Выбор цели Мартина Данеша

Татьяна Федяева
Действующие лица:
Автор – слышим только его голос.
Мартин Данеш –  слепой гонщик автородео, красивый молодой человек спортивного телосложения. Непременный атрибут – огромные модные зеркальные очки.
Полковник Яролимек – полковник Службы государственной безопасности. Человек в годах, небольшого роста, подтянутый, в форменной одежде.
Капитан – молодой человек в форменной одежде.
Мисарж -  учёный, руководитель проекта «Заря-6».
Жена Мисаржа – несчастная растрепанная женщина.
Дана Мразкова – инженер-электронщик проекта «Заря-6», эмоциональная девушка. Отважная и ответственная.
Связист – молодой участник проекта «Заря-6».
Академик Мациух – слышим только голос.
Учёные – участники проекта «Заря-6».
Конферансье – немолодой человек во фраке с очень живой мимикой.
Сильва – длинноногая златовласая девушка модельной внешности.
Зрители – можно приглашать зрителей из зала.
Существа – главная отличительная их черта – огненный глаз посреди лба.
Военные, сотрудники ГБ, инструкторы, десантники.

Картина 1.
 Автор: Глава 1, которая называется «Все на автородео!»
Конферансье. Сильва. Зрители. Автотрек.
Конферансье: Внимание! Внимание! Почтеннейшая публика! Очень скоро вас ждёт незабываемое зрелище! Герой автородео с завязанными глазам проедет сквозь ад, который создадут на треке наши каскадёры. Да-да, уважаемые зрители! Вы слышите: они уже готовы, уже ревут моторы. Так поприветствуем же непобедимого гонщика автородео! Итак, вот и он – Бобби Молния!
Выходит Мартин Данеш. Небрежно взмахивает рукой в знак приветствия. Вокруг суетятся ассистенты.
Конферансье: Пока звезда автородео готовится к заезду, не угодно ли вам, дорогие друзья, проверить, насколько непроницаемы повязки. Убедитесь, что они не просвечивают. Не стесняйтесь, выходите сюда, к нам. О, я вижу первых добровольцев! Прекрасная Сильва, дайте нашим героям повязки. (Сильва помогает добровольцам, завязывает им черные повязки на глаза).  Смотрите внимательно! Повязки абсолютно не пропускают свет, в них ничего не видно! Никакого мошенничества! Что скажете, друзья? (Добровольцы ходят по треку, натыкаясь друг на друга, вытянув руки). Никакого обмана! Моя дорогая златовласая Сильва, заберите повязки! Они ещё пригодятся Бобби, потому что он наденет их ВСЕ!
Зрители ликуют. Свист, крики, аплодисменты.
Сильва забирает повязки, идет к Мартину.
В это время слышится визг тормозов, стук закрываемой дверцы автомобиля, через секунду выходит капитан, ни на кого не глядя, идет прямо к Мартину.
Капитан: Вы Мартин Данеш?
Мартин: Да. Что вам угодно?
Капитан (удивленно): Вы гонщик?
Мартин кивает.
Капитан (растерянно): Простите, но насколько я знаю, вы…
Мартин (с вызовом): Да, я слепой. По-вашему, я должен заниматься настройкой пианино?
Капитан (берёт себя в руки, продолжает официальным тоном): Ни в коем случае! Нам надо с вами поговорить. Пройдёмте!
Мартин: Кому это нам?
Капитан: Службе государственной безопасности.
Уходят.

Картина 2.
Автор: Глава 2, под названием «Надо стрелять!»
Кабинет полковника.
Капитан (стоя у двери): Товарищ полковник, я привел Мартина Данеша. (отступает, пропуская Мартина вперёд)
Полковник: Можете быть свободны, товарищ капитан. Попросите, чтобы нам принесли кофе. (Поворачивается к Мартину) Полковник Яролимек. Садитесь, вот кресло. (После рукопожатия Мартин садится в кресло, полковник за стол с бумагами).

