Глава 20

Ксеркс
XX


Аньес и Огюст видели, как Атос наблюдал за их прогулкой из окна, и шевалье, вздыхая, все же старался вести себя, как подобает: он чинно вышагивал рядом с мадам де Беренжер и вежливо улыбался. Но как только Атос скрылся, мальчик торопливо выпалил:
- Мадам, если прогулка утомила Вас, Вы можете вернуться к себе – отдохнуть.
Аньес изумленно посмотрела на шевалье и невольно рассмеялась:
- Это таким любезным способом Вы пытаетесь от меня избавиться? Научились у графа?
Огюст слегка покраснел:
- Не подумайте…
- Уже подумала! Шевалье, давайте начистоту – что Вы замыслили? У Вас есть еще какое-то дело, кроме желания замучать капитана расспросами?
Огюст, забавный в своей серьезности, пропустил мимо ушей замечание о капитане, и изучающе посмотрел на Аньес.
- Ну… Допустим, есть.
- Какое?
Огюст стал еще серьезнее и еще забавнее:
- Женщины не умеют хранить тайны.
- Вы знаете это из личного опыта?
Огюст покраснел уже явственно. Аньес сделала серьезное лицо и торжественно прошептала:
- Я – умею, рассказывайте! Вы же не задумали ничего дурного?
- Нет, конечно! – возмутился Огюст. – А Вы правда никому не расскажете?
Аньес кивнула с самым убедительным видом. У Огюста заблестели глаза. Он огляделся, и Аньес невольно повернула голову за ним:
- Никого. Говорите.
- Вот.
Огюст медленно разжал кулак – на ладони лежал ключ, судя по размеру и форме  явно старинный, во всяком случае, таких больших ключей Аньес давно не видела. Теперь она была взволнована не меньше Огюста:
- Что это?
- Я нашел его, когда раньше приезжал в Ла Фер и потом, каждый раз, когда был здесь, искал дверь, которую он должен отпирать.
- Вы не спрашивали, что это за ключ?
- Еще чего! Его бы просто отобрали и все.
- И Вы нашли?
- Думаю, да. Пойдете со мной?
Аньес схватила мальчика за руку:
- Идем!
- Но никто не должен знать!
- Не сомневайтесь!
Огюст точно не терял раньше времени зря – он отлично ориентировался в замке, во всех его частях, и знал, как и куда можно пройти так, чтоб никому не попасться на глаза. Он привел Аньес в старое полузаброшенное крыло и пояснил, что именно здесь осталось несколько комнат, до которых он не успел добраться, и, вероятно, нужная дверь найдется именно здесь. По большей части комнаты не были заперты, потому что шли одна за другой и двери, что их отделяли, не запирались, а имели лишь небольшие задвижки, которые давно никто не сдвигал с места.
- Эти несколько комнат – апартаменты старых хозяев, – пояснил Огюст. – Потому нет замков. Глупо запирать собственную спальню когда сидишь рядом в собственной же гостиной. Но сейчас так жить не принято, да и места тут маловато.
- Раз нет замков – не нужен ключ, – разочаровано протянула Аньес.
Огюст довольно улыбнулся:
- Но здесь должно быть помещение для слуги и, может быть, чулан.
- А в нем сундук! – засмеялась Аньес. – С сокровищами!
- Не обязательно, может, старинное оружие, тоже будет неплохо.
Они осмотрели комнаты одну за другой и действительно обнаружили маленькую комнатку без окон, без мебели, с одним топчаном  и поломанным стулом, в углу которой была еще одна дверь. На этот раз запертая.
- Могу спорить – это то, что мы ищем! 
- Откуда ты знал? – пораженная Аньес не заметила, что перешла на «ты». Раскрасневшийся Огюст тоже этого не заметил. Он поспешно сунул ключ в скважину и не без труда повернул. Со скрипом замок поддался. Огюст радостно обернулся к Аньес:
- Это она! Я смотрел карты замка в кабинете графа. Некоторые из них очень подробные. Этот чулан там тоже был. Я проверял все по порядку, чтоб ничего не упустить, но приходилось быть осторожным, да и приезжали мы сюда не часто. Я открываю?
