Есть ли свобода воли?

Денис Липаткин
Мне кажется, что само понятие воли понимается некорректно, а это лишает его смысл определённости. Утверждение «этот человек обладает волей» в некоторой ситуации означает лишь то, что в определённом масштабе рассмотрения отсутствуют наблюдаемые ограничения, которые могут считаться детерминантами принятия решения. Иными словами, есть некоторое пространство, в котором может быть принят тот или иной выбор осознанным агентом на основании осознанного решения. И здесь речь заходит о том, а что же такое «осознанный агент», что такое «сознание» и «сознательное поведение»? Ведь согласитесь, о свободе воли бессознательного агента нет смысла говорить. Иначе говоря, свобода воли бескомпромиссно следует из существования сознания, является его атрибутом, а если это так, то можно попробовать описать волю как свойство сознания.
По моему мнению, сознание – это достаточно сложная система навыков. Как правило, эта система навыков является результатом реакции на внешние раздражители. Важную роль здесь играет память. Паттерны реакций усваиваются, они воспроизводятся при повторе легче, что позволяет усложнять реакцию, делая её гибче, дифференцированней. Коммуникация (речь и письмо) ускоряет развитие паттернов, обеспечивает обмен, обучение происходит не на своём, сыром, опыте, а на «усвоенном» чужом. Распространение паттернов осуществляется через культуру. Навыком можно считать набор паттернов реакций. В этом смысле человек принципиально не отличается от любого другого живого организма. Есть раздражитель – есть навык ответа – есть ответ. Однако такая трактовка ни в коем случае не означает «детерминизм» в классическом понимании. Демон Лапласа мог бы быть администратором нашей вселенной, в случае её виртуальности. Но это если смотреть со стороны Демона Лапласа. Для нас же есть бесконечная стохастика, красота хаоса, великолепно описанная в книге Глейка Джеймса «Хаос. Создание новой науки». С наших позиций полного детерминизма, увы, нет. Есть генетика и есть среда. Есть их взаимодействие. Есть случаи и обстоятельства. Всё это порождает наблюдаемое захватывающее дух многообразие, в котором каждый выживает и размножается, а также передаёт паттерны реакций через культуру в силу и в меру своих навыков. Важнейший возможный навык человека – это навык получать новый навык, усложнять способы их получения, объединяться в союзы для распределения сложности их развития.
Подведу итог.
Воля – понятие эфемерное. Сознание – это система навыков. Винить в преступлении можно преступника, можно власть, можно общество, родителей и т.д. И любую такую вину можно резонно обосновать. А раз так, то это не имеет никакого смысла. Однако важно здесь именно то, что сама возможность и так и эдак обосновать виновность, беспрекословно следует из эфемерности понятия воли.
Нужно забыть о сбивающем с толку представлении о Я-Концепции в подобных разговорах. Кажется, что уж «Я»-то знаю, как всё сделать. Но это не так! «Я» - это набор навыков, полученных в процессе взаимодействия «меня» и среды. Важно помнить, что каждый может оказаться преступником в одном обществе и героем – в другом. Мораль так же эфемерна, как и воля. Ведь мораль это коллективный навык общества. Меняется общество, меняется и мораль. Меняется мораль, меняется и общество. Примеры невероятнейших современных трансформаций наглядно представлены уже современной историей в том же Интернете, они навиду.
Мы всего лишь адаптируемся к среде, как мох, как бактерии. Мы делаем это гораздо круче, гораздо-гораздо круче, но если вкратце, то это так. Мне кажется, такое сравнение не унизительно для человечества. Унизительно – выбирать неэффективные пути развития, застревать в локальных максимумах эволюционного развития, ограничивая себя устаревшими концепциями и идеями.
В конце концов, каждый из живущих сейчас, скорее всего, не доживёт до технически реализуемого бессмертия. Возможно создание такого бессмертия будет вовсе признано нецелесообразным. Здесь на ум приходит мысленный эксперимент с телепортацией, которая подразумевает репликацию человека, его копирование в другом месте, с уничтожением оригинала. Достаточно экзистенциальные размышления на эту тему наводят на идею о том, что, возможно, само существование Я-Концепции - это производная инстинкта самосохранения. Возможно мораль, философия и среда в целом будущего позволит человеку спокойно относиться к смерти, осознавать свою конкретную конструктивную роль в развитии общества. Тогда и мемы будут другие, и вопросы.