От казаков днепровских до кубанских ч. 39

После революции полк, которым командовал Николай Щорс, был назван Богуновским. Его же именем назван Киевский военный лицей. В целом ряде городов Украины именем Богуна названы улицы, а в 2007 г. Национальный украинский банк выпустил монету с его изображением. Память героя сохранилась и в сложенной в его честь популярной на Украине народной песне. Современные кубанские казаки ст-цы Староминской гордятся тем, что друг и соратник Б. Хмели - полковник Иван Богун был приписан к Менскому (Минскому) куреню реестровых казаков Черниговской паланки.

ИВАН БРЮХОВЕЦКИЙ

Обращаясь к истории украинских и запорожских казаков, гетманов необходимо хотя бы вкратце коснуться некоторых наиболее известных фигур.Точная дата и место рождения Ивана Мартыновича неизвестны. Образование получил, по-видимому, лишь только элементарное; но был не лишен даровитости, красноречив, находчив. Стал обладателем гетманской булавы, присягнул на верность Московскому царству и попытался отдать Левобережную Украину под власть турецкого султана. Отличительной чертой Брюховецкого (около 1623–1668) были полная беспринципность и беззастенчивость в достижении своих целей. Первое письменное упоминание о нём относится к 1650 г. в реестре казаков Чигиринской сотни. Середина XVII в. для Украины была эпохой бурных политических и военных событий. В 1659 г., во время гетманских выборов, И.М. Брюховецкий, занимавший уже видное положение среди малороссийского казачества, был послан в Сечь, чтобы склонить запорожцев на сторону Юрия Хмельницкого. Известно, что справился он со сложной миссией успешно. Однако в Чигирин обратно не вернулся, а остался в Сечи. Спустя 3 года, становится у вольных казаков кошевым гетманом и начинает вмешиваться в события левого берега, заявив себя ревностным сторонником Москвы.

Однако в отличие от Самко и Золотаренко, представлявших «значное казачество», Брюховецкий держал сторону «черни». Именно опора на рядовых реестровых казаков и запорожцев после измены гетмана Юрия Хмельницкого, переметнувшегося на сторону Польши, позволила И. Брюховецкому стать выборным гетманом Левобережной Украины. Так называемая Чёрная рада состоялась тогда под г. Нежином в присутствии присланного из Москвы боярина Великогагина и закончилась по решению войскового суда казнью в г. Борзне переяславского полковника Якима Самко, нежинского полковника Василия Золотаренко и Силича. Их обвинили в измене и лишили жизни вместе с толпой их сторонников. Впрочем, часть казаков, приверженцев указанных полковников была сослана в Сибирь (23). Почувствовав за собой мощь низового казачества, крестьянства и горожан, Брюховецкий сразу понял, какую позицию должен занять в отношении русского царя. Желая заручиться его твёрдой поддержкой он 11 сентября 1665 г. появляется в Москве пред «просветлёнными очами государевыми» во главе пышной свиты в 535 чел. и ведёт себя необычно, просит присылки к нему царских воевод и русских войск. Он «пожелал», чтобы собираемые налоги шли в «государеву казну», чтобы митрополит Киевский подчинялся теперь Москве, а не Константинополю. Историк Ульянов подчеркивает в своей работе: «Казалось, появился наконец гетман, захотевший всерьёз уважать суверенные права Москвы и понимающий свое подданство не формально, а по-настоящему». Брюховецкому был оказан самый милостивый приём, он получил сан боярина, а сопутствовавшие ему полковники - звание дворян, и все они стали обладателями поместий; в первопрестольной Брюховецкий женился на московской боярышне (по одним сведениям - на дочери князя Дм. Ал. Долгорукова, по другим - на дочери боярина Фед. Петр. Шереметева). Женитьба произошла по воле царя Алексея Михайловича после того, как гетман подписал так называемые «Московские статьи 1665 года».

Почти три первых года своего гетманства Брюховецкий провел в непрерывной войне с гетманом Павлом Тетерею, который сменил Хмельницкого на правой стороне Днепра, а также с поляками, которые поддерживали Тетерю. В то же время он безуспешно старался подчинить своей власти отдельные города и полки, находившиеся на правой стороне Днепра. В левобережной Украине Брюховецкий далеко не оправдал надежд народа. Казненных или сосланных им старшин он заменил своими приближенными, проявившими страшное корыстолюбие. Сам Брюховецкий, опасаясь за прочность своей власти, постоянно прибегал к казням, ссылкам, конфискациям. По прошествии некоторого времени боярин-гетман по примеру своих предшественников изменил Москве. Причины были те же. Почувствовав себя на гетманстве прочно, Брюховецкий встал на путь самого беззастенчивого личного обогащения и обирания населения Левобережной Украины. Этим и не замедлили воспользоваться его враги, претендующие на верховную власть. Передача полковых городов под управление царских воевод и проведение в 1666 г. переписи населения повлекло за собой увеличение налогов. Это вызвало недовольство простого люда политикой И. Брюховецкого и поддерживавшей его казачьей старшины. Недовольство усилилось и в связи с Андрусовским мирным договором 1667 г. (или Вечным миром), которым завершилась война между Русским царством и Речью Посполитой 1654–1667 гг. Расщепление Украины на левобережье и правобережье сделалось политическим фактом, закрепленным соглашением Польши и Москвы, которые без всякого участия украинского населения поделились между собой его территорией. Общественное недовольство приняло острую форму и Брюховецкий сделался предметом общей ненависти. В то же время на правом берегу выдвинулся в качестве гетмана Дорошенко, в котором все чувствовали патриота и горячего сторонника единства Украины.

