История ожиданий, перемен и разочарований

Татьяна Дунаева-Мюллер
В одном царстве-государстве, где городов великих и малых не сосчитать сколько, жил могучий и непокорный народ здравичей.
   Все они жили скромно, но дружно. Богатств больших не имели, а что имели, всем всё хватало. Обиды, зла и зависти друг на друга никто не держал, а потому ходили друг к другу в гости и даже двери на замок никто не запирал.
   Мечтали здравичи о лучшей жизни для себя и детишек своих. И чтобы построить эту лучшую жизнь, в будние дни все взрослые ходили на работу. Детишки в школу ходили, чтоб премудростям всяким научиться и потом как родители, тоже на работу пойти.
   А работы было очень много. В деревнях люди пахали и сеяли. В городах: на фабриках и заводах работали. Дома большие строили. И каждый был делом занят, но все были равны и важны.
   Только в выходные дни люди отдыхали: песни пели и хороводы водили.
   Правил тем народом славный царь-государь, мудрый Премудрый Василий.
-А что, Прошка? Как-то там мой народ поживает?-спрашивал царь у помощника и советника своего, глядя в окно дворца.
-Хорошо живут, царь-батюшка, свет Василий. Все работают, никто не голодает. Да и как голодать, если закрома родины полные! Пахари-пашут, ткачихи-ткут, кузнецы-куют и государство наше процветает.
-Это хорошо,-одобрил Василий-Премудрый,-Баланс и гармонию нужно сохранять.
-Да-да,-закивал головой Прошка.
-Вот мой указ на сегодняшний день: ничего в государстве не менять!
***
Наверное всё так и продолжалось-бы, если-бы не появился один гусляр. Взял он в руки гусли-самогуды, вышел к народу и запел: «Перемен требуют наши сердца! Перемен требуют наши глаза! Перемен, мы ждём перемен!»
   Понравилась песня здравичам, подхватили они эти строчки и сразу почти все захотели перемен.
   Только немногие ворчали: «Какие-такие перемены? Зачем они нам нужны?»
-Конечно, пора уже всё поменять,-заявляла Матрёна мужу Ване,- Холодильник у нас старенький. Чашки, ложки, мебель-всё нам от пробабушки досталось. В магазин пойдёшь, никакого разнообразия: всё серенькое, да неказистенькое.
   И на работе товарищи с жаром убеждали:
-Сколько лет уже строим и работаем для лучшей жизни? А лучшая жизнь так и не начинается! Значит не правильно мы всё делаем. Менять нужно! Перемены нам нужны!!
   После таких разговоров, поразмыслив над услышанным, убедился Ваня, что перемены им действительно нужны.
   А гусляр гастролирует по стране, поёт свою песню. Народ ему подпевает.
   Узнал про то и царь Василий. Собрал советников в палатах белокаменных, стал с речью выступать:
-Прознал я, что не спокойно в нашем царстве-государстве на сегодняшний день. Не хотят здравичи жить как прежде, перемен хотят. Что делать будем?
-Это всё гусляр виноват! Это он песню про перемены напевает!- воскликнул Прохор,-Нужно в тюрьму его посадить, на пожизненное заключение; как врага и шпиона.
-Нет! Так народ бунтовать начнёт. По душе людям песня гусляра,- не согласился царь с советником своим, не зря здравичи звали его Премудрым,- Лучше мы дадим перемены всем: от мала, до велика, тогда гусляру не о чем будет петь. Знает-ли кто из вас, что конкретно хотят мои подданные?
-Да глупости они хотят, царь-батюшка! Вообразили, что в заморских странах люди лучше живут и хотят штаны заморские «джинсы» называются; жевачки хотят жевать и карамелины большие, заграничные «Чупа-чупсы».
-Ну, что-ж,-почесал царь свoй лоб,- Карету мне! Поеду за тридевять земель, в заморские страны, к королю Бургундскому, Арчибальду восьмому. Буду там дипломатическо-коммерческие отношения налаживать. И вот мой указ для народа, на сегодняшний день! Пускай все здравичи к переменам готовятся!
   Как уехал царь Василий, приказ его людям огласили, даже в газетах об этом напечатали. Обрадовались здравичи, что скоро перемены они увидят и от радости всю неделю праздновали.
***
Недолгой была поездка Василия-Премудрого. И король Арчибальд, и другие короли, приняли его радушно и во всём согласились с ним сотрудничать.
   Поэтому с возвращением царя увидел народ здравичей диковинный, заморский товар в магазинах.
