Аспекты восприятия. Часть 1

Союз Одномерной Белой Этики
СОБЭ_статьи от Олеси Сидоренко, редактура: Полина Дубникова

СОБЭне,
мы продолжаем знакомить вас с теорией механизма ИМ (альтернативой соционики и психософии) и настало время поговорить предметно.

Из соционики мы с вами знаем, что есть аспекты, которые помогают нам воспринимать информацию (традиционно к ним относятся интуиция и сенсорика), а также аспекты, которые помогают анализировать, осмысливать и выносить некое суждение относительно воспринятого. Традиционно в соционике аспектами суждения являются логика и этика.
Это пошло не с Аушры, а еще с Юнга, который пользовался разделенными другими учёными понятиями перцепция (восприятие) и апперцепция (узнавание, осмысление).

Механизм ИМ делает большой акцент на стадиальное разграничение этих двух психических особенностей,. Сначала происходит восприятие, а затем суждение. Тем самым у каждого человека есть ведущий аспект восприятия, и ведущий аспект суждения. Данная часть теории механизма ИМ соотносится и с МБТИ, типологией, о которой мы также готовим большой обзор.

Однако сходство на этом утверждении заканчивается.

Сегодня мы рассмотрим только аспекты восприятия. Допустим, мы с вами можем воспринимать. А как именно это происходит?

Ряд особенностей работы нашего мозга создает 2 отличных способа. Чтобы не вдаваться в излишние подробности, упрощу, что воспринимать мы можем «плохо» и «хорошо». «Плохо» напоминает моменты, когда слабовидящий человек пытается разглядеть нечто расположенное вдалеке. По своему опыту говорю, что он пытается додумать видимое на основании того, что ему кажется наиболее вероятным. Так включается интуитивный способ. В качестве аналогии приведём и стопроцентное зрение, когда человек хорошо может разобрать детали даже далеко расположенных объектов. Такой способ видения мира условно называется сенсорным способом.

Все было бы хорошо, и Юнговское понимание иррациональных воспринимающих аспектов работало бы, но…  Всегда есть «но».

Дело в том, что поток информации из окружающей среды слишком объёмен для мозга. Для объяснения идеально подходит аналогия с компьютером, когда работу процессора делят между ядрами, чтобы ускорить ту или иную функцию. Тем самым каждое ядро занято своей задачей, и задачи можно выполнять одновременно, в целом не перегружая процессор. Так работает наш мозг, выделяя под каждую задачу определенную область мозга. Областей... нет, не четыре, не пять, и даже не 16. Их тысячи и тысячи. И корректно соединить их с типологиями пока не представляется возможным.

Однако мы можем условно выделить психические области с похожими задачами. И таких выделяется 3, названные нами для удобства элементами. Каждый элемент отвечает за свою задачу, имеет свою компетенцию. Они четко разграничены, не имеют пересечений, не сливаются в нечто общее, поэтому их легко отследить. Выделение именно 3-х элементов обусловлено эволюционными процессами и развитием человека в целом.

Первый элемент отвечает за распознавание объектов, их качеств, свойств, признаков, их движения, деформации, изменения и т.д. Это объекты всегда неживые, имеют простую конструкцию: камни, здания, вещи, предметы, мебель, деревья и т.д. и т.п.
Для удобства мы называем этот элемент «элемент качеств», т.к. такое название наиболее полно отражает суть того, за что он отвечает.
Вам нужно понять какими качествами или признаками обладает тот или иной предмет? У вас включается психическая область, отвечающая за качества.
Другое название этому элементу дано через понятие«интеллект», т.к. имеет непосредственное отношение к формированию ряда способностей в психике.
Такой интеллект называется пространственно-временной (sapio-temporal intelligence, вы можете встретить у нас сокращение STi).

