Разве я не прав?!
За два часа до закрытия Эрмитажа, шёл по почти «пустым» залам в здании бывшего Генерального штаба, под Аркой.
Стайки корейцев и японцев снимали шедевры западно-европейского искусства, а мы с моим старшим сыном не мешая друг другу всматривались в картины, ища в них что-то новое.
И тут мне подумалось: картины всё такие же, а вот мы со временем меняемся. С одной стороны с возрастом приходит понимание и терпимость. Ты уже не столь категоричен и смотришь через призму своего накопленного багажа, а точнее, переосмыслив, этот багаж видишь иначе. А с другой стороны, стойкий антагонизм и всё более убеждённое неприятие некоторых «гениальных» картин.
Так я думал, пока не наткнулся на картину огороженную столбиками с бархатным канатом. Уже сам по себе факт ограждения, говорил о значимости висящего на стене шедевра.
На фото слева, я на фоне «Чёрного квадрата». Я уже писал о своём отношении к этой «гениальной» картине.
И, как всегда, просветлённые лица иностранцев с восторгом снимающиеся на фоне «Квадрата» и тень гениальности картины легла им на плечи.
Как видите и я сам попросил сына запечатлеть меня у сего «шедевра.» Нет, я не примазываюсь, наоборот, мне хочется показать, пусть и не совсем в удачном фотоснимке, всё моё неприятие этой «картины.»
Видите, я даже поставил кавычки у слова картина.
Чем можно восторгаться? Странным чёрным пятном в обрамлении белесой рамки. Да она и не белая вовсе, скорее сероватая, неряшливого цвета. О, оказывается под чёрной краской скрываются ещё две картины и вдобавок обнаружены папиллярные узоры пальцев Малевича. Вы представляете, как это гениально.
А знаете сколько стоит сия картина, двадцать миллионов долларов...
Я всматривался в лица людей, пытаясь понять их чувства. И вы не поверите, большей частью в глазах, на лицах, виделось узнавание того, о чём они слышали, читали, но восхищения, о, нет, восхищением тут не пахло. Жадное любопытство, желание понять в этой мазне гениальность. Но разве идя по мокрому асфальту мы видим гениальное полотно художника. А чем это лучше.
Я мог бы остановиться у этой картины и неистово рассказывать о глубине человеческого взлёта, сорвавшего оковы замшелого бытия. О полёте Разума в глубины Мироздания.
Поверьте, собралась бы толпа и меня бы слушали, затаив дыхание, мною
выдуманную белиберду.
По молодости, я так делал у картин Пикассо, но сейчас я был далёк от этой глупости.
Но... я то вот пишу об этом?!
Меня раздражает другое, десятки прекрасных художников живших и живущих о которых не пишут, не показывают, не говорят. И вот тут возникает вопрос, почему, один на взлёте, а другой прозябает не знаемый в темноте забвения. Нет не правильно, забывают - значит видели, а их не смотрят, их просто не знают.
Да, много зависит от критиков, экспертов.
Почему картины Рублёва, это взлёт человеческого гения, а те же, так называемые Фаюмские портреты, так себе, ну если не мазня, то и ничего особенного.
Разве картина моего любимого Левитана - «Над вечным покоем», может быть по уровню восприятия сравнима с «Квадратом»?
Но «Чёрный квадрат» знают во всём мире, а того же Левитана знают? Где здесь разумная справедливость.
Вот о чём я думал, стоя спиной к «Чёрному квадрату».
Как противовес, посмотрите на скульптуру женской головы.
Фото по середине.
Даже не зная автора этого шедевра, нужны какие-то доказательства потрясающего таланта. Вот вы смотрите и вы видите Великий дар художника, в данной работе скульптора, и вам нужно что-то объяснять. Тут благоговение перед Искусством истинным, безоговорочным.
Ну и на третьем фото, я у картины Ренуара, портрет актрисы Жанны Самари. Ренуар нарисовал четыре портрета этой актрисы и два из них в России. Один в Москве, другой в Петербурге. Это вершина экспрессионизма Ренуара.
Да, не все любят Ренуара, но согласитесь, разве можно ставить в один ряд «Квадрат» и картину Жанны Самари.
Я не искусствовед и говорю о своих ощущениях, о своём понимании прекрасного.
Но... разве я не прав?!
17 сентября 2017