Учёба

Михаил Богов
       На очередном объекте из-за отъезда специалиста по нарезке покрытия появилась необходимость в срочном обучении кого-нибудь вместо него, так сказать без отрыва от производства.
       Выбор пал на парня, отработавшего уже не один год в нашей конторе, знавшего и умеющего многое, но из-за повышенной боязливости всегда старавшегося не вставать на ответственные участки. Делать нечего, пришлось изощряться в красноречии для убеждения робкого и нерешительного Толика в приобретении новой специальности и уговаривать его вставать на нарезку.
       Толик сдался через пару дней после того, как я пообещал помочь ему на первых порах во всех вопросах, но в случае отказа отправить его домой.
       В первый рабочий день в новой специальности Толяна ставлю в звено из трёх человек, они нарезают швы, идя друг за другом по очереди. Как новичка, его ставят вторым. Первый нарезает «пионерный» шов с максимальной ровностью, опуская диск в асфальт полосы на пять сантиметров, за ним второй и третий на такую же глубину.
       И пошла работа. Первый нарезчик легко оторвался от коллектива и резво ушёл вперёд. Второй же, вокруг которого суетился поминутно вытирающий пот с лица изрядно нервничающий Толик, казалось застыл на месте. Его догнал третий механизм, и его машинист навис над молодым специалистом и громко орал:
      - Что ты на месте застыл! Шевелись! Мы так не заработаем не то, что на премию, а и зарплата под вопросом! Ты что, заснул за плугом! Шевелись давай!
       До обеда продолжалось это мучение. На Анатоля было страшно смотреть. Весь красный с заливаемым потом раскрасневшимся лицом и дрожащими руками, поминутно подгоняемый своими коллегами по работе, он что только не делал, чтобы ускорить процесс, но проклятый механизм, казалось, застыл на месте и только громко ревел и густо дымил.
       Я решил, что настала пора вмешаться в воспитательный процесс и подошёл к герою дня. Толян виновато взглянул на меня и начал оправдываться за ситуацию, возникшую по его вине.
       - Снимай меня, не справляюсь я! Что только ни делал, а нарезчик как вкопанный, эти два пассажира мне весь мозг изнасиловали своим криком!
       - Толя, у тебя справа на крючке висит металлическая линейка. Не догадываешься, для чего она?
       - Ну, линейка, значит мерять глубину шва.
       - Так может и тебе стоит померять, на сколько сантиметров режет нарезчик перед тобой и сколько остаётся после прохода третьего?
       Пауза. Толя морщит лоб пару секунд, потом радостно выдаёт длинную матерную тираду, хватает линейку и начинает замеры. Два его товарища, до этого с хохотом в сторонке обсуждающие воспитательный процесс, увидев, как их малоопытный товарищ замеряет глубину швов, не сговариваясь, разбегаются в разные стороны.
       - Стоять! Не двигаться! – орёт враз прозревший новичок и с рукояткой от нарезчика в руках с неожиданной прытью пытается догнать своих истязателей и примерно наказать их.
       Обучение состояло в следующем: первый нарезчик нарезает не положенные пять сантиметров, а только три. Таким образом второму нужно резать уже не пять сантиметров, а восемь! А третий, самый опытный, знает, что уже завтра нарезанные ими швы зальют мастикой и пятнадцать там сантиметров или двенадцать, разницы нет никакой и тоже режет три сантиметра.
      Толя вернул назад первый нарезчик и приказал ему переделывать работу, второй тоже отогнал от себя подальше. Работа пошла веселее.
      Вечером подошли его учителя и высказали мне претензии:
       - Зачем ты подсказал Толику, в чём его ошибка. Пусть бы помучился, нас и раньше всех так учили работать!
      - Да вы посмотрите на него, ему до инсульта пару шагов оставалось, довели человека до ручки. Поучили немного и хватит, нашлись Макаренки на мою голову.