Небесные жены луговых мари

Галина Коревых
   Небесные жёны луговых мари
   Режиссер Алексей Федорченко
   Автор Денис Осокин


   Сначала я должна, обязана, благодарно склониться перед ТВ каналом  Культура.  Не будь его - я могла никогда не узнать этого: самого неожиданного для меня фильма, который произвёл эстетический шок. Только так, с запозданием на любое количество лет, я, благодаря этому каналу, узнаю иногда то, что иначе прошло бы мимо навсегда.

   Включила случайно, немного пропустив начало, первый же кадр заставил смотреть. Это - как заставляет вас  что-то необъяснимое прочитать  до конца  случайный текст на Прозе.ру.  Смотрю и не могу определить язык.  Не могу понять, в какой части Европы это находится.  Увлекает происходящее: божественно, культурно снятая этнография, ню,  четкий ритм - это точно европейское кино.  Балканы? Не тот стиль. Венгрия?

    Улавливаю несколько известных всем венгерских корней, вроде "немпту".  Но проскакивает и похожее на
мусульманское приветствие... Так я промучаюсь до конца фильма, пока не доберусь до Гугла.

    Тем временем происходящее на экране - этно-эротика, близкая к языческой.  Ошеломляет то, что это выглядит  документальной реконструкцией с непрофессиональными актерами.  Я очень искушённый зритель.  Так обескуражить меня сложно, но вот случилось: я не определяю жанра, не  угадываю страну и не могу оторваться от экрана, прикованная  эстетикой  зрелища.

    Женщины,  простые  и более близкие природе, нежели цивилизации, -  каждая со своей историей  пути к мужчине.  "Песнь песней" в их непонятной и явно древней культуре.

    Потрясённая, я узнаю, что это был язык луговых мари, на котором говорит лишь триста с лишним тысяч человек, что фильм российский, сделан пять лет назад и... он не документален!  Это были актёры!

    Какое море таланта,  понимания формы и сути показали авторы. 

    И самое главное: открытие таинственного  народа Поволжья, живущего здесь, близко, к существованию которого я была равнодушна.  Теперь я буду осознавать, вспоминая фильм, что означает Республика Марий Эл - это страна луговых мари.  Мне хочется увидеть этот невероятный пряничный городок - столицу Йошкар Олу, похожую на анклав иного мира, мелькнувший в эпизоде фильма.

    Завершу ещё одним комплиментом каналу Культура, а заодно - французам, которые  знают и ценят этнографию, как никто иной. На канале программу об обычаях и образе жизни десятков  народов, населяющих Россию, ведёт француз.  Делает это блестяще, потому что видно, как он сам горит восторгом  от найденных сокровищ.