Пока герои усаживались, принесли кофе.
Мартин: Что вам от меня нужно?
Полковник: Помощи!
Мартин: Помощи?
Полковник (помолчав): Расскажите немного о себе. Я слышал, вы работаете каскадером автородео.
Мартин: К чему рассказывать? Перед вами бумаги, в них все написано. Черным по белому.
Полковник: Послушайте, да вы, наверное, обманщик! Вы все видите!
Мартин: Хотите, чтобы я снял очки? Предупреждаю, зрелище не из приятных. Нет, я не вижу, зато я слышу.
Полковник: И это вас кормит.
Мартин: Да. Я ориентируюсь по слуху. Напяльте мне на голову хоть десять черных повязок, я все равно вывернусь на треке с помощью слуха. Само собой, все это заранее отрепетировано. В свое время мы расколотили вдребезги не одну машину. Зато теперь мы их разбиваем только когда нам нужно.
Полковник: Зрители не догадываются о вашей слепоте, правда?
Мартин: Людям нравится, как я езжу с завязанными глазами. Если бы они догадались, что я слепой… Люди не любят калек.
Полковник: А стрелять вы умеете?
Мартин (застыл, вцепившись в подлокотники): Перечитайте мои материалы, у вас-то глаза на месте.
Полковник: О стрельбе в них ни слова.
Мартин: Мой отец был во Вьетнаме, очень давно, меня еще не было на свете. Он обучал вьетнамских армейских врачей. Когда американцы перенесли военные действия на Север, отец отказался покинуть опасную зону. И ослеп после бомбардировки – эксперимент, испытание газового оружия. Аргументы у американцев были обычные: произошла, мол, навигационная ошибка, пилот думал, что он на Юге!  Отец вернулся домой слепым. Женился. Перед этим подвергся всевозможным осмотрам, ему сказали, что его генетика в норме и он может иметь детей. Потом родился я.
Полковник: Отец научил вас ненавидеть войну. Вы ненавидите убийство. Ненавидите оружие.
Мартин: Да. А что, я не имею на это права?
Полковник: Еще не знаю… Нам необходимо, чтобы вы научились стрелять, Данеш!
Мартин: Зачем вы мне это говорите! Вы читали мое дело? Читайте все до конца! О том, как я разбил витрину магазина с охотничьим оружием, как подрался в кабаке с двумя расхваставшимися вояками?!

Мартин вскакивает, чуть не опрокинув кресло, бежит к двери.

Полковник: Данеш, вы нам нужны, чтобы стрелять. Против нас – не люди. Поймите, они не люди…

Мартин отпускает дверную ручку и поворачивается к полковнику.
Полковник: Противник пресек все наши попытки вступить в переговоры. Когда агрессивность его замыслов стала очевидной, мы попытались применить силу, но безрезультатно. Они используют силовое поле неизвестной природы. Короче говоря, классические способы здесь бесполезны.
Мартин: Я не понимаю…
Полковник: Я расскажу по порядку.

Картина 3.

