Философия музыки 151-162

Родионов Виталий Константинович
151. Нервная музыка Кароля Шимановского перевоплощается в глобальный катастрофизм польского авангарда середины XX века.

152. Веберн обладает редкими интеллектуальными и духовными качествами.

Веберн – композитор нравственного целомудрия и душевной чистоты.

Антон Веберн созерцает извечный покой мироздания.

В серийной музыке Веберна отражается мудрое безмолвие звёзд.

Веберн считает, что музыкальная композиция должна быть такой же совершенной, как расположение звёзд на небе!

В музыке Веберна звуки – те же звёзды, а композиция – звёздная панорама.

В звуковых конструкциях Веберна присутствует симметрия бесконечно малых и бесконечно больших миров.

Для Веберна строение атома симметрично строению вселенной.

В лаконичных пьесах Веберн – узник ускоряющегося времени. Если Иоганнес Брамс и Ян Сибелиус по возможности растягивают время, то Веберн предельно сжимает его.

Брукнер и Малер пишут грандиозные симфонии в эпоху трагического распада великой австрийской империи, Веберн обращается к миниатюрным композициям, внутри которых действуют законы соразмерности и гармонии. И всё это происходит накануне рождения маленькой нейтральной Австрии.

153. Музыкальный экспрессионизм Альбана Берга пропитан кровью и насилием.

Страх, ужас, отчаяние, - вот о чём опера Берга «Воццек»! Рядом с ней можно поставить картину Эдварда Мунка «Крик». И там, и здесь господствует атмосфера безысходности.

Бытовую драму оперы «Воццек» Берга обостряет экспрессионистская музыка, раздирающая душу. В этот момент сердце обливается кровью.

Альбан Берг – Франц Кафка в музыке.

Берг заливает оперную сцену кровью женщины, убитой героем-психопатом, героем-безумцем, словно предсказывая появление в немецком обществе кровавого двойника – Адольфа Гитлера. Опера «Воццек» - пророческая!

Экспрессионизм в музыке Берга и в живописи Эгона Шиле – это трагическое бытие, взвинченные нервы, рваные простыни на ветру!

«Воццек» Берга – опера-драма, «Джонни наигрывает» Эрнста Кшенека – опера-скетч. Они создаются примерно в одно время. Но, если экспрессионизм «Воццека» трагедийный, то экспрессионизм «Джонни наигрывает» - легковесный, представляющий собой смесь из музыки оперной, опереточной, мюзикла, джаза. Опера Берга – это классика, Кшенека – мимолётное явление. Имея оглушительный успех при жизни автора, «Джонни наигрывает» ставится более чем в ста театрах мира, хотя сегодня он забыт. Обыкновенно это происходит с музыкой посредственных композиторов.

Берг и Дмитрий Шостакович пишут музыку кровью и желчью. Они заглядывают в адские бездны жизни!

154. Имре Кальман одаривает публику россыпями мелодических жемчужин!

155. В музыке Сергея Прокофьева солнце творит мир во всём его разнообразии.

Над музыкой Прокофьева простирается океан солнечного света.

Прокофьев играет на солнечной арфе.

В музыке Прокофьева радость брызжет солнечными лучами.

Скерцозная музыка Прокофьева смешлива и озорна, как солнечные зайчики.

Музыка Прокофьева – это игра солнечного света и солнечные протуберанцы.

У Прокофьева нет музыки без солнца: даже бури и смерчи у него потенциально солнечны!

Музыка Прокофьева животворна, как солнечный свет!

Прокофьевское солнце, разливаясь по миру, созидает молодую, счастливую жизнь.

Прокофьев – солнцепоклонник в музыке.

Музыка Сергея Прокофьева заряжена энергией солнца.
 
Музыкальное скифство Прокофьева – это могучий поток солнечной энергии и яростной силы.

Упругий ритм музыки Прокофьева иной раз приобретает такой напор, что, кажется, будто пловец загребает не волны, а землю!

Волевая музыка Прокофьева – это динамо-машина, работающая на энергии солнца.