   Для женщин завезли косметику и стали они как матрёшки расписные, краше прежнего. Детишки вместо леденцов-петушков «Чупа-чупсы» начали у родителей просить. Аппаратура стала появляться: телевизоры, видеомагнитофоны, телефоны.
   Радости народа не было предела.
   Но на этом перемены не закончились. Царь объявил, что теперь каждый здравич может жить как ему хочется: можно быть богатым, можно безработным и даже бездомным.
   Здравичи – ликовали.
-Пойдём Ванюша, новые штаны тебе покупать.
-Да у меня ещё мои старые не износились, Матрён,- пробовал отговорить Ваня жену свою.
   Но она и слушать не хотела:
-Что значит не износились? Твои старые штаны давно не модные, такие никто уже не носит. А ты всё-таки передовик производства, первое лицо на заводе. Пойдём тебе «Монтаны» покупать.
-Чего?!...
-«Монтаны» говорю, пойдём покупать. Джинсы такие. Сейчас почти все в городе в «Монтанах» ходят. Даже соседи наши, вся семья Родимичей эти джинсы себе купили.
-Это что-же! И Семён на себя «Монтаны» одел?!- засомневался Иван.
-И Семён, и жена его Дуська, и даже на ребятишек одели. А мы чем хуже Радимичей?
-Ну, раз такое дело! Пошли на базар, эти самые «Монтаны» покупать,- одобрительно махнул рукой Иван жене своей. И через час они уже ходили по базару, осматривая товар на прилавках.
-Ой, Вань, гляди-ка! Красота-то какая!- Матрёна восхищённо вертела перед мужем синие джинсы с большим орлом, распростёршим крылья во всю заднюю часть.
-А это не слишком пёстро будет, Матрён?- Ивана снова стали одолевать опасения в правильности своего одобрения купить новые штаны,- На заводе мужики засмеют.
-Много понимают твои мужики,- нахмурила брови Матрёна,- Это-ж из-за тридевять земель привезли -импорт! А-ну, примерь! Хочу посмотреть, какой ты в них красавчик будешь.
   Долго уговаривать Ивана не пришлось. Ушёл он за ширму обычным Ванюшей, а вышел: ни в сказке сказать, ни пером описать.
-Ну просто жених!- всплеснула руками Матрёна при виде мужа.
-Так уж и жених?
-Ой, Ванюшенька, не сомневайся. Ты такой красавчик в этих «Монтанах». Прямо как влитой!
   Иван вертелся перед зеркалом, пытаясь рассмотреть как он выглядит сзади.
-А вот, Матрён, позади орёл не слишком большой?
-Не выдумывай, ничего он не большой.
-Что-то мне кажется, он во всю попу крылья раскинул.
-Ванюш, ну это так модно теперь! Смотри сколько у тебя заклёпочек на этих джинсах. Знаешь как это стильно! Давай купим тебе эти «Монтаны»?
-Если это так модно, как ты говоришь...давай их купим.
   Разнообразно начал одеваться народ. Кто в «бермуды» принарядился, кто-то «бананы» стал носить, а у кого денег больше появилось, тот себе даже малиновый пиджак мог приобрести.
***
-Доложи мне Прошка, как теперь мой народ поживает? Все ли мной довольны, а? Какие перемены я им всем устроил!- царь даже в ладоши прихлопнул от удовольствия самим собой.
-Царь-батюшка, народ очень доволен. Столько перемен просто никто не ожидал. И про гусляра все давно позабыли. А вот фабрики и заводы, теперь нам по казне просто не выгодными стали. Всё, что кузнецы наковали, теперь никому не нужно. Всё, что ткачихи наткали, а портнихи сшили – никто не покупает. Люди заморское только приобретают. Картошку, маркошку тоже импортные хотят. Даже от укропа отечественного нос воротят. Говорят он по другому пахнет.
-Ай-я-яй! Не хотят значит... Тогда вот мой указ! Фабрики и заводы – продать за ненадобностью. А которые никто не купит – закрыть и разобрать на кирпичи. Кирпичи тоже потом можно будет продать.
   Прохор ровным, аккуратным подчерком записал всё сказанное царём себе в блокнот.
-А не крутвато это будет, ваше величество, так с народом? Где-ж им работать, если ни фабрик, ни заводов не станет?
-Это уже не наши проблемы,- царь даже нос демонстративно отвернул,- Нужно идти в ногу со временем: хотели здравичи перемен – вот им перемены! А работать можно и извозчиками например.
***
Пришёл как-то раз Иван опечаленным с работы. Матрёна ждала его дома с пирогами и блинами. Но при виде мужа, отставила пироги в сторону.
-Что-то ты Ванюшенька не весел? Что ты буйную головушку повесил?
