2. Портреты Потоцких. Изабелла Мария Клементина

Нина Ершова
ЧАСТЬ 2.

1.  ПОРТРЕТ ИЗАБЕЛЛЫ.

  Когда я писала о правнучке  известной и в то же время загадочной Каролины Собаньской, то нашла только ее фотографию. Но оказывается, что не только по фотографии стал известен образ этой юной красавицы, так рано ушедшей из жизни. Сотрудники Смоленского музея, в котором представлены портреты польских династий Потоцких и Сапег, по фотографии как раз и атрибутировали облик этой красивой девушки с необыкновенно длинной косой. Портрет написал художник  Леопольд Горовиц по просьбе родственников Изабеллы. Ее свекровью была Клементина Мария Сангушко Потоцкая, дочь Наталии Сангушко, красавицы, рано ушедшей из жизни. По странному стечению обстоятельств, мужа Изабеллы звали Романом, также, как и мужа Наталии. Но в отличие от мужа Наталии, который так и не женился впоследствии, Роман Потоцкий - красивый молодой человек женился через два года после смерти Изабеллы. Вот что известно о нем:

  Роман Потоцкий
Представитель польского магнатского рода Потоцких герба «Пилява». Старший сын графа Альфреда Юзефа Потоцкого, 2-го ордината ланьцутского, и княжны Марии Климентины Сангушко.
В 1889 году после смерти своего отца Роман Потоцкий унаследовал Ланьцутскую ординацию.

  Был дважды женат. 21 ноября 1882 года в Варшаве первым браком женился на графине Изабелле Потоцкой (2 октября 1864 — 21 марта 1883), дочери графа Станислава Потоцкого  и княжны Марии Констанции Сапеге (1837—1923). (Мария Констанция Сапега приходилась внучкой Каролине Собаньской).
Благодаря первой женитьбе на Изабелле Потоцкой Роман Потоцкий приобрел большие владения в Подолии. Первый брак был бездетным. Изабелла умерла через четыре месяца от сердца.
6 июня 1885 года в Берлине вторично женился на княжне Эльжбете Матильде Марии Радзивилл , дочери князя Антония Фридриха Вильгельма Радзивилла , 14-го ордината несвижского и 11-го ордината клецкого, и Марии Доротеи Елизавете де Кастеллан.
Эльжбета была подругой германской императрицы Августы.( Хотя трудно себе это представить поскольку между Эльжбетой и императрицей Августой разница в возрасте была весьма существенной ). Императора Вильгельма I Гогенцоллерна представлял на свадьбе его сын кронпринц Фридрих Вильгельм с женой Викторией, которая была старшей дочерью английской королевы Виктория.
   Таким образом, Роман Потоцкий стал обладателем крупнейшего состояния в Галиции и породнился с практически всеми знатными домами Европы.
   Тут можно добавить, что Роман был очень красив, и они с Изабеллой представляли прекрасную пару.
Но вот такая трагическая судьба постигла эту юную девушку...
Портрет исполнен мастерски и производит завораживающее впечатление на всех посетителей музея.
Но, оказалось, что второй такой же портрет, авторское повторение первого, хранится и в Винницком художественном музее. И там он никого не оставляет равнодушным. Этот портрет не так давно атрибутирован как портрет Изабеллы Потоцкой, а ранее он считался " портретом революционерки ".
    Видимо , работники музея увидели что-то трагичное и отреченное в облике юной девушки, изображенной в простом черном платье на фоне мрачного пейзажа. Этот же художник написал и посмертный  портрет знаменитой Елизаветы Австрийской, красавицы Сиси. Тоже в простом платье и на фоне мрачного пейзажа... Елизавета Австрийская погибла в результате покушения в 1898 году, а портрет написан в 1899 году. Он так же, как и портрет Изабеллы Потоцкой, производит просто какое-то мистическое впечатление на зрителей. Видно, что-то было увидено такое художником, что тревожит и волнует и печалит одновременно.

2. ХУДОЖНИК ЛЕОПОЛЬД ГОРОВИЦ.

Леопольд Стефан Горовиц (польск. Leopold Stefan Horowitz; 2 февраля 1838, Розгоны  — 16 ноября 1917, Вена, Австро-Венгрия) — польский живописец и портретист еврейского происхождения.

С 1850 обучался мастерству рисунка и живописи в венской Академии изобразительных искусств у Карла Йозефа Гейгера и Карла Вурзингера. В 1857 окончил академию, получив Первую премию.
Переселившись в Париж, в течение восьми лет создал много произведений по портретной и жанровой живописи. В своём творчестве следовал стилю и манере письма Рембрандт, позже Антониса Ван Дейка.

В 1868 году переехал в Варшаву, где писал сценки из польско-еврейского быта, в том числе, «Годовщину разрушения Иерусалима». В 1891 поселился в Берлине, где блестящая техника, элегантная манера и трактовка в духе старинных мастеров сделали его любимым портретистом местной аристократии.

    К сожалению, я не смогла найти портрет дочерей Дантеса Геккерна, выполненный этим художником в 1862 году, когда девушки были в расцвете своей красоты и молодости.
    Вот что пишут о них Татьяна Рожнова и Владимир Рожнов в своей работе " Жизнь после Пушкина. Наталья Николаевна и ее наследники ":


" Неизвестно только, в замке Бродзяны состоялась эта встреча двоюродных сестер (А. П. Араповой и Берты Вандаль) или в доме Александрины Фризенгоф в Вене. Известно лишь, что дочери Дантеса-Геккерна бывали в доме средней сестры Натальи Николаевны.
Что касается Берты Вандаль, то именно у нее сохранился и бриллиантовый шифр, который Екатерина Гончарова, будучи фрейлиной императорского дома России, прикалывала к своему придворному платью. О дочерях Е. Н. Гончаровой (которых после ее смерти воспитывала незамужняя сестра Дантеса - Адель) писал ее внук Луи Метман в своем "Биографическом очерке" о Дантесе:

" Дочери барона Геккерена были с первой же минуты их появления в свете весьма отмечены. Императрица Евгения выказала им свою благосклонность, по-матерински интересуясь их судьбой. Она допустила их в интимный круг Тюильри и осенних местопребываний двора в Компьене и Фонтенбло.
В 1861 г. Матильда-Евгения, старшая дочь, вышла замуж за бригадного генерала Жана-Луи Метмана, командора ордена Почетного легиона, во время итальянской кампании командовавшего одним из их полков императорской гвардии, сопротивление которого обеспечило победу при Маджента. Она умерла в Париже 29 января 1893.
В 1864 г. барон Геккерн выдал замуж вторую дочь Берту-Жозефину (1839–1908) за Эдуарда, графа Вандаля (1813–1889), государственного советника, главного директора почт, командора Почетного легиона, оставившего видное имя во французской администрации. Графиня Вандаль умерла в Аржантане 17 апреля 1908 г. Ее сестра, Леони-Шарлотта, оставшаяся незамужней, умерла в Париже 30 июня 1888 г."{1338}.
Луи Метман деликатно умолчал о том, что Леония-Шарлотта, тоже бывавшая в доме Александрины Фризенгоф, умерла в сумасшедшем доме, куда она была помещена не без содействия своего отца.
Как известно, у Дантеса был еще и сын, стоивший жизни Екатерине Гончаровой и проживший 59 лет (умер в Версале 27 сентября 1902 г.).
В год 100-летнего юбилея Пушкина в № 8364 от 12 июня 1899 г. газеты "Новое время" была помещена "Беседа с бароном Геккерн-Дантесом-сыном" постоянного парижского корреспондента этой газеты И. Яковлева (И. Я. Павловского), в которой Дантес-младший поведал о своей младшей сестре Леонии-Шарлотте:
"…Пушкин! Как это имя связано с нашим. Знаете ли, что у меня была сестра, - она давно покойница, умерла душевнобольной. Эта девушка была до мозга костей русская. Здесь, в Париже, живя во французской семье, во французской обстановке, почти не зная русских, она изучила русский язык, говорила и писала по-русски получше многих русских. Она обожала Россию и больше всего на свете - Пушкина!.."{1339}.

Яковлев со слов Луи-Жозефа Дантеса писал: "…мне кажется, что я понимаю дикие вспышки ее гнева вперемежку с глубокой меланхолией - вспышки, которые часто, по словам ее брата, заставляли отца унимать ее словами: "Ne fais donc pas le cosague!" ("Не строй из себя казака!" - Авт.). Эта девушка обладала особенностью русской женщины: она любила науку, любила учиться. В то время дочь сенатора Второй империи, имевшая доступ ко двору, где бушевало такое шумное веселье, знаете, что она делала? Она проходила, - конечно, дома - курс Ecole Polytechnigue (Политехнического института. - Авт.), весь курс, - и по словам своих профессоров, была первой…"{1340}.

Известно также, что " у Леони-Шарлотты комната была обращена в молельню. Перед аналоем висел большой портрет Пушкина, на стенах были другие его портреты. Дочь Дантеса молилась перед портретом своего дяди, в которого была влюблена. С отцом она не говорила после одной семейной сцены, когда назвала его убийцей Пушкина. Сумасшествие ее было на почве загробной любви к дяде. Стихи Пушкина она знала наизусть. А. Ф. Отто (коллекционер-пушкинист, более известный под псевдонимом "Онегин" (1840–1925). - Авт.) видел ее до болезни; он считал ее девушкой необыкновенной"{1341}.

