Слово - росток правды или булыжник кривды

Хамзат Фаргиев
Наша жизнь ... всего лишь поле битвы...
Где каждому - отныне и до века
Всего одно дано благословенье:
Остаться в этой жизни Человеком,
Ведь жизнь - всего лишь Вечности мгновенье...
Елена Килязова.1

Словами и образами, которые «не загнать в рутинную трясину», Елена Килязова вместила в шестнадцать строк стихотворения «Расстрел» бурную и тягостную историю жизни и гибели своей героини, взвалившей на себя бремя правдоискательницы. «Но неотвратим конец пути» правдоискателей, и поэтесса «ведет» ее на расстрел, ставший последней реальностью ее жизни.2

Мазками клокочущих страстей она набрасывает поэтическую панораму и на ее фоне вершится падение и взлет человеческого духа: от «беспредела (без) предела вечность поседеть успела» Как же это так?! Да разве может вечность поседеть? Неужто, и вправду, «беспределу нет предела»?!.. Да, если Вселенную твоей жизни, злобствуя и потешаясь, готовы пустить в распыл. Да, если истовую правдоискательницу за ее бунт против «беспредела (без) предела» волокут на Голгофу великомученицы, дабы венец творения обратить в комок страдания...

И потому сто ружей взвода, изготовившегося разнести в клочья ее жизнь, воспринимаются не как арифметический просчет, а как полностью осознанная или не совсем осознанная гипербола. Ведь человеку, поставленному к стенке, даже дуло пистолета, наставленное на него, будет мниться жерлом пушки.

Понятие «Беспредел (без) предела» представляет собой своеобразное прокрустово ложе идеологии, в которое посредством пропаганды укладывают сознание общества, пичкая его политическими идеями, образами литературы и искусства, догмами религии, оправдывающими тиранию, обирание народа и развязывание войн. Всякий, кто не желает уместиться в сие ложе пропаганды есмь колдун, еретик, бунтарь, мятежник, экстремист, отступник, подлежащий истязанию огнем и железом, сожжению на костре, повешению, четвертованию, расстрелу, заточению в темницу или психушку, травле и гонению или полному пренебрежению. Все вышеназванное имеет отношение не только к мрачному средневековью, но в той либо иной степени характерно и для современных не только авторитарных, но и демократических стран, в особенности, во внешней политике.

Наша героиня и является одной из жертв «Беспредела (без) предела». За порогом жестокости расстрела вроде бы смерть должна была освободить ее от земных мучений. Но и этого удела ее напрочь лишила поэтесса, не оставляя ей ни единого шанса на избавление от земных болестей и горестей. Она обостряет ее ситуацию до предела, в котором даже «Лета высохла до дна...» И, значит, великомученице не дано испить водицы забвения, чтобы сойдя в свет иной, оставить страдания мира сего за спиной. Елена, «пересушив» Лету, вынесла ей свой беспощадный приговор: «Да пребудешь ты навечно в терзаниях и в мире ином!..»3

Вселенная великомученицы, с жестокой неотвратимостью влекомая к погибели, исторгает жалобный стон, переходящий в хрип: «У стены стою одна». Сердешная моя, почему же ты Одна?!.. Где же други твоя, болезнующие о тебе, страждущие о тебе, слову твоему внимавшие, духом, сердцем и разумом его вкушавшие, чтя его «хлебом на протянутой ладони»?!..

 Но нет их никого... Она – одна... вокруг беснуется толпа, чью суть Елена выразила афоризмом из другого стиха:
 
Неправде малодушно внемля,
Каждый норовит её приветить...4

Толпа улюлюкает, вопя, тешась и предвкушая содрогания души и мучения плоти, извергающей кровь. Слова добра и справедливости правдоискательницы в их сердцах по мановению сатанинской палочки «камнями стали в железном кулаке...» И летит их град, разрывая душу и кромсая плоть великомученицы.

Мысленно вопрошаю: «Елена, почему же ты так жестоко расправились со своей героиней? Почему не даровала ей другой конец?!» Однако знаю, что неправ, и более того, убежден в недопустимости даже постановки подобного вопроса, ибо Елена-то – милосердна, толпа – безжалостна. Она, как и подобает ей при наущении дьявольском, «следует за большинством на зло» через «врата широкие, ведущие в погибель».5

Такова истина – аксиома, Священных Писаний, представляющая собой Господне предостережение и пророков наставление. Сию истину из года в год, из века в век, от тысячелетия к тысячелетию подтверждает История человеческого общества и жития мученичества и посмертной славы его светочей духа, разума, благородства, мужества и самопожертвования.

Завершают стихи строка-надрыв, в которой сквозит неприкрытая тягость обиды: «Не молитесь обо мне!..» Почему ж она так говорит? Да потому что в ее сердце стоят неумолчные, но безответные вопросы: «Ведь я была за вас, жила ради вас и вы ж меня вознесли... Так где же вы?!.. Почему вы не со мной в мой смертный час?!..»

Терзаемая ужасом смерти и данными вопросами, воспринимая только беснование толпы, великомученица не в состоянии спросить себя: «Кто пойдёт вослед? И пойдёт ли кто?..» Ей уже совсем не до этих вопрошаний поэтессы: у нее осталась ныне лишь одна отрада вперемешку с беспредельным отчаянием:

Расстелилась ковылями
Степь седая, растеклась...

Взирая на любимую степь со смертной тоской, она спрашивает себя: «Почему ж я не затерялась в тебе, степь моя необъятная?!.. Почему не стала я твоей травиночкой иль былиночкой, цветочком иль пташечкой, парящей над тобой?!» Но, чувствуя тщету своих мечтаний и безысходность своего конца, она в сердцах восклицает:

Всё равно, что будет с нами!
Всё равно, чья будет власть!

