Сердце друга 83

Гунаев Иса
Утром следующего дня, друзья выехали в Грозный. Сулиман позвонил Сергею, и сказал что хочет встретиться. У Сулимана с Хасаном не было конкретного плана, куда и как устроиться на работу. И они решили посоветоваться с Сергеем, который на тот момент занимал престижную должность в органах госбезопасности.
- Давай договоримся так - сказал Сулиман. - Мы просто едем устраиваться на работу. Ни на работе, ни тем более на встрече с Сергеем, ни слова, ни даже намека о наших реальных планах. Иначе мы рискуем не только не найти виновников, но и создать проблем себе и своим близким.
- Ясное дело — согласился Хасан. - Ты меня опередил.
- Все решится так, как ты этого хочешь. Я помню, когда меня хотели расстрелять, во время зачисток, и маму оскорбили. Ты помнишь этот случай?
- Припоминаю.
- Так вот. В тот день, мне мать сказала, что не просит меня простить обидчика, но просит не предпринимать необдуманных действий сгоряча, и отдать обидчика на суд Всевышнего. И поверь, сказала она мне, настанет день, как ты увидишь что Всевышний его наказал, и ты почувствуешь облегчение что не пришлось пачкать свои руки. Ты не поверишь. Этот день настал. Я бы не успокоился пока не нашел и не наказал эту тварь. Не за себя мне обидно было. А то что он мать мою оскорбил. При всех. При своих подчиненных, при людях что были у нас дома. Когда я узнал что эта тварь мертва, я получил такое моральное удовлетворение...
- Это да. Но, когда ты знаешь что пытали, издевались над твоим близким человеком. Когда представляешь что он мучился от их зверства, испытывая физические и моральные страдания. Что он нуждался в помощи и никого не было рядом. И ведь ни за что. А просто из-за страха что он может, будет пытаться найти виновного и спросить с него. И знать что эти мрази сейчас чувствуют себя в безопасности и без угрызения совести продолжают свою гнилую жизнь. Нет. Хочется взглянуть им в глаза и самому с них спросить.
- Я тебя понимаю. Я тоже так считал. И конечно же, я спросил бы с него если бы до него добрался. Но, когда грязное дело за тебя сделает кто-нибудь другой. Поверь, это другое.
- Согласен. Посмотрим. Как получится, так и получится.
- Вот и ладненько. Дай пять
Друзья улыбнулись и пожали друг другу руки.
Сулиман с Хасаном ехали на машине Хасана.
Сергей попросил Сулимана связаться с ним как только они въедут в город. Друзья проехали первый блокпост у въезда в город, и Сулиман набрал номер Сергея. Сергей назвал адрес кафе в котором он будет ждать друзей.
Наконец, старые знакомые встретились. Сергей вышел им на встречу на парковку перед кафе, и друзья рукопожатиями приветствовали друг друга.
- Сколько лет, сколько зим? - радостной улыбкой Сергей встретил друзей. - Как поживаете? Как родные?
- Все отлично - ответили друзья. - Ты как?
- Тоже не жалуюсь. Ну, пройдемте в кафе. Я не стал ничего заказывать. Ждал вас. Кабину только, заказал.
Друзья зашли в помещение кафе, и прошли в забронированную Сергеем кабину. Здесь они расселись, взяли меню и начали знакомиться с ассортиментом блюд.
- Спиртное, не будете заказывать? - спросил Сергей.
- Нет конечно - ответили друзья.
- А я за встречу с вами выпью. Если не возражаете.
- Имеешь право - сказал Хасан.
- Целую вечность вас не видел.
Они подозвали официанта, который принял заказ и покинул кабину.
- Ну, рассказывайте - сказал Сергей. - В моем распоряжении пару часов. Надеюсь этого времени нам хватит чтобы успеть наговориться. Сначала я хотел пригласить вас к себе. Ну, в смысле, на работу. Но там все напичкано подслушивающими устройствами и мы чувствовали бы себя скованнее.
- Что, даже друг другу не доверяете? - улыбнулся Сулиман.
- Дело не в недоверии. Просто, нам все время нужно  быть начеку. Нельзя расслабляться. Нужно быть, как говорится, в форме. Это, как у спортсменов. Если прекращает тренировку, организм и навыки, со временем дают сбой. По работе, мы даже иметь дружеских отношений с местным населением не можем. Ну, с вами то меня связывает веское обстоятельство. Вы меня, можно сказать, с того света вытащили. Я этого никогда не забуду.
Подошел афициант и разложил перед посетителями заказ. Друзья все это время сидели молча.
