Сердце друга 86

Гунаев Иса
- И все же, что ты ей такого сказал? – не мог успокоиться Хасан. – Ты всех нас поверг в шок. Надеюсь, ты ее не обидел? Не оскорбил?
- Нет, конечно.
Сулиман рассказал о том, как десять лет назад он впервые с ней встретился, как и при каких обстоятельствах произошла эта встреча.
- Наверное, нахлынувшие воспоминания вызвали у нее слезы, – сказал Сулиман.
- Да-а. Такое мало кого оставит равнодушным. Тем более, девушку. Представляю ее состояние. Через десять лет, после всего этого ада, после стольких жертв, всего этого кошмара, вновь встретить человека. Да при каких обстоятельствах? Что первая, что вторая встреча.
- Да уж.
- А я думал, ты влюбился.
Некоторое время, друзья проехали молча.
- Слушай, а может, ты действительно влюбился? – спросил Хасан.
- Да ладно.
- А что? Девушка красавица-скромняга, коих не часто встретишь. И вообще, нам пора уже о женитьбе подумать. Не маленькие.
- Мне до этого точно далеко.
- Почему это?
- Ты не знаешь, где и как я живу? Как я туда невесту приведу?
- Да ладно, люди женятся и живут в более худших условиях.
- Я не смогу.
- А я бы на твоем месте женился. У тебя положение лучше, чем мое. Я хоть и живу в доме, мне точно некуда невесту привести. Сам знаешь, как мы в нем теснимся. Никак не можем достроить новый. А ты? Не хочу сказать, что в сарае живешь, он у вас перестроен так, что у многих даже дома такого нет. И живете вы с Мадиной только вдвоем. И Мадине будет помощница по дому, и у тебя появится стимул жить и процветать. Накопишь с зарплаты, достроишь дом, заживешь как нормальный человек.
Сулиман слышал его через слово, не выходила из головы Айшат. «А может, я и в правду влюбился? – подумал он. – А ведь прав Хасан. Пора уже о женитьбе подумать. А Айшат? Встречу ли я еще такую красавицу? Или встречал ли вообще? Да, об этом надо всерьез подумать».
Наконец друзья приехали домой. Хасан высадил Сулимана у его дома и поехал к себе.
Хоть время было и позднее, на улице было достаточно темно. Сулиман не пошел сразу к дому. Он решил осмотреть фундамент планируемого нового дома, и подсчитывать, сколько примерно уйдет на его строительство. «А может построить небольшой домик? – подумал он. И тут же прогнал эту мысль. – Нет! Потом начнется «чеченский вариант» - пристройки, пристройки, и так дом расползется по всему двору. Строить, так навсегда».
Он не заметил, как подошла Мадина.
- Что ты здесь делаешь, Сулиман? – вернула его в реальность мать. – Ты почему в дом не заходишь?
Сулиман взял ее за руку и направился к дому.
- Пойдем мама, – сказал он. – Я просто решил осмотреть фундамент.
- Ночью? А ты днем его не видишь?
Они пришли в дом. Сулиман думал о строительстве, о женитьбе. Он загорелся этой идеей.
Конечно, состояние сына не осталось незамеченным матерью. Мадина собирала на стол и тайком наблюдала за поведением сына.
- Куда вы ездили? – накрыв стол, спросила Мадина.
- Да так, покатались просто, – неохотно ответил сын.
Мадина села напротив сына и заглянула ему прямо в глаза.
Сулиман лениво крутил ложкой в тарелке, у него не было аппетита. Мысленно он сейчас был с Айшат.
- Просто покатались? – улыбнулась Мадина. – Ну и кого вы, «просто» встретили?
Сулиман удивленно взглянул на нее.
- Ты о чем, мама?
- Кто она? Как ее зовут? Ты давно с ней знаком?
- Я не понимаю тебя мама. Ты о ком?
- Зато я тебя прекрасно понимаю. Думаешь, я не вижу твои влюбленные глаза?
