Вопросы соотношения

Арсений Загаевский
(Экзистенциальная рэп-поэма)

Инструкция по применению

В зависимости от вашего настроения, может исполняться двумя способами:

- Собственно как рэп - особенно если вы - мужичок годам к пятидесяти или за, с пузиком  и, желательно, лёгким артритом, который будет придавать вашим движениям брутальную лаконичность. Если вы избрали этот способ, озаботьтесь наличием подтанцовки из друзей и подруг вашей юности, которые должны в ключевые моменты говорить "Йо!" 

- Как стихотворение. Здесь, что примечательно, подойдёт стиль любого великого русского поэта второй половины двадцатого века: рубленые выкрики Вознесенского, стоны Ахмадулиной, унылый, с модуляциями в разные тональности речитатив  Бродского, артистическое кривляние Евтушенко...

Попробуйте.

Отмечу также, что опус сей был начат (равно как и задумка обозвать его рэпом появилась) задолго до недавнего эпического баттла, привлекшего всеобщее внимание к рэп-культуре. Как всегда, идеи витают в воздухе.

***

"Чем дольше живём мы, тем годы короче..." (Б.Ш. Окуджава)
 "Все лучше, чем водку-то пить".  (Д.Д.Шостакович - начинающему композитору)


Чем дольше живу я - тем дальше решение (или спасенье от этой химеры) проклятых "вопросов соотношения". Сейчас расшифрую. Пока назову сие скромно: "Первым законом Арсения".

Хотите примеры? Ну что ж, разберём, например, мы вопрос бытия и сознания. И у виска не крутите - сам знаю я: нынче публично высказываться о подобных предметах почти неприлично. Но лично меня он волнует не в мета-, а в самом физическом смысле: логично, что пустопорожние мысли - как эта - прийдут лишь в башку, каковая сыта и согрета сперва...

...но бывает, едва притулишь ты свою на подушку - начнёшь вспоминать, и такие утраты полезут и сцены такие с тобой,
что ты рад бы (прося забытья и прощения) на всякую плотскую боль и на всякую цену их воз обменять - без преувеличения. Да только нельзя. Бесполезно. И в муках бесплодных так хочется выть, и я знаю лишь то, что не знает никто решения вопроса соотношения  сознания и бытия.

Дальше развитие идеи придумал для вас я: знание и чувство, что на примере искусства мы поясним. Пожалуйста: индивидуум Вася блатной уважает шансон. Ну и ладно, бог с ним, но увидим: коли дам Васе шанс,  в этой жизни сумеет он джаз (или классику там) понимать или нет? Пожалуй, из ста Вась один: с юных лет ни в школе, ни мать, ни отец не учили.  (Хотя - воздадим ему должное - оставайся он даже М.Круга апологетом, шансы Васи с условным эстетом в ловле подруг или в купле-продаже оценивать можно как равные).

Но снова неявное соотношение! Учли ли мы то, что преумножение умения - порою движение к распаду гармонии? Это пусть будет Второй закон Загаевского: гения путь к какофонии от серенады, от Леонардо - к пустому квадрату,от ямбов с хореями - к этим вот рваным размерам... И я бы скорее вопрос бытия и сознания решил, чем то, какова для эмоции верная мера и толика знания? С чего бы (опять для примера) едва только в песне разучишь слова ты, и палец куда полагалось ему попадает - то вдруг пропадает желание играть?

- Доколе, - воскликнет фейсбучная рать,
- От зауми пучит. Ну, где это видано? Кейс не мог привести, чтобы все мы прониклись?... Отвечу я братству сети:
- Окей, только что бы? А, вот - об обыденном, о человечьем: соотношение счастья с вещами (ну, или богатством).

Оно как бывает? Вот та же реклама нам что обещает и чем зазывает? Не вещью, но счастьем - в избытке и сразу. И мы раз за разом (хотя и смеёмся) в попытке, как пазл собрать его части на это ведёмся и ждём защищенности - той, что даруют прокладки, улыбок (коль  выбрился гладко жиллетом) и в разноцветных от дюрекса и сеалекса обёртках любви...

Но видя, что все ещё зыбок наш мир, что обещан стать раем, мы в поисках вечного лета опять собираем свой пазл - заветный, финальный (тем паче коль средства подбросили бизнес, наследство  - ну, или там региональный бюджет): баблосы-купюры, кутюры-версаче и коммы-деллосы, потом прайвет бэнк или джет... Роллс-ройсы и бентли так бойко меняются, как и зачётные тёлки. Зачем? Для чего? До того ли.

Затем кульминация - замок, гнездо родовое в элитном посёлке с названием, скажем, "Эдем". Глаз радуют ёлки, решётки в цветочках и статуи даже - и статус, и жизнь без забот. И счастье? Уж точно - вот-вот, ты добрел к нему уж... но тотчас понимаешь - все это ненужно.

Вокруг - пустота: ни друзей, ни детишек, ни драйва. И вновь вспоминаешь денёчки (и ночки) когда был, как выяснилось, рай - без штанов, без рубля в кошелёчке реально. Надули. Не дали. А было так близко.  И бес тебе кажет язык и пипиську, и дули вертИт, и смердит инфернально.

Банально? Заезжено? Классик и я ответим, что в песне не поняли вы ничего.  И сам я, конечно, из этих, друзья, кто превыше всего ценит преумножение барахла. Но главное - без продолжения не могла остаться басня об этом соотношении...

