Охота на пеленгаса

Елена Тигранян
Мужчины выстроились в ряд вдоль берега моря.
В залив в этом месте впадала река под названием Первая речка. Это действительно была первая речка, которую увидели те, кто заселял территорию нынешнего Владивостока и составлял карты.
Честно говоря, сомнительное место для рыбалки. Река, протекающая через весь город, выносила в залив грязь, мусор, не говоря уж о сточных водах и канализации. Но, видимо, азарт охоты на пеленгасов пересиливал все разумные доводы о совсем не пользе выловленной рыбы. Главное – поймать.

У каждого из мужиков в руках спининг с огромным крючком-кошкой на толстой леске. Все стоят в напряженной позе, вглядываясь в поверхность воды. За спиной у каждого, чуть поодаль, чтобы не мешать, ждут своего момента жёны. Рыбалка на пеленгаса это как раз не тот случай, когда жён оставляют дома.

Пашка тоже увязался с отцом порыбачить. Он, конечно, умел уже обращаться со спинингом. Ловко закидывал на десять метров и вовремя успевал почувствовать, как хватает наживку рыба. Подсекал и вытягивал добычу на берег. Но на пеленгаса отец взял его в первый раз.

Пашка взял спининг, встал в ряд с рыбаками рядом с отцом и приготовился уже кидать. 
- Подожди, не торопись – остановил его отец – видишь, никто не кидает.
- Чего ждать то? – Пашка удивился.

И действительно, никто из стоящих рядом рыбаков не шевелился. Все держали спининги наготове, вглядываясь в воду.

- Бурунчики, смотри бурунчики. – подсказывал весёлый парень.
Пашка не понял. Что за слово такое?
Посмотрел на море. Но поверхность его была совершенно обычная. Сине-зелёно-голубая. Волн не было. Штиль.
Он оглянулся на мать. Та сидела на стульчике метрах в двух от них. Рядом стояло пустое ведро из-под Терраки и валялась тяжёлая дубина.
- Это то зачем? – удивился Пашка.  Он оглянулся вокруг. Похожие палки были у каждой женщины, сидящей за спиной мужа. У некоторых были даже бейсбольные биты.

- Смотри! Смотри! Идут!
Пашка во все глаза таращился на поверхность воды. Даже присел, чтобы не бликовало. И тут увидел. Догадался.
- Так вот оно что!
На гладкой воде стала видна приближающаяся к берегу рябь.
- Бурунчики!
Стая, подходя к берегу, так взбурливала воду, поднимаясь из глубины, что над поверхностью показывались даже спины рыб.
- Бурунчики!

Весь берег пришёл в движение. Рыбаки, замахиваясь спинингом, со всей силы кидали в самую середину стаи кошку-гарпун, резко подсекали и сразу же начинали крутить катушку. Некоторые вытаскивали пустой крючок. Но у многих катушка крутилась туго. Леска натягивалась, пела. Значит, гарпун воткнулся в тело рыбины, зацепив за спину, брюхо. И через минуту огромные рыбины выкидывались на берег к ногам жён.
 
Пашка даже не сообразил закинуть свой спининг. Так и стоял, держа его в руке, заворожённый процессом.
Отцу его тоже повезло и он с натугой крутил катушку. Леска была толстая. Но натягивалась так, что спининг согнулся в дугу. Минута – и у ног Пашки оказалась выброшенная на берег рыба.  Пеленгас. Огромный. С тупой и мощной, как наковальня, башкой. Пашка хотел схватить его руками. Но тот начал биться и прыгать, изгибаясь, пытаясь уйти в море.

- Бей! Бей! По башке бей! – Пашка услышал возбуждённый крик матери – Уйдет же!
Он в недоумении поднял глаза. Мать бежала к нему, протягивая дубину. И тут он увидел, что на берегу вокруг него происходила какая-то адская вакханалия. Хрупкие, нежные женщины, такие же, как и его мать, держа в руках биты и дубины, размахивались, занеся руки над головой, и со всей силы колошматили палками по пытающимся спастись рыбинам.
 
Раз! Раз! Раз! Дубины опускались вниз.
Хрусть! Хрусть! Трескались головы.

И его мама, которая нежной рукой часто гладила его по голове, баюкая перед сном, подбежав к рыбе у Пашкиных ног, занесла над головой дубину и со всей силы шандарахнула по пеленгасу. Прямо по черепу.
Пашка аж присел, зажмурив глаза. Так и сидел. Долго. Не открывая глаз и обхватив голову руками.

- Ты что, паря, испугался? – он услышал голос отца и открыл глаза.

Суета закончилась. Рыбаки опять встали наизготовку со спинингами. На камнях на берегу тут и там виднелись красные пятна крови. А из терраковских вёдер торчали хвосты пеленгасов. Они уже не дёргались. Мать присела у кромки воды, отмывая руки от крови и слизи. И вытерев их о штаны, подошла к Пашке, пытаясь погладить его по голове.

- Ну что, ты, глупенький?
Пашка увернулся от руки и отошел в сторону. Его слегка мутило.

- Ты что же спининг бросил? Скоро ещё стая подойдёт. – отец недоумённо смотрел на Пашку.

- Э! – весёлый парень рядом цокнул языком – Да ты девчонка, а не пацан!

Пашка отвернулся и бросился бежать. Слёзы непроизвольно лились у него из глаз. Он зажмуривался, вытирая их рукавом. Но перед глазами всплывали фигуры хрупких женщин с растрёпанными волосами и хищным блеском в глазах, в азарте лупящих дубинами по головам пытающихся увернуться от ударов и сбежать в море пеленгасов.

Фото с сайта http://animalsfoto.com