Парадокс Закона Жертвы

Константин Савитрин
Что такое Закон Жертвы? Древняя философия Востока утверждает, что Жертвою создана вселенная, в которой мы живем. Сущность Божественной Жертвы заключается в том, что Нематериальное принимает ограничения материи, Беспредельное замыкается в пределы, Свободное заключается в оковы. Вселенная произошла благодаря акту Верховной Жертвы и может быть сохранена только благодаря постоянному возобновлению этой Жертвы.

Далее людям предписывались пять жертвоприношений: богам (Дэвам), Учителям Мудрости, старшим (предкам), человечеству, животным. Целью этих жертвоприношений было обучение почитанию Иерархии Проявленной Жизни: старших (боги, Учителя Мудрости, предки), младших (животное, растительное и минеральное царства природы) и равным (человечество) братьям и сёстрам по семье, ведущей начало от Единой Непроявленной Абсолютной Жизни.

Жертвоприношение рассматривалось не как отдача, но как приобретение чего-то более ценного. Древнее оккультное изречение гласит: «Жертва есть Приобретение». Так же известно и другое: «То, что пытаешься сохранить (для себя) – потеряешь. Лишь то, что отдал совершенно бескорыстно – останется твоим» (христианский вариант: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» /Матф.16:24-26/).

Именно Жертва является неотъемлемой частью и условием Жизни и Её эволюции во всех проявлениях, формах, на всех Планах Бытия от высочайших и до нижайших.
В жизни земной часто полагают люди, что нужно приобретать и накапливать вещи, предметы, людей, знания, опыт и вообще всё. Необходимость жертвовать чем-то ради приобретения часто рассматривается ими как вынужденная потеря. Но так как в жизни часто приходится жертвовать одним ради другого и даже невозможно вовсе обойтись в чём-нибудь без жертвы, жизнь таких людей, жаждущих материальных, душевных или духовных накоплений, полна страданий и потерь. Но иной взгляд на жертву может принести радость в тех же внешних условиях путём переживания внутренней трансмутации, алхимического превращения.

Необходимо понять, что Закон Жертвы есть тот же Закон Кармы, воспринятый на более высоком уровне. Его можно так же назвать Законом Любви. Ведь всякую жертву человек осуществляет ради любви.

Эгоист из любви к себе, готов пожертвовать благом многих других людей. Одержимый страстью готов ради удовлетворения своего желания пренебречь всеми нравственными установлениями общества и голосом своей совести. Скряга жертвует комфортом жизни ради накопления денег. Это – всё примеры неправильного жертвоприношения, когда человек, сосредоточившись на себе и своём, стремится приобрести что-то или кого-то внешних. Но хотя он действительно может получить желаемое, таким образом он нарушит гармонию Закона. И потому, с одной стороны, приобретение желаемого не принесёт удовлетворения (или принесёт лишь кратковременное удовлетворение, которое вскоре сменится ещё более мучительной неудовлетворённостью). С другой же стороны, как нарушитель Закона он обрушит на себя Меч Возмездия (меч Фемиды или копьё Немизиды).

В противовес этому самоотверженный человек готов пожертвовать своим личным благом и даже своей жизнью ради блага других. Вдохновлённый высочайшей Любовью ради возможности служить Возлюбленному или Возлюбленной (в человеческой ли форме или в Божественной, как это делают бхакты в отношении Кришны) готов почитаться безумцем (как индийский святой Рамакришна) просто видя Его или Её во всех живых существах и служа Ему или Её в них. Альтруист жертвует всем, что имеет ради того, чтобы помогать всем живым существам, улучшая их жизнь. Это – всё примеры правильного жертвоприношения, когда человек, сосредоточившись на Возвышенном, Прекрасном, на Возлюбленном всю свою жизнь приносит на алтарь этого любовного служения. Отдавая всё своё, он таким образом приобретает весь мир. Кладовые Премудрости, Прекрасного, Возвышенного открываются для него, чтобы он мог черпать из них для служения Высшему, Общему Благу и ближним. Таким образом в своей жизни и в жизни окружающих людей он утверждает Гармонию Закона. Гармонию, которая Закон Кармы преображает в Закон Любви (или совершенной Жертвы).

В таком понимании действия Закона Жертвы явственно обнаруживается некая «странность» или парадокс: бескорыстная жертва даёт наибольшие приобретения; эгоистичная приносит наибольшие потери.