Музыка Прокофьева – это солнечный локомотив, несущийся вдаль.

В механической музыке Прокофьева бьётся пульс индустриального XX века.

Прокофьев энергичен и созерцателен. Он преобразует мир и любуется красотой мира.

Прокофьевская музыка воли и красоты устремляется в счастливое будущее.

Музыка Сергея Прокофьева солнечна и красива: в ней присутствует античная мудрость.

В центре музыки Прокофьева стоит физически и духовно красивый человек!

Что бы ни изображалось в музыке Прокофьева, она всегда прекрасна!

Красивая музыка радует людей! Достаточно одной-двух ярких мелодий, чтобы музыкальное произведение ожило, засияло! Такое чудо происходит с оперой Прокофьева «Война и мир».

Сергей Прокофьев – адепт новой классической музыки.

Музыка Прокофьева опирается на фундамент классического искусства.

Даже в экспрессии Прокофьев соразмерен и гармоничен!

Прокофьев – композитор здоровья и радости.

Прокофьев – цирковой клоун: его юмор и сарказм вызывают положительные эмоции.

Музыка Прокофьева веселит озорной радостью. Когда же он созерцает мир, им овладевает покой и безмятежность.

Прокофьев сочиняет музыку здоровья, энергии, радости и красоты.

Музыка Прокофьева воплощает в себе цветущую жизнь на земле.

Музыка Прокофьева – это апофеоз жизни!

Сергей Прокофьев обладает редким музыкальным интеллектом.

Прокофьев гениален в разработке мотивов, наряду с сочинением оригинальных мелодий.

Прокофьев наряжает мелодии в праздничные фактуры.

В фортепианных сонатах Прокофьев сосредоточен на мотивно-фактурной разработке и меньше всего – на идеях и образах.

Прокофьев – гений парадоксальной музыки: его интеллект иронизирует по поводу меланхолических эмоций.

Прокофьев делает музыку, как мастер высшего разряда!

Сергей Прокофьев в жизни – энтузиаст, в музыке – бунтарь.

Обладая тонкой душой, Прокофьев бравирует экстравагантностью.

Новаторское бунтарство Прокофьева сопровождается хрупкой лирикой. Прокофьев – и гадкий утёнок, и грациозный лебедь.

Прокофьев всегда свеж и нов, всегда изобретателен!

Прокофьев ищет в музыке «новую простоту».

В одной красивой мелодии Прокофьева больше новаторства, чем во всём музыкальном авангарде XX столетия!

Обращение к классическим образцам формирует в новаторе Прокофьеве большого художника.

Существует Прокофьев-модернист и Прокофьев-классик: первый – в молодости, второй – в зрелые годы.

Музыкальное бунтарство определяет творческий облик молодого Прокофьева. Языческую Скифскую сюиту он пишет в 25-летнем возрасте.

Романтическая эмоциональность музыки XIX века оборачивается у Прокофьева напряжённым физиологизмом, особенно в его ранних операх «Игрок» и «Огненный ангел». Со временем натуралистические тенденции у композитора уступают место возвышенной музыке!

Прокофьевский экспрессионизм особого рода: если это энергия созидания, то преодолевающая все преграды на своём пути; если гротеск, то напряжённый, как натянутая струна; если покой, то глубокие размышления о смысле жизни; если лирика, то зеркальное отражение красоты мира.

Последние симфонии Прокофьева – светлые, фортепианные сонаты – лирические.

В поздних фортепианных сонатах Прокофьева появляются целомудренные мелодии.

Сергей Прокофьев убеждён, что сочинение музыки более ценно, чем личная жизнь.

Для Прокофьева искусство важнее всего на свете!

Музыка Сергея Прокофьева на редкость чёткая и конкретная. Она сопоставима с музыкой Антонио Вивальди.

Фортепианный Прокофьев – Доменико Скарлатти XX века. И тому, и другому свойственна филигранная мотивная разработка.

