каждый выбирает вид деятельности, соответствующий его вкусу. Госвами обсудили эти темы очень подробно, они разобрали все тонкости. Итак, необходимы и вера, и вкус, чтобы прогрессировать в сознании Кришны.
 
Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас