Марксизм и философия Коргамбаева Ж

Жайлыбаева Нурсулу
Анатолий Коровин


Насколько мне известно, Коргамбаева считают марксистом. Но я, как философ, так не считаю. Так не считают его и другие философы, знакомые с его трудами. У него не схематический подход, то есть он ничего не навязывает как истину, как теорию, которую нужно принять некритический, принять и усвоить, и его размышления исходят из рассуждений людей и основываются на их стремлениях. Его работы отражают не действия классов, определенных социальных групп людей, а реальное поведение людей и их реальные взаимоотношения друг с другом. Ищут люди. И он хочет им помочь найти то, что они ищут. Тем самым он раскрывает главную тенденцию, которая, по его мнению, разворачивается в истории и многолика по проявлениям. Теперь давайте попытаемся понять, что такое марксизм и марксисты в наше время и чего они хотят.

Разделение общества по отношению к средствам производства на классы – признанный факт исторической науки. И отношение это выражается в форме собственности – частной или общественной. Соперничество между богатыми и бедными существовало всегда. Богатые крестьяне и бедные крестьяне, богатые ремесленники и бедные ремесленники, богатые предприниматели и наемные работники постоянно вели борьбу. Но и сотрудничали. Восстание низов против верхов в истории перемежались с продолжительными периодами мирной жизни. Надо иметь в виду, что между богатыми и бедными всегда существовала прослойка просто зажиточных граждан, которые не были заинтересованы в разжигании страстей. Рабство – особое (по степени бесправности, угнетенности) положение человека, живущего на территории суверенного государства. Разные варианты рабства существовали во все эпохи: рабство в древне-восточных государствах, античное рабство, холопство и полурабство (закрепощенность) крестьян в Средние века, рабство американских негров, в наше время рабство в нацистских и советских лагерях, полурабство в советских колхозах.

Маркс, однако, положил в основу своей теории только классовую борьбу, полностью игнорировав продолжительные периоды мирного сосуществования и сотрудничества классов. Чтобы усилить эффект классового антагонизма, целую эпоху в своей исторической периодизации он назвал рабовладельческой. Этого требовала теория, согласно которой государство является орудием классового господства, господства при помощи грубой силы и обмана. Как можно свергнуть эту власть? Естественно, тем же способом. Насилие уничтожается насилием. Революция законна и справедлива. Классовая теория, классовое государство, классовая революция, диктатура передового класса – реализующаяся в истории логическая цепь, которая должна привести к снятию всех классов, построению коммунизма. Когда наступил час, классовая борьба потребовала значительнейшую часть народа загнать в лагеря и колхозы, а остальных превратить в духовных рабов – это и сделали русские большевики, воплощая в жизнь теорию своего учителя.

Крайнее уравнивание всех граждан путем насильственного огосударствления собственности и уничтожения классовых различий имело печальные последствия. Сегодня мир имеет на этот счет ценный опыт. Россия попробовала – и обожглась, Китай повторил за ней – вернул конкуренцию и экономическое неравенство. Так называемые страны народной демократии после развала тоталитарного колосса моментально вернулись к частнособственническим отношениям. И экономические классы восстановились. Стало очевидным: собственность «хочет», чтобы ее оценил рынок; и не в штуках, а в деньгах, она «хочет» расти и развиваться в категориях стоимости. Там же, где марксисты пытались создать «гибрид», построить «рыночный социализм», к деньгам прилипал управленец и тайно, воровски богател, становился частным собственником. Остановить скрытую приватизацию можно было только сталинским методом, физически убирая государственных управленцев слой за слоем. Но пережившие марксистский террор правители на это не могли пойти.

Ж. Коргамбаев неожиданно находит то, что глубоко зарыто в тайниках нашего сознания и что вместе с тем ежедневно находится перед нами и, не прячась, танцует прямо на наших ладонях – деньги. И эти деньги уже в марксистское понимание не укладываются и представляют собой нечто новое в новую эпоху. Пойдем дальше.

С крушением марксовой теории о непримиримой классовой борьбе угнетателей и угнетенных, потерпела крушение и его классовая теория государства. Более очевидной стала истина: государство – орудие самозащиты племени, нации, народа от внешних и внутренних врагов. А классовая составляющую в функции государства играет вторую, третью, десятую роль. Можно согласиться с тем, что политика – сфера тех, кто имел материальную возможность учиться, делать карьеру, то есть сфера богатых. Однако оружие всегда было и останется в руках тех, кто находится на самом низу социальной лестницы, в руках рабочих и крестьянских сыновей. Армия, полиция. В России оружие всегда было в руках крестьянских детей; и они могли померяться силами с богатыми, приближенными к трону. Когда дело доходило до крайности – они восставали: Болотников, Разин, Пугачев. И европейские народы время от времени с помощью восстаний «выравнивали» свое положение в расстановке общественных сил.

Россия унаследовала марксистскую теорию экономического и духовного рабства от Советов. И от нее трудно избавиться. Ее внедряли разными способами, преимущественно насильственно. Она вошла в мозг, в мышечную ткань, в кровь, в волосы, в ногти и у многих останется там до гробовой доски. Марксисты здесь, всюду, – это «зараженные» ложной теорией люди; отчасти их следует пожалеть, отчасти просто игнорировать. Некоторые из них «копаются» в классическом марксизме, пытаются найти «не гнилое» зернышко, а иные кинулись в обновление марксизма, в усовершенствование его: придумывают какие-то новые формулы, уточняют формулировки. В общем, те и другие занимаются бесполезной работой.

Как же походит Коргамбаев Ж.? Он не придерживается никаких заранее созданных схем, никаких неизменных формул, перешедших к нам из прошлого. Он не пытается ничего отреставрировать. Он страстно, эмоционально рисует, как художник, как мыслитель, реальную жизнь, в которой в данный момент находятся люди, уже забывшие и свое прошлое, и будущее, и настоящее. Люди деградирующие в данной обстановке. Чтобы показать деньги, так близкие и реальные нам всем, их роль и назначение, он анализирует историю, развитие обществ, он анализирует все существовавшие формации и на этой, впрочем неопровержимой, вполне конкретной основе ясно показывает, как деньги стали «обликом» человека и теперь «обрабатывают» людей. И логика мышления автора нас приводит к тому, что нужно заниматься деньгами. Тем самым автор поставил вопрос. При этом он смотрит в глубь. Дальше я попытаюсь более шире раскрыть значение его мыслей.