Концерт...

Владимир Полуничев
         Сергей  Иванович,  прогуливаясь  в  парке,  расположенном  рядом  со  школой,  слышал долетавшие до  него  голоса  ребят,  руководителей, фрагменты  мелодии  вальса, которая была  так  хорошо  ему  знакома  и  близка…    Школа  готовилась  к  очередному  выпускному  концерту. А     ещё  совсем  недавно,  он  сам, как  говорится,  сгорал  в  этой лихорадочной подготовке  к  самому  важному  школьному   празднику! Как всегда  не  хватало  времени,  как  всегда  приходилось  преодолевать  массу  неожиданно возникающих  проблем, чтобы  потом  с  облегчением,  после  вручения аттестатов, сбросив  с себя  тяжёлый  груз  ответственности, наконец, с  облегчением…  вздохнув,  присесть в  переполненном  зрительном  зале  где – нибудь   подальше  от  сцены  с  мыслью, «теперь -  что будет то будет,  сделал  всё,  что  мог!».


         Столько лет  он  проработал  в  этой  школе, а   кажется,  как  один  день… С  его  приходом   в  школу,  собственно  началась  традиция  такой  формы  проведения  прощального  выпускного  бала. В  начале  приходилось  делать  всё  самому: писать  сценарий,  подбирать  музыку, работать  с  ребятами, выступать  и  самому в  концертах,  проводя  бесконечные  изматывающие  репетиции.  Но,  это  доставляло ему,  как  ни  странно,  удовольствие. Хотя от  домашних   ой  как  доставалось: постоянные  упрёки в том,  что «забыл  совсем   свою  семью», что «заброшена  дача»,  что  «нет…   мужика  в  доме», что  «только…  дурак  работает  за  честное  слово, бесплатно!» Конечно,  в  душе  Сергею  Ивановичу  было  обидно,  всё  это  выслушивать,  но  каждый  раз,  давая  себе  зарок,  что «этот  вечер  будет…  последним, что  больше  никогда  он  не  возьмётся  за  подготовку  его…», вспоминая  благодарные  глаза  родителей после  очередного  концерта, счастливые  лица  выпускников, он  вновь  бросался  с  головой  в  этот… омут!


         Но, постепенно  стали приходить  в  школу учителя -  талантливая  молодёжь,  подготовленная уже профессионально. Она     была… «знающей  себе  цену, ценящей  своё… свободное время и внеурочный труд»! Да  и  среди  работающих  коллег, оказались те, кто  имел  «самоуважение» на  уровне   чувствующих… «золотую  жилу, желающих  подработать». Вот  вся  эта ушлая  компания   и свела  на  нет   «эпоху» выпускных вечеров Сергея  Ивановича. Если  честно,  то  Сергей  Иванович  с  облегчением  вздохнул.  У  него  появилась  возможность  быть  на  выпускном  концерте, просто  зрителем. Этот свой  статус он  окончательно  получил  после  одного  случая,  произошедшего  на  репетиции,  когда он  ещё давал своё    согласие  на  участие  в  праздничном  действе,  и  когда  ему  ещё… «позволялось»  выступать  со  своими  песнями  под  гитару по  сценарию.А  потом  и  вообще,  перестал  ходить  на  выпускные  вечера  и  концерты.
         