Совершенное бескорыстие, совершенный альтруизм открывают возможности наивысшего Приобретения, хотя в глазах многих эта жертва покажется слишком большой и не стоящей её приношения. Жертва же из эгоистичных побуждений, даже при обретении всех внешних благ и радостей жизни, столь выгодная в глазах многих людей, на самом деле приносит наибольшее упущение благих возможностей. Ведь совершенный альтруизм даёт сокровища неуничтожаемых духовных накоплений – «сокровищ на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:20). Это неотъемлемое достояние духа, которое он сохраняет во всех последующих воплощениях и, развивая, может преумножать. Тогда как все материальные накопления, вся суетная слава, положение, почёт мира сего сопровождают человека лишь в одном текущем его воплощении и могут быть утеряны в одно мгновение именно благодаря эгоистическим побуждениями, которые делают непрочным всякое приобретение.

Более того, всё, что приобретается в мире земном, для удовлетворения личности, лишь в условиях земной жизни представляется богатством, обеспечивающим счастье. Однако при переходе в Мир Надземный, то есть после физической смерти всё это оставляется вместе с физическим телом. И человек переходит в другой мир нищим, так как с собой можно взять только то, что является достоянием духа, то есть духовные накопления. Именно внутренние накопления дают возможность активно жить и трудиться в Мире Надземном. Эти накопления преобразуются развоплощённым духом в качества и энергии характера для своего проявления в последующих воплощениях.

Таким образом, стремящийся к эгоистичному приобретению и жертвующий ради него время, силы, средства, упускает самое драгоценное. Упускает возможности для реализации творческого потенциала духа. И уподобляется человеку, который меняет драгоценный алмаз на придорожную пыль.

Напротив, жертвуя многими вещами, которые кажутся людям важными и значимыми, жертвуя даже личным счастьем ради приобретения духовных накоплений, жертвуя душу свою человеческую ради обретения достоинства духа, человек открывает возможность для максимального проявления творческого потенциала духа во всей цепи последующих воплощений.

Для иллюстрации этого парадокса можно вспомнить образы мифологического Сизифа и Данко из «Старухи Изергиль» М. Горького.

Человек, трудящийся ради приобретения земного богатства, подобно Сизифу, вкатывает камень на вершину. Однако достижение его длится лишь мгновение, вслед за которым камень скатывается вниз. И с каждым разом для того, чтобы вкатить камень на гору, требуется всё более и более усилий.

Данко же принёс своё сердце в жертву ради того, чтобы вывести к свету людей, пребывающих во тьме. Его сердце было растоптано и, казалось бы, жертва была напрасной. Однако его жертва в условиях данной текущей жизни открывает ему богатые возможности для раскрытия потенциала духа после физической смерти при жизни в Надземном и последующих воплощениях.

И если попробовать написать продолжения мифа о Сизифе и горьковской притчи о Данко и изобразить последующие существования этих героев, то могло получиться следующее.
 
Эгоистичный Сизиф мог бы предстать человеком, который преуспел в приобретении материальных богатств, ради которых трудился, но при этом остался в полном одиночестве из-за ущемления интересов других людей. Богатый материально внутренне он опустошён и совершенно одинок. И пытается удовлетворить мучительную жажду души по человеческому общению приобретением мнимых друзей дорогими подарками, удовлетворить жажду духа по Богу — приобретением дорогих старинных икон. В мучительном поиске спасения от одиночества он вновь и вновь разочаровывается в тех, кого полагает своими друзьями. Множество икон в доме и даже значительные пожертвования на строительство храма не приносят успокоения томящемуся в оковах собственного эгоизма человеку. Он мечется, словно зверь в клетке, пока однажды не встречает счастливого человека — паломника, который странствует с одной только небольшой сумкой по святым местам. Этот-то человек и открывает Сизифу тайну счастья: забыть о себе и жить для Бога, служа людям. И с этой встречи начинается путь Сизифа к тому, чтобы в завершении стать Данко.

А Данко, сердце которого было растоптано, в новой жизни, быть может и не имел богатств материальных, но был богат душевно и духовно. И потому стремились погреться в лучах его сердца окружающие люди. И каждый был рад по-дружески чем-либо помочь Данко. Он не был и не мог быть одинок, ведь солнце его сердца излучало искренние любовь, сострадание и сорадование всем людям, с которыми он встречался на жизненном пути. Сердце его словно было мостом между сердцем Бога и человеческими сердцами. И даже тот, кто в прошлом существовании растоптал сердце Данко, в новом — не смог устоять пред его преображающим влиянием и вослед за героем устремился к свету в совершенном самопожертвовании, обретая в этом и совершенную радость.

И на этих примерах представилось бы совершенно очевидным, что эгоистический труд наряду с некоторыми материальными и личностными приобретениями всё-таки лишает высших возможностей и приобретений, а бескорыстная жертва, совершенный альтруизм приносят высшее Приобретение.

«Несколько личных качеств, которые служат благу других, ценнее множества качеств, которые служат личной выгоде. Самое малое неэгоистически содеянное доброе дело ценнее бесчисленных добрых дел, содеянных эгоистично» (Драгоценные чётки 24:5,8.).