... Потом по наитию каждый решает. Один воображает:  на самом-то деле не выгоды жаждет - а цели высокой  (ну, типа развития  рынка деривативов или вывода какого-нибудь ПАО на IPO), и, значит, поэтому жизнь его вознаградила - ведь не могла не отметить сего.  И, с собою договорившись, хреначить свои ICO продолжает. Боюсь я его.

Другой совершает крутой дауншифт,
себя утешая, что, мол, так он жил, что если не свет заслужил, то покой. Махнув рукой на бонды и понты (ему, типа, пох уже), он уезжает на какое-нибудь цветущее Гоа жить тихонько, занявшись каким-нибудь серфом.  Но голова, привыкнув к гонке и поникнув от пустоты, мешает нирване. И оголенным нервам рваным нужны в растущих количествах
алкоголь и трава, а то и похуже.

Похуже-то третьему: личность мятущаяся такова, что вещие срочно решает слова нести человечеству. Чего-то для вечности сотворить - и душа воспарит, и всё тело горит, и морщит чело, а стило по бумаге строчИт (или стрОчит). И вечность, понятное  дело, уже не соскочит: для верности издан увесистый том. Название - класс: "Детали и дали", в ютьюбе - "Писатель, которого ждали", и в Дом книголюба  - конечно, на уровне глаз.

А в книге - о времени и о себе. Великие сдвиги в отчизны судьбе как блики пройдут, отражаясь в судьбе поколения. Загугли-ка всякий бук-чарт - будет лидер, и публика слезы тайком будет лить и ржать, и рычать и молчать, поражаясь прозрениям.
 
Но время идёт - и стучатся к тебе подозрения, вручается дырка от бублика вместо венка и E-book-ера премия. Какие букчарты! В ФБ три занюханных лайка. Молчание. Мучение. Чаяния тщетные тают. Значение слова "отчаяние" - внятно и чётко. И чёртик, помянутый в прошлой главе, в голове словно рэпчик читает и топчет чечетку. Он шепчет:

- Занятно. Арсюха,  bad news тебе, зайка: Ты думал, ты гуру? Как Гёте творец? И мудрец, равнозначный Сократу? Клянусь, ты глупец, про(теря)вший работу в гринах с семизначной зарплатой. За что только дали! Бездельник пропащий. "Детали и дали", блин, нах... (И что-то ещё там о гениях и гениталиях). Впрочем, и я у тебя тоже не Мефистофель, и страсти не те уж...

Как горько и просто. Бездельник. И остро так хочется счастия: денег, комфорта, почета и власти. (Здесь, рифме в истории ль, сюжету ли вторя, урежьте-ка танго из "Здравствуйте, я ваша тётя" - как бедность с любовью раскинули сети.)

Натешившись превосходством над всеми тремя типажами, вы спросите (не без юродства, пожалуй): "А где же твой Третий закон? Не открыл?" Так он был уже сформулирован, вы не заметили только. Большинству лира моя и чтение про эти мучения смешны, поскольку для тех, кто живёт с головой в целости и сохранности не имеют значения эти странные вопросы соотношения - они были разрешены задолго до достижения зрелости половой.

Одни  крепко сжимают синицу в руках, понимают: в чем счастье, если не в пирогах (как говаривал аэротолстячок в своём Вазастане).  Но, в отличие, не отлучаются от земли, и по этой же части их журавли - что почем они знают, и в небе ты их не застанешь.

Заставишь себя и представишь: состаришься, список составишь других, соотношения проклятые на деле сумевших решить.  Пусть мало, по пальцам считаешь - служение их путь, и глядят они на это твое копошение, равно  как и на искушение все время немножечко шить с прощением и снисхождением. Ты их почитаешь за то, что

не то, чтоб их не волновало стяжание денег, сильней не бывало в создании произведений, и внутренний бой с досаждающей собственной тенью смятение не раз и не два им мешало вести. Но словно зверюшка идёт через чащу и тернии даже, а корюшка против течения вдоль Эрмитажа,  их правила соотношения правят туда же. Помогают грести.

Арсюшке же горюшко, и от ношения этих вопросов в себе и от их умножения  (а скорее, всё больше деления), уже никуда не уйти.  Дальнейшее - перечисление.

Едва ль не знавали и вы, когда выгода в противоречии с гордостью. Что есть совесть, перечащая радости, достоинство - робости. Целесообразность и удовольствие; довольство покоем - по коням в карьер; лень - и стремления; карьера и предназначение;  отчаяние и прозрение; презрение общества - рай одиночества; плоти влечения и разума бой (да и с собою ума самого, раз и того и сего ему вроде бы хочется). Соотношение свободы и, в общем, всего.

 А раз уж про "в общем" - мы, в общем, не ропщем. Всё, в общем, сложилось, случилось, но просто скажите мне милости ради: как так получилось, что жизнь превратилась в вопросник, где сзади не дали ответов? Размылись детали от слабого зрения (старения приветом), а дали при этом ничуть не открылись; но все-таки чую: чем дольше живу я  - тем тоньше я вижу.

Пусть годы короче, и дальше решение, и до завершения ближе и прочее. Пусть с рожками наш персонаж торжествует - его побешу я ещё хоть немножко и, может, потешу Того, Кто починит нас, грешных, живущих. По тем же причинам кромешные темы себе нахожу - ворошу их как сено. Чем дольше живу я. Чем больше пишу.