Кампания 1943 года. Глава 36

Григорий Макаров 2
                Глава 36.

 В машине с генералом Кондратьевым из Тбилиси выехал начальник грузинских дорожников. Он обстоятельно обрисовал генералу обстановку.

 К началу зимы линия фронта в предгорьях Кавказского хребта стабилизировалась. Она тянулась от Каспийского моря до Таманского полуострова, взбегая кое-где к перевалам и прячась в Баксанском ущелье.

 Основная тяжесть тылового снабжения ложилась на  промышленность и сельское хозяйство Грузии, Армении, Азербайджана, Осетии и Кабардино-Балкарии. Все заводы и мастерские были переведены на выпуск продукции для нужд фронта. Давно вышедшие из употребления кустарные ткацкие станки были собраны, возвращены к жизни и приступили к работе. В домах застучали швейные машинки. Ковровщицы освоили производство шинелей. Десятки тысяч жителей вышли на строительство оборонительных сооружений. Тяжёлая военная техника доставлялась фронту морским путём из Астрахани и Красноводска в Махачкалу, Дербент, Баку. Причалов не хватало. Очереди из транспортов выстраивались в ожидании разгрузки. Немцы бомбили причалы и мосты. А сапёрных батальонов мостостроителей в штабе фронта не было.

 Позвонили из Москвы и приказали достроить деревянный мост через Ингури.  Начали его строить перед войной. Мост сложный, многопролётный. Каждый пролёт 33 метра. Стройку в начале войны  законсервировали, всех дорожников отправили на фронт. Ни одна из заложенных опор не была завершена. А к закладке двух опор ещё и не приступали.

 Инженер-мостовик Михаил Джапаридзе взялся достроить мост к декабрю, пролёты сделать из дощато-гвоздевых ферм, усилив их металлическими шпренгелями. Стройка началась. На стройку прибыли сотни колхозных умельцев - кузнецов, плотников, каменщиков. Приехал из Тбилиси и начальник грузинских дорожников. Его встретил худощавый молодой человек с интеллигентным лицом.

 - Инженер Джапаридзе. Вы только взгляните, какую древесину поставляет мне Ингурийский бумажный комбинат. Это же труха, а не строевой лес. Из этого леса не сколотишь и табуретку, не то что мостовую ферму. Неужели на всём Кавказе нет строевого леса?

 - Леса-то сколько угодно, да как его сюда доставишь? Только вплавь по реке. А Ингури - река бурная.  За несколько часов сплава бревно строевого леса приобретает жалкий вид. Придётся строить из того, что есть.

 К началу декабря по мосту пошли танки.

 - Умеем же строить из подручных материалов! - похвалил инженера Джапаридзе начальник управления.

 С реки Ингури он поехал на реку Маджарка. Река разлилась после осенних дождей. Движение по недостроенному мосту прекратилось. Доставка грузов на Марухский и Клухорский перевалы прервалась. Начальника стройки отстранили от работы. Поставили нового. Инженер Эмухвари был человек геркулесовского телосложения.

 - Сумеете справиться в десять дней?

 - Как не суметь, если надо. 

 Через десять дней проезд по мосту был открыт.

 В горах день и ночь гремела канонада, повторяясь многократно отражённым от скал гулким эхом. Снаряды приходилось доставлять к передовой по вьючным тропам и гужевым переходам. На штабной карте Кавказа дорог было обозначено много. Приличных автодорог было только две.  Одна вела берегом Каспия из Баку на Дербент, Махачкалу, Грозный. Другая - берегом Чёрного моря из Батуми на Сухуми, Сочи, Туапсе, Новороссийск. Оставались ещё Военно-Грузинская и Военно-Осетинская дороги.

 - С них и начнём, - сказал генерал Кондратьев своему спутнику.

 У Кондратьева были широкие полномочия. Вскоре в штабе фронта за Кондратьевым закрепилось прозвище "генерал дай-дай".
.