- Мы на работу хотели устроиться - нарушил тишину Сулиман. - Мы отошли от дел, военных. В политических-то, мы и не участвуем. Решили с тобой посоветоваться. Можешь ли ты нам что дельное предложить?!
- Отличная новость - обрадовался Сергей. - Конечно же. И предложу, и помогу. Надеюсь, работу вы ищите в органах?
- Ну, да. Мы выросли в войне. К сожалению, это пока единственная наша "профессия".
- Здорово. Я очень рад и с удовольствием вам помогу.
- А чему ты-то радуешься? - спросил Хасан. - У вас что, проблемы с кадрами?
- Никаких. Просто, дело в том, что наши ребята, ну, в смысле, прикомандированные из разных регионов страны, слабо ориентируются в местности. Особенно в горной. Плюс, не знакомы с менталитетом местного населения...
- Плюс, вечно пьянствуют и издеваются над местным население - дополнил Сулиман.
- Ну, да. И это имеет место быть. Чего уж тут скрывать? И кому как не вам это знать?
- Еще бы.
- Ну, а вы. И с местностью знакомы, и дисциплинированы. В борьбе с терроризмом в своем регионе, дадите результат больше и лучше. Плюс, и местное население мало пострадает. А работу, вы в органах госбезопасности хотите или в МВД?
- В МВД конечно. Не хватало нам еще, стукачами сексотами слыть.
- Почему же стукачами? Это проявление гражданской активности в борьбе с терроризмом, преступностью.
- Это у вас они так называются, "активистами" - улыбнулся Сулиман. - А в народе, они стукачи.
- В курсе - согласился Сергей.
- Еще и эти, постоянные вызовы в отделение милиции достали. Нервы уже не выдерживают.
- Тоже в курсе. Но, их тоже можно понять. Они выполняют свою задачу. Им дано задание контролировать бывших участников, чтобы они не вернулись в леса. А вы почему сразу ко мне не обратились? Я бы выступил вашим поручителем, и вас бы не тревожили. По крайней мере, за вас я смело мог бы сказать слово.
- Если будут так издеваться, не факт, что снова вернутся в горы - сказал Сулиман. - Некоторые уже даже не рады что сложили оружие. И не скрывают этого.
- Мне однажды как-то приходила в голову эта мысль - вмешался Хасан, до сих пор молча наблюдавший за беседой. - Но потом подумал, если нас не будут вызывать вместе с остальными, могут заподозрить что мы сексоты.
- Как же вы этого боитесь - улыбнулся Сергей. - Некоторые, даже в очереди стоят чтобы их взяли на работу, или взяли у них информацию.
- Есть к сожалению и такие - согласился Сулиман. - Это долгая история. Но к чеченцам, они отношения не имеют. По крайней мере, к чистокровным. Был бы жив Хизир, он рассказал бы историю этих стукачей. Это потомки плебеев. Идут по стопам отцов.
- Согласен. Но без них. Без информаторов. Не было бы и результата в борьбе с терроризмом.
- Без них, не было бы и самого терроризма у нас в республике. Не было бы проблем ни во внутренних, ни во внешних взаимоотношениях чеченцев с соседними странами и народами.
- Абсолютно с тобой согласен - поддержал его Сергей. - Абсолютно.
Сергей взглянул на часы.
- К сожалению - сказал он, - мне пора возвращаться на работу. Напишите мне свои данные. Я подготовлю рекомендации, и, готовьтесь выходить на работу. Для начала, пройдете теоретическую подготовку. Будете изучать права, обязанности, устав, конституцию.
- А зачем их изучать? - спросил Хасан. - Их все равно никто не соблюдает. И в первую очередь, сами правоохранители.
- Вот именно - поддержал друга Сулиман.
- Чтобы уметь их обходить - громко рассмеялся Сергей.
Сулиман с Хасаном тоже рассмеялись.
- Ну, если только ради этого.
- Ради этого и изучают - продолжал смеяться Сергей. - Шучу конечно. В общем, мы договорились.
Друзья написали на листке бумаги свои данные, и передали Сергею.
Сергей не дал им рассчитаться за обед, сославшись на то, что они здесь по его приглашению.
Попрощавшись, Сергей поехал на работу, а Сулиман с Хасаном, направились домой.
- Эта встреча, напомнила мне встречу с Саидом - сказал Хасан когда они отъехали от кафе. - Помнишь? Мы так же искали работу, и нам так же улыбнулась удача. Настораживают меня эти "везения".
- Как раз и я об этом подумал. Согласен с тобой. Но мы смогли уйти не запачкав свое имя и руки от тех. И здесь не испачкаемся.
- Надеюсь.
- В отличии от Саида, Сергей, человек образованный и более порядочный. Помнит и не скрывает, что мы для него сделали.