Автор: Глава 3 – «Происшествие на «Заре-6»
Кабинет с сотрудниками службы обслуживания «Зари-6». Кругом столы, компьютеры, большой экран, на котором видим открытый космос.
Мисарж: Итак, товарищи, я собрал вас всех, чтобы напомнить о важности нашей миссии. Космический зонд «Заря-6» находится в полете уже десять лет. Он следует по Старому пути, как называют специалисты трассу, проложенную более сорока лет назад. Она, как вы знаете, ведёт к Юпитеру и Сатурну, затем мимо Урана и Нептуна за границы Солнечной системы, в пустоту, откуда человечество до сих пор не получило никаких известий. Там «Заря-6» исчезнет, подобно другим автоматическим станциям, в том числе пяти, запущенным по международной программе «Интеркосмос». Сейчас станция приближалась к Нептуну. Первые результаты ее деятельности уже стали достоянием общественности: в Москве, Чикаго и Токио вышел 15-томный труд, озаглавленный весьма скромно: «Атлас спутников Юпитера». Как выразился о нем один из комментаторов, «у этого прекрасного путеводителя единственный недостаток – в нем не отмечены мотели и станции подзарядки электромобилей».
Еще не скоро «Заря-6» завершит свою миссию. Ее зоркие зрачки внимательно осмотрят Нептун, а затем и Плутон. После этого зонд отправится в неизвестность. По традиции на его борту имеется информация о Земле и ее обитателях.
Многие критикуют такое распыление средств. Тезис «мы одиноки во Вселенной» приобретает все больше сторонников. Мы не будем рассуждать на эти темы, а просто будем выполнять свою работу. По местам, товарищи!
Все :
- Скорректировать траекторию!
- Провести настройку!
- Начать съемку поверхности Нептуна.
Все работают на своих местах за компьютерами, Мисарж наблюдает.
Вдруг края экрана почернели, с обеих сторон к его середине двинулась непроницаемая завеса.
Мисарж: Что такое, черт побери? Похоже, кто-то задернул занавес!
Все склонились над контрольными пультами.
Связист: У меня все в норме.
Дана: У меня тоже.
Все: В норме… в норме… в норме…
Мисарж: Что происходит?
Связист: Не знаю…Похоже на то…
Мисарж: Договаривай.
Связист: Чушь, конечно, но похоже, что вы правы. Кто-то в самом деле занавесил объектив.
Вы видели когда-нибудь, чтобы экран гас одновременно с двух сторон? Да это технически невозможно! Чем больше я об этом думаю, тем больше начинаю верить в занавес. Товарищи, а не могли там спуститься защитные жалюзи? Или, допустим, солнечные батареи развернулись…
Дана: Ничего не опускалось и не разворачивалось. Я докладывала, а ты, наверное, не слышал.
Связист: Да слышал, слышал. Я подумал, а вдруг ты что-нибудь упустила?
Мисарж: Хватит об этом. Переключаемся на Байконур. Контрольный центр нам что-нибудь подскажет.
Все опять склонились над пультами.
Мисарж: Ну, что там?
Связист: Ничего нового, у них то же самое. Вот черт!
На экране появляется изображение странного зал. На заднем плане двери.
Дана: Длина зала – пятнадцать метров, высота – четыре.
Мисарж: Как ты это вычислила?
Дана: Я рассчитала по экспозиционным параметрам нашего объектива. Глубина резкости четыре метра, диафрагма два и восемь.
Мисарж: Что? Кто установил другую резкость?
 Связист: Так что это были не жалюзи и не занавес. Вот эти самые двери.
Ученый: «Зарю» взял на борт чей-то космический корабль. Люди добрые, я сейчас свихнусь!
