Разве я не прав?!

Сергей Одзелашвили
                Разве  я  не  прав?!



За  два  часа  до  закрытия  Эрмитажа,  шёл  по  почти  «пустым»  за­лам  в  здании  бывшего  Генерального  штаба,  под  Аркой. 
Стайки  корейцев  и  японцев  снимали  шедевры  западно-европейского искусства,  а  мы  с  моим  старшим  сыном  не  мешая  друг  другу  всматривались  в  картины,  ища  в  них  что-то  новое.

И  тут  мне  подумалось:  картины  всё  такие  же,  а  вот  мы  со  вре­менем  меняемся.  С  одной  стороны  с  возрастом  приходит  понимание  и  терпимость.  Ты  уже  не  столь  категоричен  и  смотришь  через  призму  свое­го  накопленного  багажа,  а  точнее,  переосмыслив,  этот  багаж  видишь иначе.  А  с  другой  стороны,  стойкий  антагонизм  и  всё  более  убеждённое  неприятие  некоторых  «гениальных»  картин. 

Так  я  думал,  пока  не  наткнулся  на  картину  огороженную  столби­ками  с  бархатным  канатом.  Уже  сам  по  себе  факт  ограждения,  говорил  о  значимости  висящего  на  стене  шедевра.
На  фото  слева,  я  на  фоне  «Чёрного  квадрата».  Я  уже  писал  о  своём  отношении  к  этой  «гениальной»  картине.

И,  как  всегда,  просветлённые лица  иностранцев  с  восторгом  сни­мающиеся  на  фоне  «Квадрата»  и  тень  гениальности  картины  легла  им  на  плечи.
Как  видите  и  я  сам  попросил  сына  запечатлеть  меня  у  сего  «шедевра.»   Нет,  я  не  примазываюсь,  наоборот,  мне  хочется  показать,  пусть  и  не  совсем  в  удачном  фотоснимке,  всё  моё  неприятие  этой  «карти­ны.»
Видите,  я  даже  поставил  кавычки  у  слова  картина.

Чем  можно  восторгаться?   Странным  чёрным  пятном  в  обрамле­нии  белесой  рамки.  Да  она  и  не  белая  вовсе,  скорее  сероватая,  не­ряшливого  цвета.  О,  оказывается  под  чёрной  краской  скрываются  ещё  две  картины  и  вдобавок  обнаружены  папиллярные  узоры  пальцев  Малевича.  Вы  представляете,  как  это гениально.

 А  знаете  сколько  стоит  сия  картина,  двадцать  миллионов  долларов...
Я  всматривался  в  лица  людей,  пытаясь  понять  их  чувства.  И  вы  не  поверите,  большей  частью  в  глазах,  на  лицах,  виделось  узнавание  того,  о  чём  они  слышали,  читали,  но  восхищения,  о,  нет,  восхищением  тут  не  пахло.  Жадное  любопытство,  желание  понять  в  этой  мазне  гени­альность.  Но  разве  идя  по  мокрому  асфальту  мы  видим  гениальное  по­лотно  художника.  А  чем  это  лучше.

Я  мог  бы  остановиться  у  этой  картины  и  неистово   рассказывать  о  глубине  человеческого  взлёта,  сорвавшего  оковы  замше­лого  бытия.  О  полёте  Разума  в  глубины  Мироздания. 
Поверьте,  собралась  бы  толпа  и  меня  бы  слушали,  затаив  дыха­ние,  мною
выдуманную  белиберду. 
По  молодости,  я  так  делал  у  картин  Пикассо,  но  сейчас  я  был  далёк  от  этой  глупости.
Но...  я  то  вот  пишу  об  этом?!

Меня  раздражает  другое,  десятки  прекрасных  художников  жив­ших  и  живущих  о  которых  не  пишут,  не  показывают,  не  говорят.  И  вот  тут  возникает  вопрос,  почему,  один  на  взлёте,  а  другой  прозябает  не  знаемый  в  темноте  забвения.  Нет  не  правильно,  забывают - значит  виде­ли,  а  их  не  смотрят,  их  просто  не  знают.
Да,  много  зависит  от  критиков,  экспертов. 
Почему  картины  Рублёва,  это  взлёт  человеческого  гения,  а  те  же,  так  называемые  Фаюмские  портреты,  так  себе,  ну  если  не  мазня,  то  и  ничего  особенного.

Разве  картина  моего  любимого  Левитана - «Над  вечным  покоем»,  может  быть  по  уровню  восприятия  сравнима  с  «Квадратом»?
Но  «Чёрный  квадрат»  знают  во  всём  мире,  а  того  же  Левитана  знают?  Где  здесь  разумная  справедливость.
Вот о  чём  я  думал,  стоя  спиной  к  «Чёрному  квадрату».
Как  противовес,  посмотрите  на  скульптуру  женской  головы.
Фото  по  середине.

Даже  не  зная  автора  этого  шедевра,  нужны  какие-то  доказатель­ства  потрясающего  таланта.  Вот  вы  смотрите  и  вы  видите  Великий  дар  художника,  в  данной  работе  скульптора,  и  вам  нужно  что-то  объяснять.  Тут  благоговение  перед  Искусством  истинным,  безоговорочным. 
Ну  и  на  третьем  фото,  я  у  картины  Ренуара,  портрет  актрисы  Жанны  Самари.  Ренуар  нарисовал  четыре  портрета  этой  актрисы  и  два  из  них  в  России.  Один  в  Москве,  другой  в  Петербурге.  Это  вершина  экс­прессионизма  Ренуара.

Да,  не  все  любят  Ренуара,  но  согласитесь,  разве  можно  ставить  в  один  ряд  «Квадрат»  и  картину  Жанны  Самари.
Я  не  искусствовед  и  говорю  о  своих  ощущениях,  о  своём  пони­мании  прекрасного.
Но...  разве  я  не  прав?!


17 сентября 2017