           Конфликт  начался  с  того, что эта  «дружная, талантливая   компания», взявшая в  свои  руки подготовку  выпускных  вечеров (естественно  за  деньги  родителей – тогда, в ужасных  90 – х),  между  собой… перессорилась. Причина   ссоры  Сергею Ивановичу  была  неизвестна, но  одна  из  сторон  обратилась  к  нему  «со слезами на  глазах»,  как  говорится, с  просьбой  «спасать  ситуацию»,  т.е.  писать  сценарий  и  его… реализовывать,  теперь  уже  с  этой… «стороной»! Ситуация  действительно  становилась  критической – до  концерта  оставалось  всего  две  недели,  а  ещё  не  было  даже  сценария. И «на  кону»,  как  говорится,  стояла  уже  «честь»  школы. Сергею  Ивановичу  было  не  в  первый  раз, оставив  все  обиды  и  свою  гордыню, браться  бескорыстно  за  спасение  этой  самой… «чести»! Были  собраны  все  выпускники,   и  началась  коллективная  наработка  сценария!  Он  всегда  так  поступал. Просто  проводился  мозговой  штурм  вокруг  какой  то  основной  идеи,  лейтмотива  концерта. Сергей  Иванович  доверял  ребятам,  верил  в  их  инициативу, находчивость,  тонкое  чувство  юмора и, конечно,  всегда  ненавязчиво   указывал  и  помогал  ребятам  не  «переходить  границы дозволенного…». В  этот  раз  дело  шло,  как  говорится,  «со  скрипом» - много  шума, споров и  даже  очень  агрессивных. А  ведь  с этими  ребятами  всего год назад  Сергей  Иванович  поставил   прекрасную  пьесу  к  одному  из  школьных  мероприятий! Всё: от сценария,  до  декораций, музыкального  оформления  и всего  остального,  дети  делали практически  сами. Ему  оставалось  только  корректировать,  советовать,  искать  и подсказывать  идеи  к  лейтмотиву  пьесы  и  некоторым  эпизодам. Пьеса  имела  грандиозный  успех  и  даже  была  поставлена  на  районном  уровне, чем  ребята  очень  гордились! Здесь же, после  нескольких  часов  этого  «мозгового  штурма» сразу ничего  не  получилось и  все  разошлись  по  домам «домысливать» сценарий до  следующего  утра!



            Но  утром,    перед  приходом  Сергея  Ивановича,  вторая  часть  «дружной  компании»,  неожиданно  появляется  в  зале,  где  собрались уже  почти   все  ребята, и  заявляет,  что  вот  у  них  уже  есть  готовый  прекрасный  сценарий. А то,  что    вчера  здесь  обсуждалось – это  «бред»,  который  надо  отбросить  и      начинать… работать  и  прямо  сейчас  с  их  сценарием! Сергей  Иванович,  ни  о  чём  не  ведающий,  войдя  в зал,  был… поражён  атмосферой  происходящего и  сразу  даже  ничего  не  понял. Посидев  тихонечко  несколько  минут, увидев  на  сцене  всю весёлую компанию  «репетиторов» в  сборе,  что  ребята – то…   работают  и  им  это  нравится, Сергей  Иванович,  молча,  вышел  из  зала. Внутри  боролись  чувства, что  его  оскорбили (к чему  в  учительской  среде  он  уже  привык!)  и… радости,  что  он  сбросил  с  себя  тяжелейшую  ношу,  так  неожиданно  на  него  взваленную  обстоятельствами. Слабые, робкие  извинения  от  «первой  группы» этой компании,  конечно,  были,  хотя  и  не сразу. Но  Сергей  Иванович,  сказал,  что  не  обижается  и  что  здесь  главное  престиж  школы, праздник  ребят  и  т. д. Он  даже  согласился  принять  участие  в   вальсе на  сцене,  когда  учащиеся  по  сценарию приглашают  на  прощание  своих  учителей (идея – то  Сергеем  Ивановичем,  впервые была предложена!). Хотя  здесь  не  обошлось  и без  завуча  школы,  которая  была  когда – то  ученицей  Сергея  Ивановича,   и  он  был  даже  её  классным  руководителем,  в  своё  время! Она  убедила  его  отбросить  обиды… ради  детей и сказала, что  очень  рассчитывает  именно  на  его  участие  в  вальсе  с  ней  на  сцене!


           По  сценарию,  вальс на  сцене   вначале  танцуют  учителя,  парами.   На  сцену  выходят  выпускники  и… «разбивают»  пары, приглашая  своих  учителей! Сергея  Ивановича быть своим  партнёром  пригласила  эта  самая завуч,  назовём  её  Еленой  Ивановной! Елена  Ивановна,  по  её признанию,  когда  она  ещё  была  студенткой,  а  после  стала  работать в  одной  с  ним  школе,  в  детстве  «боготворила» своего  классного! Она  даже  комплименты  в  его  адрес говорила  по  поводу  стиля его  работы с  детьми,  когда  проработала  вожатой  в  Артеке  несколько    сезонов,  будучи  студенткой  литфака  университета. Оказалось,  к  полной  неожиданности  Сергея  Ивановича,  что  по  её  словам он, интуитивно  пользовался  самыми  "современными  методами  и  методиками"! Если  честно,  Сергей  Иванович  такую  науку,  как  «Педагогику» и «методику»  считал… глупостями   чистейшей  воды! И   в  своей  работе с  детским коллективом всегда  руководствовался  одним  принципом: «не  мешать  ребятам  в  общении  с  ними  и… добиться  того, чтобы  они  приняли  тебя  в  своё детство,  если  ты, конечно, ещё не  забыл и  помнишь… своё  детство!». Придя,  с  задержкой,  на  одну  из  репетиций,  Сергей  Иванович  не  увидел  свою  партнёршу  Елену  Ивановну. Оказалась, что  до  этого  здесь  произошла  ссора,  увы,  в  присутствии  выпускников, между  Еленой  Ивановной  и  одной     дамой  из  команды  «репетиторов». Елена  Ивановна просто   ушла  с репетиции, поставив  условие: «или -  я,  или - она!».