Дана: Вот они!
В двери входят Существа, но изображение нечеткое, размытое.
Дана (всхлипывая): Как люди… совсем как люди…
Инопланетянин приблизился к зонду. Изображение дрогнуло, словно он неосторожно задел зонд. Экран показывает инопланетянина по пояс, но очень размыто – разглядеть лицо нельзя.
Мисарж: На какую глубину можно навести резкость?
Дана рыдает, ответить не может.
Мисарж (резко): Не реви!  (мягче) Прости, Дана… Ну, успокойся же.
Дана (всхлипывая): Ах я, идиотка. У объектива фиксированная резкость, ее нельзя изменить. Я не знаю, как им это удалось.
Ученый: Они навели резкость!
Дана (в сторону): Укрепили на объективе какую-нибудь насадку. А я, курица, ничего не вижу. И что я за истеричка, сломаться в такую минуту!
Связист: Он одноглаз, как циклоп!
Мисарж: Он смотрит прямо на нас, видите, глаз у него будто светится изнутри. Какой большой, в нем бушуют языки пламени!
Глаз заполнил экран.
Мисарж: Прочь… кто-нибудь… выключите это…
Дана: Что там происходит? Что случилось? Почему вы молчите?
Люди преобразились в Существ. Дана, почувствовав неладное, отступает к двери.
Дана: Товарищи, ответьте!
Существа медленно наступают, Дана вбегает в кладовку и запирает дверь на ключ. Немного успокоившись, бежит к передатчику на стене.
Дана: Алло! Алло! (слушает)
Академик Мациух: Прием! Кто это? Мразкова, ты?
 Дана: Мразкова. Да, Мразкова, товарищ академик. Тревога! Немедленно объявите тревогу и заблокируйте седьмой этаж! Скорее!
Академик Мациух: Что случилось?
Дана: Сама не знаю… Не могу объяснить! Видимо, «Заря-6» атакована чужим космическим кораблем.
(в сторону) Он не поверит!
Академик Мациух: Продолжайте, я слушаю.
Дана: Мы видели его изнутри. А потом появились инопланетяне. У них очень странные глаза, не могу описать, я не рассмотрела. У меня, ну, в общем, у меня началась истерика. Но остальные смотрели. Товарищ академик, их организмы трансформировались! Это уже не люди, это… Существа!
Академик Мациух: Выражайтесь точнее, дитя мое. Что там за шум?
Дана: Они ломятся в дверь.
Академик Мациух: Сошли с ума?
Дана: Нет! Они просто стали другими! Изменились, понимаете?
Академик Мациух: Заражение посредством телетрансляции?
Дана: Что-то в этом роде.
Академик Мациух: Минутку, я сейчас взгляну на контрольный монитор.
Дана: Не надо! Вы тоже заразитесь! Пожалуйста, не делайте этого! Вы слышите меня?
Академик Мациух: У меня восемь диоптрий, а у моего монитора сбита настройка.  (Несколько секунд он молчит) Дана, простите. Я думал… Но это неважно. Я вижу их, они ломятся в дверь, у одного в руках какая-то палка. Вы можете убежать?
Дана: Нет. Я на складе запчастей. Здесь нет другого выхода. Вы слышите меня? Нельзя смотреть им в лицо, кто заглянет в их глаза, погибнет. Не сможет отвести взгляд. Это…
Дверь затрещала под ударами.
Дана схватила большую бронзовую статуэтку и приготовилась.
Дверь подалась, Дана размахнулась и ударила по лысому черепу, тело сразу обмякло. Девушка кинулась к передатчику.
Дана: Я убила его! Мне удалось! Они смертны, слышите? Смертны!
Академик Мациух: Отлично, Дана! Попробуйте забаррикадироваться. Сюда летят три вертолета с десантниками, мы вас освободим, слышите?
Дана не может отвести взгляд от глаза Существа.
Академик Мациух: Дана! Ради бога, Дана, отзовитесь! Дана!