Аньес смогла лишь кивнуть – у нее пересохло в горле.
В чулане было темно и душно. Сундук там был и даже не один. На полу, под ногами лежали какие-то пыльные тюки со старым тряпьем, в углу стоял массивный поставец с тусклой, местами битой посудой. Сундуки не были заперты, там тоже лежали какие-то полуистлевшие платья, облезлые перья, линялые ленты и погрызенные мышами перчатки.
Огюст, как собака, идущая по следу, методично осматривал все. Его взгляд стал сосредоточенным, и Аньес с интересом наблюдала за мальчиком:
- Думаешь, тут есть что-то интересное?
- Должно быть.
Осмотрев тюки и сундуки, он перешел к поставцу:
- О, вензели Ла Феров! Все облезло, трещины, стекло помутнело. Надо было выкинуть и заказать новую. Ха, смотрите!
Из нижнего отделения поставца он вытащил небольшой, но увесистый ящик. И этот ящик был заперт.
- Какой-то он… неказистый, – удивилась Аньес. – Как для графских «сокровищ».
- А это не графский, – Огюст внимательно осмотрел ящик. – Вот тут в углу что-то вроде монограммы, но инкрустация выпала… Не могу прочесть.
Он вытащил из кармана нож, освободил его из аккуратных маленьких ножен и, ловко орудуя им, вскрыл ящик. Аньес улыбнулась и напомнила себе, что имеет дело с мальчишкой.
- Что там?
- Бумаги. Письма. Карты. Нет, это копии. Но… с каких интересных карт! Это же замок, наш замок! Но двести, даже триста лет назад. Смотрите! Вот таким он был, когда его только построили! А это лет десять спустя – уже есть укрепления, стена, ров, и несколько сторожевых башен. А это – при Ангерране VII… А это… Да тут вся история замка! Все тайны, все ходы и подземелья! Вот эта – последняя. Еще лет пятьдесят назад все это было здесь. Смотрите – стена, и башня, и рядом еще павильон или что-то вроде этого. Совсем рядом с лесом. Вот мост через ручей.
- Кто мог это сделать? Эти копии? – Аньес, встревоженная неожиданной мыслью, потянула Огюста за рукав. – Он имел доступ… к архивам Ла Фера? К вашим семейным архивам? Какие еще бумаги он видел?
Огюст не сразу оторвался от созерцания карт.
- Ну… Тут вот еще что-то.
Аньес отодвинула шевалье в сторону, и вытащила бумаги  из ящика.
- Дрова? Стирка белья? Не понимаю… Это хозяйственные счета: вино, окорока, виноград, мед… Ремонт церковной крыши?
- Смотрите, – Огюст показал на подпись под каждым листом. – Похоже на ту монограмму, кажется…
- Гийом…  Гийом? Как зовут управляющего?
- Валанс.
- Да, точно. А того, который был раньше?
- Не знаю, мне кажется, всегда был Валанс.
Аньес невольно усмехнулась:
- Конечно, шевалье. Это было так давно.
Она быстро перебрала бумаги – кроме карт и счетов в ящике было несколько писем подписанных Гийомом или адресованных ему. Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы убедиться, что письма носили личный характер и никакого отношения к господам де Ла Фер не имели.
Огюст уже потерял интерес к остальному содержимому ящика, жадно рассматривая одну из карт:
- Подземный ход… Наконец. Тут все отлично показано! Все! Теперь я его найду.   
- Шевалье, Вы должны все рассказать графу.
- Вы обещали! – мальчик вскочил.
- Я не нарушу обещания, я никому ничего не скажу. Вы должны сделать это сами.
