Удаль молодецкая

Александр Быков 3
Ну кто не знает этого былинного выражения, нет таких. Показывать молодецкую удаль с точки зрения научных словарей -это проявлять безудержную смелость в сочетании с бойкостью, ухарством, молодечеством.
Среди синонимов этого устойчивого фразеологизма главным является выражение «показать себя» и даже «выделываться».
Очень часто с этой целью парни в старой Руси совершали противоправные поступки, единственной целью которых было обратить на себя внимание. Общество с пониманием относилось и такого рода деяниям, ибо считалось, что в молодости мужчине обязательно надлежит показывать свою удаль.
Сколько удальцов покрыли себя славой на полях сражений- не перечесть. История знает немало примеров, когда попадая на фронт первый хулиган деревни или городской окраины становился героем, получал, часто посмертно, высокие награды. Известны и другие примеры, после войны, некоторые герои уже не могли остановиться и то, что на фронте считалось героизмом, в мирное время оказалось преступлением. Хотя в обоих случаях это была как раз та самая «удаль молодецкая».
Теперь давайте уйдем вглубь. Словари не знают откуда произошел  термин, что означает само слово «удаль». Между тем, ответ лежит на поверхности, но он находится в очень деликатной сфере, связанной с мужским детородным органом.
«Уды» или «тайные уды» так называют мужское естество средневековые источники,  употребляя его во множественном числе, видимо имея ввиду и яички. Само слово «уд», означает просто «конец», отсюда известная каждому «удочка» для ловли рыбы, изначально тонка вица, на которую привязывался на нитке поплавок и крючок с наживкой.
Руки и ноги человека в терминологии средневековья тоже «уды», а вот детородный орган - «уды тайные». Правила приличия предписывали скрывать их под одеждой, чтобы не возбуждать не нужное любопытство. Даже в первобытном обществе для этого имелась набедренная повязка.
И тут мы подходим к самой сути исследуемого выражения. Изначально «удаль» это демонстрация мужчиной в рамках дохристианской обрядности своих детородных органов с целью поиска партнерши. В последствии, когда времена промискуитета сменились отношениями в рамках семьи, функционал не изменился, но стал менее полигамным.
С принятием христианства многие традиционные ритуалы были запрещены, в общество пришло  понятие «стыд»,порцавшее  ущербность открытого показа органов. Отсюда и выражение «стыд-то прикрой». Это относилось ко всему интимному, даже женской груди.
Тогда же возникло понятие «грех», между прочим как антоним слову «удаль». Само совокупление стало грехом, греховодным делом.
Неслучайно, в монашестве человек давал обет безгреховности, а среди женщин, стала насаждаться теория непорочности.
Сам институт брака в его христианском понимании возник как разрешение на грех сожительства и деторождения.
Отношения вне брака порицались, их участники получали обидные прозвища. Мужчина  стал «охальником и бл@дуном», женщина соответственно «бл@дью», а ребенок «выбл@дком». Кстати последнее слово, применительно к незаконорожденным детям зафиксировано даже в «Соборном Уложении» царя Алексея Михайловича 1649 г.
Под жестким нажимом церкви буйство народной жизни вынуждено было отступить, но никуда не исчезло. Об этом говорят многочисленные сведения о незаконнорожденных детях, которых крестьянский мир обязательно принимал. Даже по фамилиям можно понять, у кого изначально не было законного родителя. Солдатовы, Матросовы, Комиссаровы и конечно Удальцовы, это про вас.
Часто незаконнорожденным давали фамилию по матери: Аринины, Маринины, Марфины и т.д. Во всех этих случаях «удалец «был как правило не известен или официально не назван.
В XIX в. «удаль молодецкую» упрятали в традиции святочных игрищ, посиделок, вечерин, где парням разрешалось вести себя развязно, старатья этим привлечь внимание потенциальных невест. Кое где еще были жив и древний, еще с первобытных времен, пережиток «свального греха», когда неожиданно в избе, где гуляла молодежь гасли свечи и начиналась вакханалия удальцов. Поэтому девушкам из зажиточных семей на игрища ходить не разрешали, или только в сопровождении охраны из братьев.
Вот несколько примеров отношения к подобного рода «удали» из мемуаров вологодского крестьянина Ивана Юрова:

«Вам, молодым,-теперь легко,-только дунь, так у бабы подол и закинется, а нам раньше было хоть колом заворачивай подолы-те».

«-Гляди ко, дева, Павлуха, парня принесла. Сосет ведь у нее при всех и не стыдится. Я бы такое дело, на улицу бы не вышла, а им хоть бы что.
-Не говори, дева. Какой уж тут стыд. любуются выбл@дком, как что и есть. Поди ко думала Миковка ( дядя Ивана Юрова- А.Б.) замуж ее возьмет. Наплюет он на её, срань! Тряси теперь волосьем то, не девка, не баба.
-А что, бабы, по вашему лучше, если бы она ребенка задушила или под навоз схоронила? Раньше ведь и все так делали. Что вас удивляет, родила, ведь она ж не парень! Вы вот тоже рожаете!
-Эво, что сказала. Да ведь мы венчанные, законные. А их кто венчал? Нет уж бл@дь так она бл@дь и есть и ребенок у нее выбл@док, околоток.
-Нет, бабы, неверно судите. Бл@дью ее назвать нельзя. Бл@дь та, которая по нескольку человек за ночь отпускает, да деньги за это берет. А она, какая же бл@дь, если полюбила парня и сделала то, что все делают? А что они не венчаны, так это ничего не значит. Чепуха все это. Венчаться никому не стоит. Что толку в том, что человек с длинными волосами поводит вас вокруг столика, да еще и платить ему за это надо!»
В этих строчках хорошо видно неоднозначное отношение крестьянского мира к внебрачным связям. Они одновременно и осуждаются и воспринимаются, как нечто естественное.
В связи с этим становится непонятен упор, так называемых «почвенников» на традиции непорочности в крестьянской среде. Ничего подобного не было до конца 1920-х годов, когда партия Сталина решила всерьез заняться народной нравственность  и, надо сказать, кое чего добилась.
Впрочем, даже в 30-е годы нравы были еще слишком свободны для партийного понимания и даже такие писатели, как Борис Пильняк, автор рассказа «Без черемухи» стали восприниматься как проповедники чуждого.

Прошел еще почти  век. Куда сейчас девалась удаль молодецкая? Никуда, она тут, но теперь действо не освящено древней традицией и попало под крыло дворовой блатной романтики.
Конечно есть немало домашних мальчиков и девочек, которые далеки от «удали и ухарства». Но обществу они не интересны.
Многих людей по прежнему привлекает преступный умысел молодых удальцов, Они охотно обсуждают их тоже отнюдь не безвинных жертв, типа пьяной Шурыгиной, пытаются понять, что заставляет молодых идти на риск ранней половой жизни.
Да все она, «удаль молодецкая» и заставляет и еще отсутствие морального запрета, который исчез вместе с СССР. Новая Россия предложила молодежи романтику разврата и распутной жизни. Сейчас снова, как и 90 лет назад схватились за нравственность. Вот только очень трудно заставить соблюдать законы в мире соблазна.

на фото типичные удальцы-герои 1 Мировой.