Йозеф Гайдн и Прокофьев – близкие натуры. Их радостно-ироническая музыка дышит здоровьем.

Гайдн – композитор детского озорства, Прокофьев – юношеского сарказма.

Прокофьев мелодически щедр и виртуозен, как Джоаккино Россини.

В гениальной опере «Война и мир» Прокофьев становится вровень с Львом Николаевичем Толстым.

 Существует духовное родство между Модестом Мусоргским и Прокофьевым. Они разрабатывают тему Великой России, вскрывают глубинные пласты русской истории.

Прокофьев воспринимает интонационную чистоту музыки от своего учителя Анатолия Лядова.

Прокофьев ближе находится к интеллектуально-мотивному Сергею Танееву, нежели к эмоционально-мелодическому Петру Чайковскому.

На музыкальный стиль Прокофьева оказывает влияние творчество Александра Глазунова, хотя это не всегда заметно.

Константин Бальмонт и Прокофьев – дети солнца!

Льющиеся потоки света в живописи – это Анри Матисс, в музыке – Прокофьев.

Солнечность музыки Прокофьева неотделима от прометеевского огня Александра Скрябина.

Музыка Скрябина – вулканическая, Прокофьева – светоносная.

Слушая Первый скрипичный концерт Прокофьева, кажется, будто мы после сумрачной вселенной Скрябина неожиданно попадаем на солнечную поляну.

Солнечность и красота свойственны как живописи Игоря Грабаря, так и музыке Прокофьева. Различие между ними в ином: солнечность Грабаря – зимняя, Прокофьева – летняя.

Солнечная музыка Прокофьева первозданна и чиста, как снежные вершины Гималайских гор на полотнах Николая Рериха.

Игорь Стравинский – гений музыкальных изобретений, Прокофьев – автор гениальной музыки!

В зрелом периоде творчества Прокофьев приходит к простоте, мелодии, классической форме, Стравинский – к додекафонии. Их расхождение становится не преодолимым.

Стравинский обновляет музыку, Прокофьев – жизнь!

Мелодии Сергея Рахманинова испускают мерцающий лунный свет, Прокофьева – брызжут солнечными лучами.

Музыка Прокофьева – пластична, скульптура Сергея Конёнкова – музыкальна. Эти гении – патриоты. Они несколько десятилетий живут за границей, однако возвращаются на родину.

Музыка Прокофьева и живопись Михаила Ларионова – лучезарны!

Музыка Прокофьева бодра и свежа, как поэзия Марины Цветаевой.

Светлая душа и ясный ум Прокофьева делают его музыку по-цветаевски целомудренной!

Созерцание в музыке Прокофьева светлое и всеохватывающее, как философия Алексея Фёдоровича Лосева. Заметим, что композитор и мыслитель – уроженцы юга России.

Антуан де Сент-Экзюпери – звёздный мальчик, Прокофьев – солнечный. Они завещают народам мира добро и красоту!

Сарказм в музыке Прокофьева и Дмитрия Шостаковича разный: у Прокофьева – позитивный, у Шостаковича – негативный.

Прокофьевская скерцозность выделяется светлым пятном на чёрно-коричневых оркестровых полотнах Шостаковича.

Оригинальностью и яркостью музыка Прокофьева сравнима с произведениями Дьёрдя Лигети. Их новаторство не уничтожает живую музыкальную речь.

Сергей Прокофьев – многогранный композитор: иронический, как Йозеф Гайдн, изящный, как Вольфганг Амадей Моцарт, солнечный, как Джоаккино Россини, могучий, как Модест Мусоргский, красочный, как Николай Римский-Корсаков!

156. Артюр Онеггер испытывает тревогу за будущее человечества.

В симфонической музыке Онеггер поднимает значительные общественные проблемы.

Музыка Онеггера стремится к свету и красоте. Она призывает к обновлению жизни.

Благодаря талантливой музыке оратории «Царь Давид», Онеггер приобретает мировую известность, и способствуют этому Боговдохновенные псалмы ветхозаветного героя.

