Модель мира

Олег Аникиенко
         Я приехал сюда  мальчишкой, и мы долго жили в бараке.  Помню огород  за окном,  заборик, а еще – кислый запах общего коридора. В юности я уже стеснялся приводить сюда девушку.
        Позже мы перебрались в панельную пятиэтажку, завели семьи. Квартиры были холодными, и мы ходили по дому  в унтах.
        Мелькнули годы, сыновья женились, и пришлось разъезжаться.  Нам с женой досталась маленькая квартирка в кирпичном доме. Здесь мы отогрелись. Но поскольку дом стоял у дороги, теперь нас тревожили шум и пыль.
       Так, выйдя на пенсию, я занялся поиском  уголка  с окнами, выходящими в тихий двор. Хотелось, приходя домой, встречать и  дворик города, где прошла трудовая жизнь…
    
        В то лето я обошел немало улиц.  А вечерами рассматривал интернетные фотографии городских дворов. Чаще мне попадались картины провинциальных художников. На них -  часть дома, два – три окна, пешеходная дорожка и деревья.  И всегда  какой-то особенный воздух… Солнечные лучи,  мягко пробиваясь сквозь крону, рисовали  на стенах  узоры. Творцы изображали городской двор  в виде  символа, как один из путей, ведущих к  душе.  Но, казалось,  авторы говорили  кистью уже  из прошлого…
          А современники, - психологи, культурологи -  составляли умные  диссертации. К примеру, «Городской двор – как источник гуманитарной энергии». Или «Двор – как модель мира…»
         Читаем: «…Здесь – сгусток человеческого переживания… уголок, отражающий прозрачную жизнь небогатых слоев …»  Или:  «Сегодня городской двор – получает приоритет в обеспечении комфортного  проживания. Его аура несет  эманации, рождая многомерного человека…»
       Звучит красиво. Все признают,   городской двор – особый мир.  Одновременно и часть города,  и «потаенное пространство», связанное с его обитателями. Мир, который  защищает от агрессии улиц и площадей.  И – объединяет с ними…
        Социологи вспоминают о  дворе как о маленькой модели общества. Воспитатели – как об источнике опыта детей в неформальном коллективе. А художники стараются в произведениях выйти из частных воспоминаний на Образ городского двора.
      
    … Я ходил по чужим дворам, стараясь не привлечь внимания. Впрочем, людей во дворах не было. Ни пенсионеров с костяшками домино, ни детей, играющих в ножички. Возможно, всех захватил компьютер.   Песочницы обнаружились в двух -  трех дворах, также как и скамейки для бабушек. Самые красивые места  принадлежали автомобилям.
        - Эй! – орет морда с третьего этажа. – Отойди от  машины!
       Путешествуя по дворикам,  сделал ряд наблюдений.
       Первое. Не всякий дом гармоничен с двором. Образ не складывался ни с деревянным, ни с панельным домами. Нужна   соразмерность  дома с прилегающей территорией. Наиболее гармонично двор приживается с трех - четырех этажным «сталинским» особняком. Все эти выступы, углубления в стенах, арочные окна, как и фигурные балконы  - словно созданы для интимной «модели мира». А вот стены панельных коробок – невыразительны и холодны, как ни украшай их мозаикой. Не спасает и озеленение. И с высотками не создать интима, - здесь нужны парки, а это уже другая среда бытования. Ну,  а лужайки у частных коттеджей – вообще  не в тему.  Ведь в образе двора – совместное проживание семей. Что-то вроде общины…
         
          Но даже во дворах у сталинских домов, (они сохранились на старых улицах), - не было  ни порядка, ни уюта. Какая-то усталая запущенность, равнодушие…Машины, дорогие иномарки,  – припаркованы  буквально в метре от дверей  подъездов. Сама планировка  домов изменилась в угоду  автовладельцев.  Теперь подъездные дороги, пусть и с разбитым асфальтом, примыкают вплотную к стенам дома. А из трещин в фундаменте проросли кусты, сорная трава…
         И словно побежденные магазинами,  офисами, -  стены домов обезображены ржавыми кабелями, кондиционерами, вентиляционными трубами.
        - Не добиться у мэрии! – сетует  пенсионерка, старшая по дому. – Как заставить их  прикрыть свои вентиляторы?
          Так и живем.  В последние годы, словно очнувшись от сна, стали проводить конкурсы на «Лучшую дворовую территорию».  Хотя бы ямы заасфальтируют. Но, вообще, дух хорошего двора не создать искусственно.  Странное это образование – невидимое, но ощущаемое. Не хватает чего-то душе. Не включается мистический «дзен».   
     Может, время  успело изменить нас?  Захирение дворов сродни смерти индивидуального мира людей.  И мы  корежимся    природой человечьей…
      
       И, все же, один дворик в городской черте оказался похож на образ с картин художников.    Я рад, что нашел его.  Теперь  прихожу посидеть за деревянным столиком в благостной  тишине. Небольшой особнячок в три этажа с примыкающими к стенам цветочными  клумбами. Сквозь листву тополей  мягко лучится солнце... И молодая женщина, выкатывающая   коляску из подъезда, заинтересованно смотрит  в мою сторону. Пусть! Да растворятся  ее проблемы… И перейдет сердечная печать от одного человека  к другому.