Картина 4.

Автор: Глава 4 -  «Убийца!»
Кабинет Полковника.
Полковник: Вот что произошло на Заре-6.
Нам нужен стрелок, который не мог бы на них посмотреть. Иными словами, слепой. Если стрелок посмотрит на них, он сам превратится в Существо.
Мы проверили несколько сот человек, товарищ Данеш. Физически вы подготовлены лучше всех. Мы знаем, как отец воспитывал вас, как усиленно тренировал. Благодаря напряженному тренингу вы несете свой крест лучше любого слепого на свете.
Мартин: И поэтому я должен убивать?
Полковник: В данный момент я не вижу иного решения. Академик Мациух предупреждает, что Существа могут снять защитное поле в любой момент. Они, видимо, ждут, пока кто-нибудь не придет к ним, чтобы… превратить его в союзника, понимаете? Генетическая информация – их главное оружие. Их всего семеро, и пока они не решаются нападать. Академик Мациух убежден, что они, образно говоря, откроют нашему человеку. То есть впустят его.
Мартин: А если академик ошибается?
Полковник: Тогда будем ждать, а в случае необходимости… применим нетрадиционные средства.
Ученые попытались установить контакт, но безуспешно. Нет сомнений, что инопланетяне, называемые нами «Существа», попытаются вскоре овладеть всей планетой. Это неслыханная опасность: не война в прямом смысле, а скорее заражение, по сравнению с которым эпидемия чумы – детская игрушка. Мы привыкли к тому, что инфекция переносится по воздуху, воде, через продукты, непосредственный контакт с больным. Но эта зараза – особая, она передается органами зрения. В информационном центре в критический момент было восемь человек. Семеро заразились, один избежал этого, оказался вне опасной зоны. Восьмой-то и сообщил о случившемся и сумел убить одного из них.
Мартин: Убить!
Полковник: Да. Не думайте, что там больные люди. Это уже не люди! Вместо людей там теперь они. Существа! Источник нашей гибели! Достаточно мельком посмотреть на них, и сам превратишься в Существо. Понимаете? Если хоть один из них выйдет из здания, начнется цепная реакция. За короткое время человечество будет уничтожено. Вот почему мы так нуждаемся в вас. Если вы откажетесь…
Мартин: Что тогда?
Полковник: Начнутся новые действия с использованием всех видов оружия. Всех, Мартин! В ход пойдет все, чем располагает армия.
Мартин: Понимаю…
Полковник: Ваше несчастье – следствие войны, Мартин. Вы хотите, чтобы еще неродившиеся дети разделили вашу судьбу?
Мартин: Мой отец…
Полковник (прерывая, резко): Ваш отец воевал! Он был врачом, но военным врачом, поймите же это! Он знал, на чьей стороне воюет, разбирался в событиях, был убежден в правоте тех, кому помогал.
Мартин: Но если… я не смогу?
Полковник: Так вы согласны?
Мартин: Ответьте мне!
Полковник: Вы сможете, Мартин. Вы согласны, товарищ Данеш? Ты сделаешь это, Мартин?
Мартин: Да.
Полковник: Тренировки можно начинать немедленно.
Герои встают, выходят из кабинета. На Мартина с кулаками бежит женщина.
Жена Мисаржа: Вот ты где! Убийца!..
Данеш застыл. Несколько человек подскочило к разъяренной женщине. Ее увели с трудом.
Полковник: Мартин, не обращай внимания. Это несчастная женщина. Жена Мисаржа, одного из тех, кто был внизу.
Мартин: Но…
Полковник: Вот именно, Мартин. Ее муж мертв, но она не в состоянии понять это. Ей кажется, он заболел и может выздороветь. Оспа, корь и проказа тоже уродуют людей, но никто не имеет права убивать больных. Но Мисарж-то не болен! Существо убило, уничтожило Мисаржа, чтобы из его организма создать свой собственный!
Товарищ Данеш, приступайте к тренировке.
Уходят.



Картина 5.