Балет «Семирамида» Онеггера и опера «Царица Савская» Жюля Массне испускают библейский свет.

Онеггер – человек античного ума. Однако он не занимается стилизацией древнегреческой музыки.

Даже трагедийная музыка Онеггера излучает ренессансный свет.

Просматривается преемственная связь между кантатно-сценическими произведениями Онеггера и Карла Орфа. Эти мастера создают полнокровную, жизнеутверждающую музыку.

Выдающийся композитор-гуманист XX века Артюр Онеггер, как и Пауль Хиндемит, Бенджамин Бриттен, Сергей Прокофьев остаются верными традициям реалистического искусства. Всем им чужд музыкальный авангард.

157. Композитор Николай Обухов в снежном кристалле находит подтверждение совершенства Божьего мира.

158. Фортепианная музыка Артура Лурье погружает в ледяной холод отчуждение от мира.

159. Вместе с музыкой Дариюса Мийо мы совершаем увлекательное путешествие по городам Южной Франции.

Музыкальные картины Мийо – это земля, потрескавшаяся от жаркого солнца, и море, дышащее негой и лаской.

Жизнерадостная музыка Мийо очаровывает слух точно так же, как спелые гроздья винограда манят взор.

Когда звучит музыка Мийо – слышишь оживлённые голоса в кафешантанах.

Радостную провансальскую музыку Мийо иначе не назовёшь, как мушкетёрской, д’Артаньяновской!

Мийо – непревзойдённый мастер блестящей, цирковой музыки!

Произведениям Мийо свойственны броская театральность и трогательная лирика.

Мийо не проходит мимо эстрадной и джазовой музыки.

Пьесы Мийо, сочинённые одновременно в разных тональностях, создают эффект стереозвука.

Мийо – неутомимый путешественник, чьё сердце радостно бьётся при встрече с каждой новой страной. Это подтверждает его красочная музыка!

У Мийо вила-лобосовский размах музыкального творчества. Композитор создаёт 443 произведения (у бразильца их число колеблется от 1000 до1500!).

Музыка Дариюса Мийо и Карла Орфа гипнотизирует магией ритма. И тот, и другой остро чувствуют пульс своего времени.

Животворной красотой блистает проза Ромена Роллана, живопись Анри Матисса, музыка Дариюса Мийо – великих гуманистов XX столетия!

160. Леонид Половинкин золотым ключиком открывает дверь в мир счастливого детства.

161. Пауль Дессау сочиняет коммунистические оперы-агитки.

162. Карл Орф стремится к архаической простоте, которая гипнотизирует обывателей воинственным ритмом.

Орф настойчиво применяет энергичные ритмы в кантатах как на античные, так и на средневековые темы.

Орф соединяет характерные черты музыкального и драматического театров, в результате чего появляется новая художественная форма: сценическая кантата с декорациями и костюмами.

Иной раз в ритмически импульсивной музыке Орфа встречается лирика глубоких раздумий.

Буквально завораживает порывисто-страстная музыка кантаты Орфа «Кармина Бурана». Да и сам композитор находится под впечатлением от эротических песен немецкого Средневековья, которые он озвучивает в кантате!

Судя по кантате «Кармина Бурана», Орф знаком с эмоционально напряжённой музыкой русских композиторов – Александра Бородина, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова.

Экспрессивные произведения Орфа прямо или косвенно отображают эпоху фашистской Германии: бурные всплески энергии – это восторг народных масс, речитативно-декламационное пение – истерические речи фюрера.

Живя при фашистском режиме и советской власти, Карл Орф и Дмитрий Шостакович отличаются двуличием и беспринципностью! Им можно посочувствовать, но нельзя не видеть, что их взгляды нередко смыкаются с диктаторской идеологией!

На музыку Орфа опирается кантатно-ораториальное творчество Георгия Свиридова.

Орфа надо считать предтечей музыкального минимализма. Созданная им в 1937 году сценическая кантата «Кармина Бурана» до сих пор остаётся востребованной слушателями.