         Здесь  мы  и  подошли  к самому  главному, в  нашем  повествовании,  дорогой  читатель. Сергей  Иванович  больше не смог  быть…  в  такой  «команде»  и  покинул  репетицию. Идя  по  школе   мимо  кабинета  Елены  Ивановны,  он зашёл к ней, решив с  нею объясниться - просто сказать,  что  отказывается,  вообще,  от  всякого  участия  в этом  концерте. Но произошло неожиданное. Его  ученица,  завуч, которая  всегда за  словом  в  карман  не  полезет, вдруг  впала  в самую  настоящую  истерику. Она  разрыдалась  так,  что  Сергей  Иванович  просто… оторопел  и  несколько  минут  не  знал,  что  делать. Сквозь  рыдания, через  некоторое время  стали  иногда  прорываться  отдельные  слова  и  фразы  из  которых  он  уловил,  что  ей  очень  важно,  чтобы  он  станцевал  с  ней  именно  в  этом  концерте  и  в этом  выпуске, что  она  должна… что –то  доказать  свои  недоброжелателям  в  коллективе  да  и  самой  себе… Сергей  Иванович  пытался  успокоить Елену  Ивановну, донести  до  её  воспалённого  в  тот  миг  сознания,  что  бывают  моменты,  когда  нужно  иногда… просто  уйти  никому  ничего  не  объясняя  и  не  доказывая,  а  не  пытаться  что – то  исправить, наладить. Даже  привёл  ей  несколько  моментов  из  их  классного детства, когда  они  всем  классом  поступали  именно  так. Потихоньку  Елена  Ивановна  стала  успокаиваться,  и неожиданно   для  себя Сергей  Иванович от  неё  услышал… историю  её  студенческой  жизни, которая  через  много  лет  получила  совсем  неожиданное продолжение:


        -  Вы  ведь, помните,  Сергей  Иванович,  мою  детскую  дружбу  с  Виктором. Я  тогда  была  влюблена  в  него  так,  как только   могла влюбиться  девчонка в  свои  12  лет!  Это  чувство,  фактически  осталось  и  до  самого  выпускного  класса!  А  в  9 классе  я  даже  заявляла  своим  родителям (приведя  их  в  состояние  шока!)  о  том,  что  готова  за  него  выйти  замуж «хоть сейчас!». Но  после  школы  мы  с  ним как -  то расстались  и  он  остался    навсегда  в  моей  жизни  светлым  напоминанием  о  счастливом,  беззаботном  детстве,  в  котором,  как  я  думала,  он был…   моей  первой  любовью. Студенчество моё  было  насыщено  разной  общественной  деятельностью!  Я  была  и  вожатой  несколько  сезонов  в самом  Артеке! Живя  в  Крыму,  я  излазила  все крымские   горы, участвовала  в  различных  туристических  тусовках!  А  сколько  фестивалей  бардовской  песни  в  Крыму  я    посетила!  И  однажды  даже  рискнула  спеть  свои  песни  под  гитару!  Как  я  Вам  благодарна  за  те  уроки  игры  на  гитаре,  которые  вы  мне  давали!  Не  могу  без  смеха  вспоминать,  как  я  пела,  вернее  пыталась  петь  тогда  под  гитару!  Как  вы  терпеливо  мне  внушали,  что  петь  могут  научиться  все! Боже,  мои  бедные  родители!  Как  же  мужественно  они  переносили  мои  домашние  упражнения  в  вокале!