Автор: Глава 5 – «Сделаешь шаг – выберешь путь».
Большое помещение с мишенями. Мартин с оружием в руках.
Мартин: А вдруг там больные люди? Или даже это действительно Существа? Кто дал нам право убивать их? Попытался ли кто-нибудь наладить общение с ними? Яролимек утверждает, что да. А если попытка контакта была плохо продумана?
Обмен важнейшей информацией, формула Пифагора… Специалисты, ученые, посланцы проведут первое общение.
Я и есть этот посланец.
Очередь, та-та-та, говорит посланец планеты Земля, вот наше свинцовое приветствие! Как там учил инструктор?..
Звонок телефона. Мартин берет трубку.
Мартин: Данеш. Слушаю вас. Уже пора? Да. Да, я готов.
Одевает куртку, берет оружие.
Мартин: Отец умер несколько лет назад. Последствия вьетнамской войны, заключил врач. Американцы извинились.
Отец воевал. Помогал вьетнамцам. Сам не стрелял, но лечил тех, которые потом, по выздоровлении, стреляли.
Почему ты не рассказал об этом подробнее, папа? Не успел или просто не пришло в голову, что и я когда-нибудь буду стрелять?..
Пора.
Мартин подходит к лифту.
Вновь звонит телефон.
Мартин (в задумчивости): Полковник, я не орудие. Попробуйте иначе, должно существовать другое решение. Затопите бункер водой, пустите туда газ, делайте что хотите, но меня в это не впутывайте. Слепых оставьте в покое…
Телефон продолжает звонить.
Мартин (наконец обращает внимание на звонок): А вдруг отменили операцию? Может, с ними, с Существами… договорились как-нибудь? Конечно, договорились!
Мартин бежит к телефону.
Мартин: Алло!.. Кто у телефона?
Мартин возвращается к лифту, двери лифта раскрыты.
Он замер, наклонившись вперед. С криком жена Мисаржа толкает Мартина в спину, но он удерживается от падения. Выбегают сотрудники ГБ, оттаскивают женщину, уводят.
Полковник: Ты ничего себе не повредил, Мартин? 
Мартин: Со мной всё нормально.
 Полковник: Не считая Мациуха, умерло еще двое.  Даже беглый взгляд на Существа вызывает мгновенное заражение. Только на тебя вся надежда. Или…
Мартин: Или?
Полковник: Придется идти на крайние меры, Мартин.
Капитан: Товарищ полковник, мы все выяснили. Женщина подождала, пока Данеш вызовет лифт, позвонила ему по телефону, а когда он подошел к телефону, уехала на лифте этажом выше. Замок дверцы лифта она повредила с помощью вязальной спицы. Данеш подошел к лифту…. Она чуть не столкнула его в шахту.
Полковник: Сейчас не до этого.
Полковник и капитан продолжают разговаривать.
Мартин (в сторону): Эта женщина еще более слепа, чем я. Почему она не попыталась со мной поговорить? Ею руководила ненависть, бешеная, смертельная. Вчера она атаковала словами, сегодня – действиями.
Бомба тоже атакует слепо, не оставляя никакого шанса тем, кто внизу. А Существа… дали они хоть маленький шанс несчастным в информационном центре? И другим, кто погиб в эти два дня? Какую формулу Пифагора послали они? Как прозвучало их приветствие?
Эта девушка, Дана Мразкова, сказала академику Мациуху: «У них странные глаза… они преобразили людей!» Существа попали в людей смертоносным взглядом и превратили их в новых Существ. Как если бы бомба, взорвавшись, не только убила людей, но и превратила их в новые бомбы…
Полковник: Одно у меня не умещается в голове.
Мартин: Что?
Полковник: Хотелось бы мне знать, чем они там заняты.
Мартин: Кто?
Полковник: Да Существа! Мы отключили им свет, вентиляцию. А они и не пытаются выбраться. Что-то замышляют.
Мартин (решительно): Мы это скоро узнаем.
Полковник: Спасибо, Мартин. До последней минуты я боялся, что ты откажешься.
Мартин: Я передумал.
Полковник: Почему?
Мартин: Понял, что слепота – худшее зло. Та слепота, которая коренится в душах людей. Или, если хотите, Существ. Глаза ни при чем. Это свойство духа.
В жизни каждый должен отыскать собственный путь. Один ищет себя долго, другой вообще не найдет. Я нашел свой путь в ту минуту, когда меня хотел уничтожить человек еще более слепой, чем я.

Картина 6.

Автор: Глава 6 -  «Схватка».
Мартин в помещении с Существами. Они пытаются атаковать его, он стреляет. Последнее Существо затаилось, потом включило тумблер, пошла запись, как какая-то странная музыка. Мартин убивает и его. По передатчику связывается с Полковником (слышим его голос)
Полковник: Мартин! Ты жив?
Мартин: Да, все кончено. Приходите…
Полковник: Вижу тебя, Мартин, но пробиться к тебе пока невозможно!
Мартин: Здесь какая-то стена!
Полковник: Держись, Мартин, сейчас мы ее пробьем!
Мартин: Что за странная музыка…
Мечется по помещению в поисках тумблера.
Полковник: Что ты делаешь, Мартин? Сейчас мы тебя вытащим, успокойся!
Мартин наконец находит и разбивает пульт и тумблер.
Мартин (тихо, задумчиво): Я скоро превращусь в Существо, я успел заразиться. Но я еще сопротивляюсь, через слух это идет не так быстро. Медленнее, чем вам хотелось бы, не правда ли?
Мартин прячется ненадолго, потом выходит из-за укрытия, почти трансформировавшись в Существо.
Вдруг вскрикивает.
Мартин: Что это! Свет. Я вижу свет!
Мартин берет пистолет, приставляет к виску и стреляет.
Автор: Цель достигнута.
Конец.