Так гетман с боярским титулом окончательно лишился социальной опоры в своих владениях: «чернь» и вольные запорожцы отказали своему недавнему избраннику в доверии. Брюховецкий стал спешно искать новую силу, которая бы помогла ему сохранить власть. Гетман решает изменить Москве и отдать Левобережную Украину под власть Оттоманской Порты. В Стамбул (Константинополь) были направлены гетманские послы с соответствующими полномочиями. В начале 1668 г. начался мятеж. В Гадяче сторонниками гетмана было перебито до двухсот «московских людей», в том числе стрельцов. После этого И.М. Брюховецкий разослал во все концы гетманских владений «листы» с призывом очищать и другие полковые города от московских ратных людей и царских воевод. Однако уже через 4 месяца против гетмана-изменника вспыхнуло народное восстание, в ходе которого Брюховецкий был убит казаками близ с. Диканька. Дорошенко сносился с Брюховецким, уговаривая его отказаться от Москвы и обещая помочь ему сделаться гетманом под покровительством Турции и Крыма. Чувствуя непрочность своего положения, Брюховецкий сдался. Он изменил Москве и поднял против неё восстание: прежде всего были изгнаны воеводы. Но и это не спасло Брюховецкого, так как было общее желание иметь гетманом Дорошенко. Последний появился со своим войском на левобережье; оба гетмана встретились на Сербинском поле близ с. Диканьки (Полтавская обл. Украины). Казаки Брюховецкого тотчас же объявили себя сторонниками Дорошенка, схватили Брюховецкого и потащили его к правобережному гетману. Дорошенко велел приковать его к пушке и при этом сделал знак рукой: казаки приняли этот жест за смертный приговор и убили Брюховецкого. Страшно обезображенный труп его был отвезен по приказанию Дорошенки в Гадяч, где и похоронен с гетманскими почестями (24).
 
ВЕЛИКИЙ ХАРАКТЕРНИК И ЕГО ЗАВЕЩАНИЕ

Ещё одним из наиболее ярких представителей казачества был знаменитый Иван Дмитриевич Сирко - кошевой атаман Запорожской Сечи. За период пребывания в должности атамана провёл 54 (Д.И. Яворницкий придирчиво насчитал - 55) больших и малых сражений, при этом ни разу не остался побеждённым. Год и место рождения И.Д. Сирко доподлинно неизвестны. Отец Юрий Мыцик, доктор исторических наук из Киево-Могилянской академии, считает, что будущий кошевой родился в семье шляхтича на Подолье. Большинство исследователей называет его родиной казацкую слободу Мерефа на Слобожанщине (Харьковская обл.). По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным: повитухи заголосили, а мать потеряла сознание. Дьяк, который зашёл окрестить ребенка, отказался брать его на руки! Перекрестил издалека и убежал. А тот, кто всех испугал, не заплакал. Он лежал на столе и забавлялся куском пирога. А затем на виду у перепуганных родителей съел его. Мальчик родился с зубами, чем изрядно напугал всех присутствующих. По поверьям появление зубного младенца означало – родился будущий убийца. Сельчане советовали родителям избавиться от ребенка. Отец спасает мальчика, выносит его к толпе и торжественно провозглашает - этими зубами малыш будет грызть врагов! Никто тогда не знал – родился украинский дьявол! Но это мало успокоило крестьян. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными. За несколько лет Ваня научился останавливать время, ловить пули руками и убивать врага одним взглядом. О нём будут говорить, что он - оборотень. Жизнь этого человека окутана легендами и, он стал самым знаменитым и могущественным характерником. Кошевой атаман Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали урус шайтаном. Запорожские казаки говорили, что равного Сирку в целом свете не было.

Когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко пробравшись в лагерь противника под личиной зверя умел навести на врагов сон. Но Сирко не только побеждал людей – своих недругов, а и нечистую силу. Речку Чертомлык, где базировалась Сечь назвали так потому, что в ней Сирко убил чёрта: тот только мелькнул ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля. Место захоронения атамана-характерника долгое время оставалось неизвестным. Побратимы хорошо позаботились о том, чтобы тайна их кошевого осталась недоступной для врагов. Именно поэтому Сирко несколько раз перезахоранивали, и место то всякий раз знали лишь избранные. Казаки так верили в силу своего атамана, что свыше пяти лет гроб с телом Сирко сначала хранился на Сечи. И даже возили его с собой в военные походы. Турки рассказывали, что по ночам перед тяжёлым боем с казацким войском они видели серого волка, убить которого никто из них не осмеливался. Бурной оказалась не только земная жизнь Ивана Сирко, но и посмертная. Великий воин-характерник даже после смерти продолжал побеждать врагов. Умирая, он завещал казакам - побратимам: «Как наступят плохие времена, откройте мой гроб, возьмите мою десницу и идите с ней в бой!». И «не бойтесь, что я не православный: я есть православный христианин!» Казаки выполнили завещание кошевого. Они отрубили десницу Сирко и еще 20 лет возили её с собой в походы. Когда бой был особенно тяжёлым, казаки выставляли десницу атамана на копье и кричали: «Бойтесь басурманы! С нами рука и душа атамана Сирко!» Казаки верили, что десница будет оберегать казаков и Сечь от врагов. Поэтому запорожцев ещё долго боялись турки, крымские татары и ляхи. Руку кошевого захоронили в погребальном кургане только после ликвидации царскими войсками ген. Текели Запорожской Сечи.

А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я». Старые характерники предостерегали Сирка от женитьбы, но тот не послушал. Он встретил женщину, которая стала настоящей отрадой для кошевого атамана. Враги знали его, как оборотня, но жена и дети знали его, как любящего мужа и заботливого отца. Тело его было воином, а душа атамана - раздвоилась: в семье - один, а в бою - другой. Его, лицо историческое, можно считать восприемником мифического Козака-Первопредка и легендарного Козака Мамая. Ибо был он выдающимся характерником и народ, в обход церковных правил, действительно его канонизировал. Сирко – это от серый (сiрий, по-украински), иносказательного прозвища волка. Имеется легенда о соответствующих превращениях кошевого перед вражеским войском, что отвечает древним – уходящим в индоевропейское прошлое – поверьям и воинскому искусству славян. Народ же возвеличил атамана как Сирентия Иоановича Праворучника. Согласно легендам, не брали его ни пули, ни сабли; дважды он воскресал из окроплённой чудодейственным соком земли. По преданию, рука Ивана Сирко помогла победить и французов в Отечественной войне 1812 г. Когда русская армия стояла под Бородино, казак Михайло Нелипа рассказал фельдмаршалу Кутузову про победоносную правую руку атамана Сирко. Дело в том, что семья Нелипы из поколения в поколения присматривала за останками атамана. И, поразмыслив, Кутузов отправил казаков за рукой Сирко. Но дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не соглашался отдать руку! Долго упрашивали его казаки и, наконец, всё-таки уговорили. Старый Нелипа выдал руку только под личные гарантии фельдмаршала Кутузова. Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и французы были вынуждены уйти из русской столицы.

ЗАПОРОЖСКИЙ ПОЛКОВНИК НА СЛУЖБЕ У КОРОЛЯ ФРАНЦИИ

Судьба войны и судьба Великой армии была решена. Так Иван Сирко помог русской армии победить французов. А затем великий живописец Илья Репин воссоздал образ народного героя-характерника в своих знаменитых «Запорожцах». Летопись жизни Ивана Сирко - это головокружительная одиссея, в хитрых сплетениях которой можно и запутаться. Свидетельств о первых 35-40 г. жизни Сирко почти нет. Первое из свидетельств о деятельности Сирко - интересная, но и по сей день фактически не задокументированная история участия отрядов запорожцев в Тридцатилетней войне (1618-1648) на стороне французов. Утверждается, что в 1644 г. Б.М. Хмеля, как военный писарь Войска Запорожского, встречаясь в Варшаве с послом Франции графом де Брежи, подписал договор о найме 2500 казаков в войско французского короля. В октябре 1645 г. казацкий отряд Балтийским морем с остановкой в Гданьске прибыл во французский порт Кале. C 7 сентября 1646 г. 2000 казаков под командованием Хмельницкого, Солтенко и Сирко, который командовал к этому времени полком, а также 3000 польских пехотинцев, участвовали на стороне французов под общим командованием принца де Конде в осаде крепости Дюнкерк, находившейся в руках испанцев. 11 октября осаждённая крепость сдалась. Эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и украинского историка казачества Владимира Голобуцкого. Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовало 2400 польских наёмников под командованием полковников Пшиемского, Кабре и де Сиро. Возглавляли этих кондотьеров полковники Сирко и Солтенко. Впереди их ожидали интереснейшие события - осада и штурм неприступной испанской крепости Дюнкерк (которую называли «ключом от Ла-Манша»). Последнюю неоднократно во время многих конфликтов пытались взять французы, но всегда безрезультатно... Казаки «разобрались» с неприятелем за 3 дня и вошли в неё...
 
Продолжение следует в части  40            http://www.proza.ru/2018/08/17/1223   


Рецензии