У Огюста задрожал подбородок. Аньес подумала, что он готов расплакаться, но она ошиблась – он разозлился.
- Это я буду решать, я это нашел.         
- Это важно. Граф должен знать.
- Нет.
- Шевалье, не упрямьтесь.
- Я сказал нет.
- Но почему? Если Вы объясните, возможно, я приму Вашу сторону. Пока я не понимаю.
Огюст нахмурил брови:
- Я… Я хочу найти подземный ход. Если я скажу господину графу, он не позволит, и, может, вообще запретит приезжать в Ла Фер. Вы хотите выдать меня?
Он в упор смотрел на Аньес, и ей показалось, что в его глазах она видит зарождающиеся недоверие и презрение, которые он в будущем перенесет на всех женщин, даже не помня, откуда берут начало эти чувства.
- Нет, дорогой шевалье, я не предам Вас, – тихо и убедительно сказала она. –  Никогда. Верьте мне.
Взгляд Огюста немного смягчился:
- Но Вы будете заставлять меня признаться?
Аньес задумалась:
- Так было бы правильно… Граф действительно должен знать.
Огюст снова помрачнел. Аньес взяла его за руки:
- А если я покажу Вам, где этот ход? Хотите? После этого Вы расскажете графу про карты из архива?
- Покажете? – Огюст улыбнулся, и Аньес почувствовала, как действует на нее эта улыбка Ла Феров: «Вот нахал! Это еще неосознанно, но скоро он научится этим пользоваться…»
- Шевалье, – она постаралась придать голосу строгость. – Я не собираюсь указывать Вам, как поступать. Решайте сами, если считаете себя достаточно взрослым.
Огюст тяжело вздохнул, и нехотя сказал:
- Я расскажу господину графу.
- Хорошо, – Аньес поднялась и отряхнула юбки. – За то, что Вы сейчас не стали ставить мне условий, я покажу Вам, где подземный ход.
Огюст провел их в обход замка к тому месту, которое указала Аньес. Им пришлось повозиться, пока они нашли яму, в которую провалилась Аньес, и Огюст выглядел разочарованным:
- Вы уверены, что это подземный ход?
Аньес рассказала про карту, поход и объяснения д’Артаньяна, умолчав лишь о том, что приключение было ночным. Авторитет капитана сделал свое дело, теперь Огюст взирал на яму заинтересованным взглядом:
- Надо тут разрыть…
- Но, шевалье…
Огюст не слышал. Он уже сорвался с места и через минуту вернулся с лопатой.
- Шевалье, откуда это?
- Я знал, что рано или поздно придется копать, так что позаботился заранее. Не беспокойтесь, я все сделаю сам.
- Но, шевалье…
К удивлению Аньес, копать Огюст умел вполне сносно. Он расковырял яму, раскидал во все стороны землю и радостно вскрикнул:
- Точно ход! Смотрите, камни – это было выложено изнутри, но опоры, должно быть, уже не держат, несколько камней упали внутрь, и получилась дыра! Я могу пролезть!
- Огюст!
Все было бесполезно, Аньес поняла, что удержать мальчика она не сможет, что бы ни делала.
- Хорошо, давайте я помогу. И, бога ради, будьте осторожны!
Огюст все же был  не настолько беспечен, как опасалась Аньес. Он проверил, как держатся остальные камни, и полез внутрь, только убедившись, что ничто не свалится ему на голову. Он обвязал себя веревкой, которую притащил вместе с лопатой, и оставил один конец Аньес.
Аньес чувствовала себя беспомощной – эти Ла Феры были неуправляемой силой.
- А если я не смогу Вас вытащить?
- Я же легкий! И я Вам помогу!
Он скользнул в яму, а Аньес закусила губу и дрожащими руками вцепилась в веревку.
- Тут невысоко… я прыгаю… Уже! О! Здорово! Это точно подземный ход…
    Те минуты, что Огюст был внизу, для Аньес были остановившимся временем. К счастью, это было недолго.