И вправду, какая разница «чья будет власть», коль воспрявший было к свободе духа и истине народ, растоптав в грязи измышлений свою героиню - воительницу, обратился в толпу, ведомую заимевшими власть и злато. И потому ей и «все равно, что будет с нами».

Права ли героиня в своем приговоре себе и толпе?!.. В какой-то степени, да. Когда душа, заходясь в немом крике, окована ужасом смерти, хоть уста и в немоте, великомученица просто не способна узреть в серой и безликой массе то там, то сям мерцающие искры сострадания и милосердия; огоньки горящих глаз и ликов; внять биению их страждущих сердец, которые, отметая сомнения, подхватят и пронесут через свою жизнь ее слово и дело.

Кроме прямого смысла стиха, видимого и впитываемого читателем, есть еще и другое переносное значение. Человек, идущий не в ногу со временем, не в общем строю со всеми, творя что-нибудь новое, необычное или героическое, зачастую оказывается у расстрельной стены непонимания, никчемной зависти, безразличия, спесивости и жестокости, осыпаемый стрелами клеветы, жалами сплетен, наветов и подложных обвинений. Но, не взирая на все эти тяготы и напасти, правдоискатель не предает свои убеждения.

Если не знать других поэтических творений Е. Килязовой, то можно было бы утверждать, что ее творчеству характерен пессимизм. Но это далеко не так. Тоску, пессимизм, обреченность, неверие в победу сил добра в стихотворении «Расстрел» она сама же и разносит в клочья залпом смыслов и образов другого поэтического «выстрела», именуемого «Правда». Оно, вне сомнений, достойно называться «Героической одой Истине». В нем она живописует как мы каждый день отвергаем истину, душа и калеча ее, ломая ей хребет и заживо сжигая, расстреливая, вешая и... хороня. Но тщетны все потуги:

Правда всякий раз встаёт живая.
Покаянной ждёт от нас молитвы.

Посему последующие поколения и возводят великомучениц и искателей истины на пьедестал славы человека, творца и борца. Становится ли их пример противоядием для народа, чтобы он раз за разом, из года в года, из века в век не скатывался в состояние яростно и бездумно безумствующей или малодушно безмолвствующей толпы?! Тяжек сей вопрос, но более тягостен отрицательный ответ на него...

  В завершение - несколько слов о картинке, прикрепленной к статье. Она является отменной иллюстрацией к смыслу и теме статьи, изображая расстрел правды телеканалами РФ. Но ее смысл, идею относит только к России было бы совершенно неверным действом, ибо и режимы демократии, и автократии, вне зависимости, от конфессиальной и национальной принадлежности ее граждан в вопросах пропаганды несут в массы через СМИ, ТВ и интернет полную либо частичную ложь, исповедуя лицемерие и двойные стандарты.

Таким подходом они обеспечивают, обосновывают развязывание войн против других государств и собственных колоний, обкрадывание как чужих, так и своих народов, откровенное или чуток завуалированное их угнетение. Такова горькая реальность общественной жизни издревле, ныне, присно и вовеки веков. Тем не менее в истории никогда не прекращался выход правдоискателей на ристалище поиска истины; великомучениц и великомучеников - на арену отстаивания правды; героев - воителей, на поле брани против врагов Отечества.

Хамзат Фаргиев

19 сентября 2017
http://www.proza.ru/2017/09/19/1754

Примечания

1. «Стихи ползут, тяжёлые, как танки».
2. «Расстрел».
3. Лета - у древних греков река в подземном царстве, из которой тени умерших пили воду для забвения земного горя; перен. «кануть в Лету» - быть забытым.
4. Текст стихотворения «Правда» см. в приложении.
5. Исход, 23 : 2; Евангелие от Матфея, 7 : 13. Сия истина другими словами прописана в Коране: «Если станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они следуют лишь предположениям и только измышляют» (6 : 116).

В статье также использованы строки из других стихотворений Е. Килязовой:
а) «Я не люблю кнута над головой!» 
б) «Слово».
в) «Не смотри назад».

***

ПРИЛОЖЕНИЕ

Правда

Что шепчешь ты разбитыми губами,
Трясущейся рукою утираясь?
Зачем ты рвёшься мотыльком на пламя,
Упорно к их порогам возвращаясь?

Тебя от века ненавидят люди,
В тебя швыряют кирпичи - не камни!
Тебя клянут, и клясть до смерти будут,
А ты твердишь: "Я не уйду, куда мне?"

И ненавидя с самого рожденья,
Как чумы тебя боятся люди...
Им твои услышать откровенья -
Легче в сердце нож, и будь что будет!

Даже слово от тебя услышав,
И душой, и сердцем стервенеют...
Воздухом Неправды жадно дышат,
А от Правды норовят скорее

Скрыться - и подальше, хоть под землю!
Только бы её нигде не встретить!
А Неправде малодушно внемлят,
Каждый норовит её приветить...

Ну а Правда... нищая да злая,
Из последних сил приподнимаясь,
Всё стучит по окнам, умирая,
Без улыбки людям улыбаясь...

Каждый день мы Правду убиваем,
Мы её и душим, и калечим,
Мы хороним, заживо сжигаем,
Мы ломаем ей хребет да плечи...

А она встаёт ещё страшнее,
Стряхивает землю волосами...
А она становится сильнее...
"Вот и я, - твердит, - я снова с вами!"

И не видно ни конца, ни края
Той извечной безнадёжной битве...
Правда всякий раз встаёт живая.
Покаянной ждёт от нас молитвы.

21. 07. 2017