Иконы и люди

Алёна Цами
       Однажды, прогуливаясь по «старому центру» Бийска, когда город тонул в осенней ярко-лимонной листве, я зашла в храм. Белокаменный, с голубыми куполами. Зашла без цели, просто почувствовав внутреннее притяжение.
       Атмосфера того дня и последовавшие затем размышления сохранились в памяти и вновь возвращают меня в этот храм, где царит приглушённый свет, и свершается своя особенная жизнь: женщины в платках зажигают свечи, убирают огарки, крестятся, неслышно произносят молитвы перед иконами…
       На стенах фрески с Ликами Христа, Богородицы, ангелов и святых. Черты их необыкновенно выразительны. Глаза излучают светлую печаль и потаённую, скрытую в глубинах иного существования, надежду. Трудно отвести взгляд, будто душа вступает в беседу.
       «Как вам живётся здесь?..» – мысленно вопрошаю я, вглядываясь в Лики, осенённые нимбами.
       «Здесь благостно, но мы живём ожиданием встречи с вами… – отвечает голос неземной доброты. – Нам отрадно, когда вы приходите сюда для совершения обрядов и просто подумать о своей жизни, побыть в предстоянии Высшему Началу…»
       Отрада разливается вокруг и внутри меня, и вот уже доносятся с хоров напевные слова акафиста Божьей Матери – будто ангелы начинают вечернюю службу…
       Так, переходя от одного Образа к другому, созерцая величие смирения и простоты, наполняюсь умиротворением, зажигаю свечи за здравие своих близких, желаю мира и добра всем людям, живущим на Земле. И, купив в церковной лавке книжицу о Житии святых, с лёгкой душою выхожу на улицу.
       Солнце уже опускается к дальним домам, одаривая всех теплом и тишиною. Вечерние краски поражают своим благозвучием – обласканные солнечными лучами здания гармонируют с сентябрьскими оттенками природы. Как свечи в храме освещают святые Лики, так и Солнце озаряет большой храм – город Бийск и лица людей, в нём живущих. «Печаль и радость одинаково важны, если печаль светлая, а радость чистая…» – пришли вдруг знакомые чьи-то строчки. Кажется, теперь я лучше понимаю, что такое светлая печаль.

       *
       По дороге домой я размышляла о том, в какое далёкое время икон не было в жизни людей. Кто и когда написал первую икону – в далёкой Византии, а затем и у нас на Руси? Какие мысли, чувства вложили мастера в свои творения, как «видели» Образ? Ведь церковных иконописных канонов в ту пору не существовало, и первым мастерам приходилось проявлять индивидуальное творческое начало. Сколько же столетий затем целый сонм таких иконописцев, почти никому не известных, затеплив лампадку своего сердца, выполняет эту почётную работу? В памяти всплывает недавнее моё посещение Третьяковской галереи и впечатление от лицезрения Святой Троицы Андрея Рублёва, являющей собою образец наивысшего согласия, совершенной любви… 
 
       Мы смотрим на икону с надеждой о помощи в решении своих проблем. Мы верим в Высший мир, в его могущество. Мы ищем возможности, точки соприкосновения с ним. Видимо, иконы и являются для многих людей такими «точками соприкосновения». Думаю, и в далёком будущем иконы останутся в жизни людей как произведения религиозного искусства, исторического и философского исследования. И поведают новым поколениям о периодах духовного упадка и возрождения, о жизни людей, причисленных впоследствии к Ликам святых.
      
       Одна моя знакомая как-то рассказала, что старая потемневшая икона, доставшаяся ей от бабушки, стала светлеть после того, как женщина начала ежедневно молиться перед этой иконой. По её словам, в такие минуты Лик Спасителя буквально оживает и смотрит на неё всепроникающим взором…
      
       Глядя на Образ, запечатлённый на иконе, человек обращается к Первообразу, входит в созвучие со своим духовным началом, чувствует воодушевление и веру в лучшее будущее. По мнению учёных, это состояние исцеляет человека на клеточном уровне и воспринимается им как Благодать. И нужно суметь сохранить эту Благодать в каждом дне. Наверное, это и есть наша главная задача – научиться согласовывать свои побуждения с высшими принципами и стать живым подобием икон в большом и многомерном храме Жизни. Апостол Павел по этому поводу говорил: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?»

       *
       Размышляя таким образом, я шла в тот день по вечернему городу. Под ногами так знакомо шуршали осенние листья, повествуя о быстротечности бытия. Светлая печаль, казалось, наполняла собою всё – небо, дома и деревья, улицу с редкими прохожими, спешащими по своим делам. Я обратила внимание на женщину, идущую мне навстречу. Весь облик её излучал спокойную радость, которая передалась и мне, когда наши взгляды встретились. И я с удивлением отметила про себя, что женщина эта мне будто знакома, будто её образ и видела я в храме! Быть может, пространство её иконы расширилось и окружило меня благой энергией? А святая женщина, исполнив свою миссию в мире людей, возвращается привычной тропою в храм...

       *

       (рис. Веры Карнауховой)