   Ваня только рукой махнул:
-Не до фольклёра сейчас, Матрён. Беда! Беда случилась. Завод наш, по производству подшипников, закрывают!
-Как?!...Как закрывают?-опешила Матрёна и в следующий момент заголосила,-Ой!... Да что-ж это делается, а?! Люди добрые-е-е!... А я сапожки хотела купи-и-ить... Замшевые! Чехослабадские-э!...
   От этих слов опечалился Ванюша ещё больше и с горя хотел даже медовушку распить. Но Матрёна перестала стенать и причитать.
-Раз такое дело получается, придётся тебе Ванечка, ехать в Златоград на заработки,- сказала она и быстро собрала мужу узелок с продуктами, на дорожку.
-Матрён, что? Вот прямо сейчас на заработки?
-Конечно, Ванюшенька! Не время на печи лежать. Поезжай прямо сейчас и без денег домой не возвращайся.
   Так и уехал Ваня не пивши, ни евши в стольный город Златоград, где хоть какая-то работа осталась для людей.
   В ту пору многим здравичам пришлось уехать в столицу на заработки. Только перемены на этом не прекратились.
***
Однажды вернулся Василий Премудрый из очередной дружественной поездки по заморским странам, под большим впечатлением.
-Ты не представляешь, Прошка, что я там видел!- с энтузиазмом воскликнул он,- Это диво-дивное и чудо-чудное, под названием: компьютер и ин-тер-нет!!
-Ох, царь-батюшка! А что это такое хоть?- у Прохора даже глаза округлились от удивления и брови приподнялись.
-Компьютер – это вроде телевизора, только лучше. Если его подключить к интернету, можно что хочешь увидеть и что хочешь узнать. По всему свету технический прогресс идёт. Нужно, чтоб и у нас поскорее начался. Тогда мы эти компьютеры повсюду внедрим: в школах, в банках, на железной дороге, в аэрофлоте. У каждой семьи будет такая диковинка. И по-то-ом! Мы с тобой Прошка, всё про всех знать будем.
-Это ты, царь-батюшка, мудрёно придумал,- одобрил идею советник,- Только не понятно мне, свет ты наш, как-же мы всё-таки про всех, про всех, всё разузнаем?
   Василий Премудрый лукаво посмотрел на помощника своего.
-Это хорошо, Прошка, что тебе не понятно,- сказал он,- Раз тебе, моему советнику не понятно! Значит и народу тоже будет невдомёк, что знаем мы: у кого какой терем, сколько денег на счетах, кто где отпуск проводит...даже у кого какая собачёнка имеется. Вот как!
***
Приехал Иван на отпуск домой. Привёз и денег из Златограда. Вошёл в дом, но никто его не встречает.
   Тихо в доме, словно вымерли все. Только едва слышно, как кто-то, где-то по клавишам стучит
   Прошёл Ваня на кухню, а там гора посуды не мытой: сковородки, кастрюли, ложки, поварёшки - всё не чищенное.
   Осмотрелся Иван вокруг, везде беспорядок.
«Не похоже это на Матрёну,- подумал он,- Может случилось что-то, чего я пока не знаю?»
   Зашёл в горницу и с облегчением вздохнул, увидев жену, сидящую за столом и чем-то очень увлечённо занятую.
   Матрёна сидела к мужу спиной, перед экраном компьютерного манитора. Она так сильно была занята перепиской в женском форуме, что ничего не слышала и не видела вокруг себя.
-Ну, здравсвуй, Матрёнушка!
   От неожиданности Матрёна подскочила со стула.
-Иу!- воскликнула она.
   Иван остолбенел. То, что он увидел, когда жена повернулась к нему лицом, было полной неожиданностью.
-Матрёна?!- выдавил он из себя.
-Ох! Ванечка! Как-же ты меня напугал. А ты чего стоишь как не родной? Иди скорей ко мне, хоть обнимемся!
   Но Иван даже не шелохнулся. Он только спросил:
-Матрён, ты что с собой сделала?
-А-а-а! Ты про мой новый образ!- наконец догадалась она о поведении мужа,- Ванюш, не бойся – это я! Знаешь, Ванечка, сейчас так модно...
   Не дослушав, упал бедный Ванюша без чувств. А когда пришёл в себя, то узнал подробно о новых веяниях моды: про увеличение груди и губ, про пирсинг и тату, а так-же про силикон и имплантанты.
-Соседка наша, Дуська Родимичей, вокруг пупка сделала тату из трёх голов Змея-Горыныча. Все три головы теперь на её пупок постоянно смотрят. Красота – необыкновенная! А я подумала: «Чем я хуже Дуськи?» И тоже на попе ангелочка сделала, чтоб от бед оберегал.