         И  вот  однажды,  в  этой  кипучей моей  жизни  появился Он… На  одном  из  привалов,  мы  расположились  на  горной  лесной  стоянке, куда  стекаются   на  ночлег  группы,  идущие  по  разным  маршрутам.  Как  водится,  устроив  свои  палатки, развели  костёр  и… полилась  бардовская  песня  по  лесу. Гитара  ходила  по  кругу  без  устали!  Это,  признаюсь, была  волшебная  ночь,  возможна,  самая  главная  в  моей  жизни!  Когда  страсти потихоньку   стали  стихать  и  все  стали  расходиться   по  своим  палаткам,  ко  мне  пошёл  Он. Протянув  руку, представился: «Андрей!» Не  успела  я  ещё  среагировать, как  следует,  на его    такое  безапелляционное  знакомство, как Он...  выдал вновь: «Тебе  лучше  не  петь!  А  вот  стихи, те  которые  ты  читала,  если  они   твои, – это круто!». Вы  ведь  знаете, Сергей  Иванович, мой  взбалмошный  дерзкий  характер! Как  я  обычно  разговариваю  с  «нахалами»,  а  тогда  Он  мне   таким  и  показался  в  первый  момент! Но… что – то  меня  остановило,   и  я  безропотно  ответила,  что…  учту  его  просьбу!  Знаете,  произнося  эти  слова,  я  не  верила,  что  это  я,  Ленка,  говорю! Улыбнувшись,  Он  сказал:  "Пойдём со  мной,  я  тебе  что – то  хочу  показать!"  И  я  опять  пошла  за  ним… безропотно,  подчиняясь  какой – то  неведомой  силе.  И,  знаете,  я  совсем  не… боялась  Его. Через  пять  минут  мы  вышли  на  плато,  и  я  впервые,  обомлев,  увидело  августовское  звёздное  небо  крымских  гор! Я  помню  наши  школьные  экскурсии  с  вами,  Сергей  Иванович,  под звёздным  небом!  Они  были  захватывающе  прекрасными,  конечно!  Но,  то  что  мне  показал  Андрей… Не  передать  словами   красоту  Мироздания,  увиденного  мною  тогда! До  самого  рассвета  мы  простояли  на  том  плато… Расставаясь,  Андрей,  фактически  ничего  не  сказал  о  себе. Лишь  попросил  у  меня  мой  адрес  и  сказал,  что  найдёт  меня  в  Симферополе…


          После  возвращения  в  лагерь – стоянку,  мы  разошлись  по  своим  группам,  и  каждая  пошла своим  маршрутом. Андрей   не  часто  после этого     писал мне   скупые  письма,  понимать  которые  мне  было  очень  трудно!  Он,  как  бы  весь  был  в  своих  мыслях,  полагая,  что  я  там  тоже  присутствую,  слышу  их. А  в  письма вставлял… как  бы  части  этих  мыслей,  так  что  иногда  мне  приходилось  буквально  их  расшифровывать…  И  вот  однажды  мне  сообщили,  что  внизу,  у  проходной  общежития  меня  ожидают. Спустившись  вниз  я  увидела  только  одного  мужчину,  в  военной  форме. В  первое  мгновение,  зная  что среди военных   знакомых у  меня  нет,  я  даже  подумала,  что  «купилась»  на розыгрыш  девчонок - подруг. Но...  военный  обратился  ко  мне: «Лена! Это  же  я, твой… Андрей!». Это «твой…» всё  во  мне  обрушило, перевернуло…  и  я  уже  была  не… той  Ленкой,  беззаботной  и  независимой!  Я  вдруг  стала,  наверное,  самой  важной  частью  в  судьбе  почти  незнакомого  мне  человека!  Я,  может  быть  впервые,  по  настоящему,  тогда  единственный  раз  в  своей  жизни, ощутила  себя  нужной, наверное,  как  женщина  и  даже… больше,  чем  женщина…

   
            Мы  присели  на  диван,  стоявший  на  проходной  возле  стены,  Он  взял  мои  руки  в  свои. Смотрел некоторое время  на  них,  потом… поцеловал. И  сказал, что  пришёл  со  мной  проститься -  через  час… улетает. Сказал,  что  оттуда,  куда  его  позвала    совесть  и  честь  советского солдата,  возвращаются…  не  все. Попросил,  чтобы  я  его  иногда  вспоминала,  что  письма  оттуда  писать  мне  не будет. И  если  не  вернётся, то  значит  так  угодно  судьбе… Помолчав  ещё  немного,  он  встал,  расправил  на  себе  форму, склонил  голову  и  резко  повернувшись,  ничего  более  не  сказав,  ушёл… Вот,  Сергей  Иванович, по  серьёзному, уже  не  по детски, единственный  раз  в  жизни  в  течение  нескольких  минут,  я  побывала  и  девушкой,  и  возлюбленной, и… наверное,  невестой.