- То же самое, говорит мне и Хасан. С чего вы это взяли?
- Хасан это заметил, потому что хороший, верный и надежный друг, а я мать. Поверь, сердце матери трудно обмануть, и оно не может не заметить горя или радости детей.
- Да ни в кого я не влюбился. Просто познакомился с девушкой.
- С этого ведь все и начинается.
- Что?
- Какой же ты у меня еще маленький, – улыбнулась Мадина. – Новая жизнь. Сначала знакомишься, потом сердце тебе подсказывает кто она, и какое место в твоем сердце занимает. А бывает и наоборот, сначала замечает сердце, а потом глаза. Так кто она? Давно ты ее встретил?
- Ровно десять лет назад.
- Что? – удивилась Мадина. – Ты десять лет знаком с девушкой? А я об этом ничего не знала?
- Нет, мама. Я встретил ее впервые десять лет назад. Мы с ней после этого не виделись. Ей тогда было лет пятнадцать, шестнадцать.
Сулиман подробно рассказал матери о первой случайной встрече с Айшат. И о второй встрече. Спустя ровно десять лет.
- Очень трогательная история, – выслушав сына, с грустью сказала Мадина. – Между прочим, то, что ты влюбился, я заметила еще вчера. Не зря я завела разговор на тему женитьбы. Ну, а на дальнейшее, какие у тебя планы?
- Никаких. Какие у меня могут быть планы? Буду продолжать работать и жить, как и жил.
- Жениться тебе надо, Сулиман. Не маленький уже.
- О какой женитьбе сейчас может идти речь мама? Ты не видишь, как мы живем? До женитьбы ли нам сейчас?
- Что не делается, все к лучшему. Может оно и хорошо, что у нас еще не достроен дом. Девушка, которая не согласится жить с тобой здесь, и в большом доме не будет тебе другом и опорой. Женишься, и вместе будете вить себе гнездо. Поверь, так будет лучше чем она придет к тебе на все готовое… «Не плачь на свадьбе и не смейся на похоронах», - часто говорил мой отец. Время сейчас такое. Не зажили еще, раны войны. Жить нужно по времени.
- Да-а, – протяжно сказал Сулиман. – Может, ты и права. Но в любом случае, нескоро это произойдет. Мы-то виделись с ней всего пару раз.
- Ничего. Я не говорю, женись завтра же. Пообщайтесь еще. Время есть. Познакомьтесь поближе. Взвесьте, уживетесь ли вместе. Кое в чем ты ей должен будешь уступать, кое в чем – она тебе. Прежде всего, ты в избраннице должен видеть не красивую девушку, а будущую мать своих детей. «Прежде чем ухаживать за девушкой, поухаживай за ее матерью» - говорят у нас в народе. Я раньше не понимала, как это может быть. А говорит это о том, что ты должен узнать о ее матери. Уживается ли она с родственниками мужа. Если уживается, и дочь она воспитает порядочной. Женщины очень хитры и коварны Сулиман. Говорят, даже Пророки, мир Им, не могли разгадать женскую хитрость.
- А мне повезло с матерью, – обняв мать, сказал Сулиман. – Моя мама - самая лучшая мама на свете.
- А дети у меня ангелочки. Хвала Аллаху. Ладно. Давай спать, время уже позднее. И голова у тебя сейчас, очень загружена.
- Чем это?
- Влюбленный ты, Сулиман. У тебя сейчас все мысли о ней.
- Может быть. Но не в первую очередь. На первом месте у меня всегда была, есть и останешься ты, мама.
- Ага! Это сейчас ты так говоришь. Говорят, когда парень женится, голова матери ему напоминает голову лошади.
- Ну и пусть так говорят. В нашем случае - это исключено.
- Я знаю.
- И все-таки. Как хорошо, что отец женился на тебе, – не выпускал из объятий мать Сулиман. – Как же я люблю тебя, мама. Всем детям желаю таких матерей.
- Ладно, подлиза. Иди уже спать.
* * *