Клиповое и понятийное мышление

Мир Когнито
Клиповое и понятийное мышление. Рациональность и креативность

Сегодня узнал про клиповое и понятийное мышление http://www.youtube.com/watch?v=qXfNHzNKDkk. Ну, 2-ое-то понятно, а что такое 1-ое? А оказывается, это просто ассоциативный (в противовес логическому) ряд мыслей, который я обнаружил (а точнее, описал) еще работая в фирме И»  в Москве (а обнаружил - еще раньше, года за 4 до этого.)
Ну и что в нём (клиповом мышлении) такого странного? Такое ведь есть у всякого человека, и у меня тоже, самого понятийного из понятийных.
А то, считают психологи, что такое мышление тяготеет к графическому (или даже видео) представлению информации, а поэтому читать не любит. И объясняется это просто: при таких предпочтениях форм получения информации у мыслителья быстрее возникают ассоциации, в результате чего он расползается «мыслью по древу». Что ведёт к непоспособности решать задачи (ибо для этого требуется целенаправленное, то есть логическое мышление), то есть к пониженному интеллекту) Поэтому-то люди с преимущественно клиповым мышлением не поднимаются высоко в социальной лестнице общества.

Но не навет ли это? Просто видеоуроки намного более эффективны, по кр.мере в области научения пользования программами, это я знаю по себе. Нужно только найти хороший видеоурок.
А также они потому более эффективны, что их можно повторить (-воспроизвести) много раз. (впрочем, как и книгу.
Но (удельная) информационная ёмкость книги
(а подавно без картинок. Что было нормой в СССР, по кр.мере в книгах для взрослых, из-за повышения стоимости книг из-за наличия в них картинок),
увы мала.
Поэтому дело тут вовсе не во владении понятиями (хотя и это важно), а в плотности потока информации: графическая и видео формы представления информации намного более информативны, а поэтому обеспечивают более быстрое научение.)

Интересно, что сегодня, вследствие того, что наш мозг (благодаря Интернету и вообще цифровой технике) освобождается от необходимости многое помнить
(в связи с чем многие футурологи и предрекают его отупение. Что не есть верно. Почему – будет понятно из дальнейшего.),
то в нём, по идее, возникают дополнительные свободные зоны для собственно мышления; то есть логики. (и в 1-ую очередь для использования моей терии анализа р-задач и т.д.)
Но в итоге этого не происходит. А всё почему?
Потому что современные правила сдачи экзаменов не учитывают этих изменений, ибо они по-прежнему заставляют учить формулы. А значит, теоремы, и пусть даже аксиомы (то есть теоремы 0-го уровня), всё равно нужно учить.
А как же без этого, ведь при решении задач нужно же из чего-то исходить.

Конечно, нужно. Но запас этих исходных знаний желательно сделать минимальным.
Вот почему количество (заучиваемых) теорем (лично я, при подготовке учеников к экзамену) и пытаюсь свести к минимуму, ибо их можно вывести из аксиом. (и определений понятий)
Но (на практике) так в идеале.
Ибо вывод теорем – это дополнительное время, а поэтому и теоремы получают ценность. Но не все, а тольно самые актуальные. Откуда и возникает (и что реально означает) так называемое клиповое мышление. Это руководство по жизни лишь популярными (в СМИ) теоремами.
(а также более плотная упаковка информации в физический (а не текстовый) инфопоток – см. выше)
Потому что сам новые теоремы создать не можешь. А как это сделать, если понятий соответствующих у  тебя нет? А уж тем более новых понятий ты создать не можешь.
А всё почему? Да просто интеллекта не хватает на это.)

Вот что такое клиповое мышление.
И оно притягивает тех, кто ленится мыслить. А от этой лени и слабость интеллекта.
(также преобладает клиповое, то есть образное, мышление у детей. Но это нормально, т.к. у детей пока что нет базы для понятийного мышления, то есть собственно понятий. Но это не значит, что эту базу не нужно развивать. И в 1-ую очередь эту базу можно развить с помощью того, что педагоги (ошибочно, по-моему) называют развитием речи.  То есть попросту разговаривать с ребёнком, причём на самые разные темы и обязательно задавая ему вопросы.)
И вот почему люди в преимущественно логическим мышлением – доминируют в социуме над людьми с преимущественно клиповым мышлением.

Но вот еще о том, почему утверждение о том, что клиповое мышление ущербно – неверно. Да, создать новые теоремы (для решения новых практических задач) без наличия понятий (а значит, и понятийного мышления) невозможно. Но, чтобы это сделать, к нему, понятийному, нужно подключить еще и клиповое. Т.к. оно, тяготея к обнаружению ассоциативных связей (то есть связей по аналогии), стимулирует и креативность, то есть, на старорусском, изобретательность (она же смекалка).
И в 1-ую очередь такое необходимо, если практика человека выходит за пределы парадигмы. (то есть из зоны «как всегда делали»)
А также это необходимо еще и потому, что многие серьёзные задачи (стоящие перед руководителями высокого ранга) - многомерны, то есть требуют для своего решения применения множество дисциплин.