Второй элемент вырос на базе первого. Научившись распознавать качества объектов, человек понимает, что некоторые из этих объектов сложнее, чем казалось на первый взгляд. Во-первых, это сложно движущиеся объекты, во-вторых, эти объекты двигаются произвольно, но создавая впечатление целесообразного движения. И вообще объекты ведут себя очень странно. Кажется, будто они обладают волей, и нам кажется, что они не просто движутся, мы наблюдаем некое поведение. Такие объекты мы начинаем считать субъектами, они становятся для нас живыми. Мы понимаем, что взаимодействие с ними происходит по совершенно другому принципу.
И рождается одна из самых удивительных особенностей практически всех млекопитающих — социальная перцепция. Восприятие своих сородичей и врагов. Появляется потребность отличать обезьяну, что дала банан, от обезьяны, которая его забрала. Появляется также желание дружить с той, что делится бананами, и что-то сделать с той, что забрала. И главное — не перепутать их между собой!
На всё это выделяется огромная часть психики, которая вбирает в себя как эмоциональный, так и социальный, моральный и культурный аспекты этого обширного явления.
Мы называем этот элемент «элемент состояний». Потому что он учитывает именно состояние того или иного субъекта, включая и своё собственное состояние.
Психологи и социологи активно изучают этот феномен, каждый называя это интеллектом с точки зрения своей области: психологи называют эмоциональным, социологи — социальным, некоторые идут дальше и называют его культурным интеллектом. Мы, примеряя обе позиции, назвали его эмоционально-социальным интеллектом (emotional-social intelligence, сокращенно ESi).

Всё? Научились отличать банан от сородича и хватит с нас? 
Ммм… нет.
Эволюция по загадочной для антропологов, биологов, генетиков да и других философов причине пошла дальше, усложняя и совершенствуя мозг для того, чтобы он мог выражать обдуманное.
Появляется язык, как средство выражения. Если вы смотрели лекции Т. В. Черниговской, то могли заметить, что есть гипотеза о первоначальном появлении языка жестов и только потом уже его речевого аналога.
Так что язык — это особое средство мышления. Обращение воспринятого в абстрактную форму, в некий код. Появление информации, которая воспринимается непосредственно, но по своей природе является опосредованной.
Например, выше я писала об обезьянах и бананах. Никаких обезьян вокруг нас мы не наблюдаем (надеюсь), и тем не менее получаем информацию о них. Непосредственно воспринимаем опосредованное.
Так у нас есть данные, понятия, факты, которые хоть по своей сути виртуальны и не являются предметными, тем не менее оказывают огромное влияние на нашу жизнь и являются её неделимой частью, помогают нашему выживанию.
Данный элемент мы назвали элементом понятий. По аналогии с предыдущими, так же имеет своё обозначение в качестве интеллекта. Это «ментально-креативный интеллект» (Mental-creative intelligence, сокращенно MCi).

Проще говоря, эволюционно нам нужно:
• Отличить банан от камня. Для этого мы пытаемся сравнить качества.
• Отличить врага от друга. Для этого мы пытаемся понять состояния каждого.
• Быть смышлеными и понимать это всё не на собственном опыте, а послушав более опытных сородичей или прочитав оставленные ими записи, чтобы тем самым иметь некие понятия о бананах, камнях, врагах и друзьях.

Помним, что каждый элемент можно воспринимать «хорошо» и «плохо», т.е. сенсорно и интуитивно соответственно.

Получается 6 аспектов восприятия.
Для того, чтобы вам не запутаться в новых понятиях, мы условно называем качества — физикой, состояния — этикой, а понятия — логикой.
Тогда аспекты выглядят так:
• Интуитивная физика (временной подтип STi, в оригинальной теории: компенсационный реф качеств)
• Сенсорная физика (пространственный подтип STi, в оригинальной теории: самодостаточный реф качеств)
• Интуитивная этика (социальный подтип ESi, в оригинальной теории: компенсационный реф состояний)
• Сенсорная этика (эмоциональный подтип ESi, в оригинальной теории: самодостаточный реф состояний)
• Интуитивная логика (креативный подтип MCi, в оригинальной теории: компенсационный реф понятий)
• Сенсорная логика (ментальный подтип MCi, в оригинальной теории: самодостаточный реф понятий)

О проявлениях каждого аспекта мы расскажем во второй части.