В одном из альбомов Александрины Фризенгоф сохранилась фотография этой
"  необыкновенной девушки ", помещенная на первой странице и относящаяся к 1860-м гг."
   Несомненно, очень интересно было бы найти  портрет работы Леопольда Горовица, на котором три сестры изображены во всем блеске молодости и красоты. Дети за отца не отвечают, но Леони пришлось ответить... Конечно, это Возмездие, как пишет поэт Доризо, но пострадала совсем невинная девушка, которая вполне могла бы блистать при дворе благоволившей к ней императрицы Евгении. Но ведь могло бы быть и наследственное психическое заболевание. Отец Екатерины Гончаровой Николай Афанасьевич страдал расстройством психики, ее сестра Александрина была подвержена приступам депрессии, когда она месяцами не разговаривала с близкими.Ее дочь, красавица Наталья, исключительно одаренная музыкантша и художница, все же отличалась некоторыми странностями поведения. Отчетливо прослеживается тень семейного заболевания, но у Леони все проявилось в крайней форме, выразившись в загробной любви к Пушкину...

   Удивительно, но все так связано в этом мире! Художник, написавший портрет правнучки Каролины Собаньской, написал и портрет дочерей Дантеса, который мне не удалось найти. Все крутится вокруг одних и тех же лиц и каким-то странным образом связано с именем Александра Сергеевича Пушкина.
Было бы очень интересно, если бы портрет дочерей Дантеса все же нашелся...

3. ПОРТРЕТ  МАРИИ КЛЕМЕНТИНЫ  ПОТОЦКОЙ.

   Мария Клементина Потоцкая, урожденная Сангушко, женщина с сильным и властным характером, тоже увековечена на портрете Леопольда Горовица, создавшего множество портретов аристократии.
На нем она уже не юная, а вполне сложившаяся женщина, сознающая свое место в этом мире.
Как жене Альфреда Потоцкого, занимавшего высокий пост во Львове, ей приходилось принимать участие в общественной жизни, устраивать балы и приемы.

   После ранней смерти матери, красавицы Наталии Сангушко, Мария Клементина воспитывалась в семье бабушки и дедушки Потоцких в Славуте. В двадцать лет она вышла замуж за своего двоюродного брата Альфреда Потоцкого. Портреты Альфреда и Марии Клементины в зрелом возрасте  писал польский художник Ян Матейко, облачив их в старинные одеяния польских аристократов. Сохранился портрет юной Марии Клементины работы неизвестного польского художника, на котором она выглядит чем-то неуловимым похоже на мать, возможно, обаянием юности.
     Жизнь Марии Клементины сложилась удачно, несмотря на то, что какая-то мистика и в ней присутствовала. Ее рано умершая невестка Изабелла была женой красивого сына Марии Романа, которого звали также как ее отца. Роман Сангушко, потеряв жену, отбыл срок на каторге в Сибири за участие в восстании 1831 года.
    По некоторым сведениям, его единственная дочь Мария Клементина не общалась со своим постаревшим и больным отцом. Не сложились у нее отношения и с невесткой Эльжбетой Потоцкой, второй женой сына. Поэтому проживала она в основном в имении второго сына.
    Сохранился еще один портрет Марии Клементины работы художника Карла фон Блааса, на котором она предстает молодой красивой женщиной. Жаль, что удалось найти только черно-белое изображение его, поскольку портреты этого художника очень красивы.

Карл фон Блаас - известный австрийский художник, работавший в историческом жанре позднего бидермайера. Педагог, профессор академий изобразительных искусств Вены и Венеции.
  28 апреля 1815 г., Наудерс, Тироль - 19 марта 1894 г. (78 лет), Вена

   Кстати, бидермайер, стиль " наивного романтизма ", был принят в России во времена Пушкина и особенно ярко выражался в одежде тех времен. Женские платья с высокими талиями и большими декольте, мужская одежда  с головными уборами в виде цилиндров - это все то, что мы привыкли видеть на портретах аристократии тех времен.
НА КОЛЛАЖЕ: ВЕРХНИЙ РЯД ИЗАБЕЛЛА ПОТОЦКАЯ ПОРТРЕТ РАБОТЫ ЛЕОПОЛЬДА ГОРОВИЦА,
РЯДОМ- ФОТОГРАФИЯ ИЗАБЕЛЛЫ, СПРАВА - ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ АВСТРИЙСКОЙ           РАБОТЫ ГОРОВИЦА.

НИЖНИЙ РЯД:ПОРТРЕТ МАРИИ КЛЕМЕНТИНЫ ПОТОЦКОЙ НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА, ПОРТРЕТ МАРИИ КЛЕМЕНТИНЫ РАБОТЫ КАРЛА ФОН БЛААСА, СПРАВА-ПОРТРЕТ МАРИИ КЛЕМЕНТИНЫ РАБОТЫ ЛЕОПОЛЬДА ГОРОВИЦА.