-Кто, кто у тебя теперь на попе?
-Вань, ну ты чего?.. Ангел у меня там. Я самого красивого выбрала.
-Матрён, ну зачем? Зачем всё это? Эти губы, эта грудь и пирсинг этот?
   Не понимал Ванюша нового образа жены. Трудно ему было смириться. Но изменить, сделать Матрёну прежней он тоже никак не мог.
-А потому что так модно!- заявила она и тут-же разревелась,- Ты меня ралюби-и-ил...Ой! Горе, моё горюшко-о!...
-Что ты Матрёнушка! Не плачь,- Иван обнял жену и принялся бережно слёзы вытирать у неё с лица,- Люблю я тебя. Всякую тебя люблю.
-Правда?- Матрёна сразу поверила словам мужа и быстро перестала плакать.
   Так и прожили весь Ванин отпуск душа в душу. А потом он снова уехал в Златоград на заработки.
***
Красив и велик город Златоград. Он всем малым городам как отец родной. Со всех волостей, со всех краёв и областей, ехали туда здравичи на работу.
   Вот и Ванюша нашёл себе применение. Пусть не стал он ни золотых дел мастер, ни сапожник, ни портной знаменитый, зато устроился в сеть магазинов «Магнит» и с утра до вечера ставил продукты на полки. Работа не сложная и не пыльная, особого склада ума не требующая, но Ванюше очень нравилась.
   Не думал и не гадал он, что и в этом не великом деле настигнут его перемены.
   В ту пору начали создавать роботов по всему миру, машины-автоматы, андроиды и прочие механические чудеса. Высокие технологии стали внедрять и применять повсюду: в банках, в магазинах, в ресторанах, даже в такси и в автобусах, вместо водителей. Не нужны нигде и никому люди – работники. Так и Ванюша остался без работы.
   Рано утречком, пришёл он в магазин. Только двери перед ним не открываются и маленькая табличка на входе висит.
-Работники нам больше не требуются,- прочитал Ваня вслух и окончательно расстроился.
-А ты чего плачешь?- какой-то старичок проходил мимо, но остановился и начал расспрашивать, что за беда с Ванюшей приключилась.
-Как-же мне не плакать, дедушка. Я не старый совсем, руки есть, всё на месте. И силушка в руках имеется, а вот уже который раз без работы остаюсь.
-У-у-у! Это оно конечно нехорошо. Но ты всё-таки перестань плакать, ты ж мужчина,- старичок даже платок носовой из кармана достал,- Вот, возьми и вытри слёзы, не срамись. Осмотрись вокруг. Не один ты, Ванюша, в беде такой.
   Послушался Ваня старика, посмотрел по сторонам и увидел, что все здравичи без работы остались.
-А что же нам делать, дедушка?- спросил он.
   Но ответа не последовало, старика и след простыл.
   Только платок носовой остался у Вани в руках.
***
А народ стал на большой площади собираться. Начали здравичи думать обо всём, что с ними произошло за последнее время и кто во всём этом виноват.
-Да что тут думать!- выкрикнул кто-то из толпы- Это царь наш реформаторствует и никак не остановится. Всё новинки, да диковинки нам показывает. Пошли братцы к царю! Пусть прекращает эти чудеса!
-Правильно!- поддержали остальные и всей толпой направились в царские палаты.
   Ванюша тоже пошёл вслед за другими.
   Царь принял здравичей восседая на троне, нисколько не смутившись и не испугавшись.
-С чем пожаловали ко мне, мои подданные?- спросил он спокойно.
-Не вели казнить, вели слово молвить,- выступил вперёд один из пришедших,- Царь-батюшка, свет Василий, жили мы раньше скромно, но все были равны и важны. Всякий здравич работал и уверен был в завтрашнем дне. А теперь лишились мы все работы. И никто, и нигде стал не нужен. Не знаем как теперь дальше жить. Что скажешь нам, государь?
   Царь только голову на бок склонил, обвёл здравичей взглядом и молвил:
-В том, что случилось нет моей вины. Все хотели премен и я дал их вам. Всё изменилось, а вы опять недовольны. Не в моей власти повернуть для вас время вспять. Нужно жить в ногу со временем. Если нет у вас больше ко мне вопросов, ступайте с миром.
   Так и ушли здравичи ни с чем от царя, только поговаривая между собой: «Да, была у нас лучшая жизнь, но мы того не ведали. Потому и не сберегли что было.»
   Что имеем – не храним, потерявши – плачем.