Вытащить шевалье оказалось легко: он собрал упавшие камни, сложил их горкой, и практически сам сумел выбраться наверх.
- Там почти нечем дышать, – сообщил он, – надо чтоб проветрилось. С одной стороны есть дверь, но там навален всякий хлам, надо сначала расчистить. А с другой, похоже, был выход наверх, там видны остатки ступеней, но там уже ничего нет, – он показал рукой на луг, – видимо, снесли. Вообще-то подземный ход должны рыть глубже.
- Тут был пруд, мне рассказывала Ваша матушка. Возможно, дно углубляли и расчищали, потому так получилось.
- Тогда нам повезло! – счастливо улыбнулся шевалье де Бражелон.
- Очень! – нервно ответила Аньес.
Огюст лежал на спине, раскинув руки и закрыв глаза. Аньес смотрела на него и никак не могла отвести взгляд. Ею овладело странное чувство, ей стало тоскливо и, почему-то, обидно.
«Если бы я вышла за виконта, это был бы мой сын…»
Шевалье открыл глаза, и Аньес чуть не задохнулась, таким проницательным показался ей его взгляд.
«Господи, хоть бы этот мальчик никогда ничего не узнал об этом… Раскрытые тайны до добра не доводят…»
- Вставайте, шевалье, что за манера лежать на земле!
- Вы почти как моя матушка, она бы тоже так сказала. Еще раз спущусь и, обещаю, пойду все расскажу господину графу!
- Хорошо, только давайте быстрее, – сейчас Аньес ничего так не желала, как вернуться скорее в замок, к себе в комнаты, и согласна была сделать что угодно, лишь бы шевалье поскорее закончил свое приключение.
В этот раз Огюст пробыл внизу дольше, и Аньес уже стала нервничать, но все закончилось благополучно. Он снова без труда вылез, но уже с «трофеями».
- Смотрите, странный способ хранить портреты, правда? Тут точно что-то случилось…
Аньес с удивлением, не меньшим, чем удивление Огюста, рассматривала изуродованный портрет. Дерево изрубленной рамы рассохлось и рассыпалось в труху, а сам холст – скомканный, перекрученный – местами  слипся, и его нельзя было развернуть, без того, чтобы разорвать. Но все же можно было разглядеть, что это портрет юной девушки в старинном платье, согласно моде почти вековой давности. Ее лицо было видно полностью, за исключением прически и части подбородка.
- Красивая… – невольно прошептала Аньес. – Какая красивая…
Огюст молчал, и Аньес повернула к нему голову.
- Там… – мальчик, похоже, испытывал неловкость, – там был еще один. Целый.
- Она?
- Он. В таком же костюме.
- Шевалье, кто бы они ни были, верните это назад!
- Да… – Огюст резким движением затолкал изуродованный портрет назад в яму и они с Аньес услышали звук удара о землю.
- Лучше бы мы этого не видели!
- Да…
- Огюст?
Шевалье показался Аньес очень бледным.
- Огюст?
- Он… он очень похож на моего отца. Только совсем молодой.
- Шевалье, Вы видели это платье? Виконта тогда и на свете не было!
- Тогда кто это?
- Кто… – растерянно повторила Аньес.
- Это …– Огюст выглядел испуганным. – Это… граф де Ла Фер?
- Не говорите глупостей! В вашей семье очень сильно фамильное сходство. Это какой-нибудь троюродный кузен, дядя, еще кто-то! Разве Вы знаете, сколько людей жило здесь? Вы рассердили меня, я считала Вас умнее. Немедленно возвращаемся в замок. И я больше не желаю слышать ни про какие подземные ходы!
Огюст послушно кивнул.
«Не говорите глупостей», – Аньес все повторяла эти слова, но она знала, что сама этому уже не верит.



Художник - Стелла Мосонжник.

Иллюстрация размещена с ее разрешения.