 
         Сергей  Иванович  молчал,  слушая  исповедь... женщины. Да  и  что  тут  говорить… Ему  стали  теперь  понятными  неприятия Леной  всех  попыток  со  стороны  коллектива  «выдать замуж»,  как  это  традиционно  бывает  в  школьном  коллективе,  где  есть  холостяки  и  незамужние... А  окончание  исповеди  Елены  Ивановны  было  грустным,  очень  грустным:


        -  Знаете, уже  только  после...  той  войны,  Сергей  Иванович,  мне  пару  раз  приходили  поздравления  с  днём  рождения. Но  каждый  раз  адресат  оставался   не  известным. И  что - то   в   почерках  тех записей  было  похожее  на  почерк  Андрея из  его  немногочисленных  писем. Потом  всё  прекратилось  и я... одна,  с  этой  школой,  с  этими… тетрадками,  вздорными  своими  коллегами - завистниками. Так  вот, Сергей  Иванович,  Андрей… решил,  наверное,  как  вы  говорите:  «раз  и  навсегда!»



*************** 


         Прогуливаясь  в  парке,  под  мелодию  вальса,  того  школьного  вальса  из  нахлынувших  воспоминаний,  Сергей  Иванович,  почему – то  вспомнил  одного парня,  своего  соавтора  из  интернета,  стихи  которого  иногда  озвучивал,  на своей  страничке  в   социальной  сети! Соавтор  по  манере поведения,  отношению  к  стихам,  к  людям  и  к  творчеству  самого  Сергея  Ивановича,  чем – то  уж… сильно  напомнил  ему...  Андрея,  со  слов  Елены  Ивановны. Ведь  многое  сходится: парень  прошёл  Афган,  да  ещё  какой!   В  его скупых  комментариях,  записях,  ответах  чувствуется,  что  писать  ему,  даже  на  компьютере,  не  очень  легко… Иконки  у  него – не  с  его  фото… и  самое  главное,  Сергею  Ивановичу  приходится  часто  "расшифровывать"  его  строки  в  переписке…



         А   Елена  Ивановна,  ушла  со  школы  на  выслугу  лет (как  же  быстро  летит  время!). Живёт  одна…  Расставаясь,  а  Сергей  Иванович  тогда  ещё  работал,  она  напомнила  ему  о  том  давнем  разговоре,  оставаясь  уверенной,  что  Андрей, конечно, жив, но, видимо, не  хочет,  чтобы  Елена  Ивановна… видела  его  таким,  каким  он… стал  после… войны.А  Она  бы  приняла  его... любым...



          Елена  Ивановна  могла бы  работать  ещё точно лет  двадцать  в  школе, давая  ребятам  блестящее  образование  по  русскому  языку  и  литературе! Но  грустные,  абсолютно  не  нужные, разрушительные  реформы  в  школе,  когда  всякие  «менеджеры – директора», завхозы,бухгалтера, многочисленные  замы  по  безопасности  и  другим  "делам"(по  сути  бездельники не  имеющие  никакого  отношения  к  учебному  процессу),  сидят , паразитируя,   на  бюджете  несчастной  школы, а учителя  получают  крохи, утопая  в  глупейшей  писанине разных  «планов», «учебных программ»,отчётов, "сведений". А    «стимулирующие  оплаты»,  в  кругленькую  сумму, почему - то  получают  в  основном  приближённые  главного «менеджера»  школы!И  складывается  впечатление, что  такие,  как  Елена  Ивановна,увы, в  таких  школах   не  нужны… Об  этом  с  болью  в  душе  и  сердце  размышлял  Сергей  Иванович… Да  и  сам он  ещё  мог бы  поработать  в  школе  на  Благо  Отечества  несколько лет...
         
            

       Сергей  Иванович,  свернув  с  аллеи,   шёл  домой, как  и  всегда  теперь  уже,  мимо...  школы,    которой  отдал… более  сорока  лет  своей… жизни. Теперь  там  другие  ценности,  другие  люди, другие  дети  и  их  трудные, "хорошо знающие все законы",  родители…