Тест

Конструктор
ТЕСТ
пьеса в двух актах


Действующие лица:
Света – студентка.
Сергей – студент, её друг.
Ангел – сотрудник Департамента Добра, от сорока до пятидесяти лет.
Чёрт – сотрудник Департамента Зла, от сорока до пятидесяти лет.
Валерий Михайлович Спиридонов – преподаватель университета.
Ирина Новикова – студентка, староста группы.
Возможна массовка из студентов в сценах около университета.

Наши дни.


ПЕРВЫЙ АКТ

СЦЕНА 1

Комната Светы. Стол с ноутбуком и два стула.

ЯВЛЕНИЕ 1

Входят Света и Сергей.

СВЕТА. Заходи, Серёжка. Ноги вытирай. Нам сегодня допоздна придётся заниматься – полтора дня до теста осталось. И руки мой. Сейчас обед согрею. Голодный, наверное? Мой папа, помню,  говорил: «Студент всегда голодный».
СЕРГЕЙ. Не, Свет, я на перерыве в пиццерии возле универа перекусил.
СВЕТА. Охота тебе всякой дрянью живот набивать! Лучше бы борща моего и котлет поел.
СЕРГЕЙ. Ну, не сердись, Светка. Очень жрать захотелось. Не вытерпел. А твои где?
СВЕТА. Мама с дядей Толей в Питер уехали. А Петька у бабушки в деревне.
СЕРГЕЙ. Ух ты! Везёт тебе. А я тоже один. Мои предки на даче. Свобода! (Направляется к ноутбуку.)
СВЕТА. Куда! Никаких игр на компьютере!
СЕРГЕЙ. Почему?
СВЕТА. Да потому, что ты уже зависимым от них становишься. Ничего, до конца сессии потерпишь без игр.
СЕРГЕЙ. Светка, да ты что! Нельзя же всё время заниматься! Должно быть что-то для души.
СВЕТА. Серёж, тебе самому не надоело на эту ерунду время тратить? Уже год тебя знаю, а до сих пор не могу понять, как тебе может такой дебилизм нравиться.
СЕРГЕЙ. В этом дебилизме, между прочим, всё чётко и понятно. Поставил задачу – выполнил. Увидел цель – добился. Возникло препятствие – преодолел.
СВЕТА. А в жизни разве не так?
СЕРГЕЙ. В жизни, Свет, всё сложно, запутанно и неправильно. И мало что с первого раза получается.
СВЕТА. А в игре получается?
СЕРГЕЙ. А в игре: если получилось – результат сохранил, не получилось – заново прошёл. Всегда есть несколько попыток. А если сложно, можно себе уровень попроще выставить, чтобы потренироваться. Всё логично и справедливо. Сколько бонусов нашёл, столько и получил.
СВЕТА. А по-моему, скукотища.
СЕРГЕЙ. Не скажи. Ведь зато потом натренируешься… врубишься, как надо… пройдёшь все миссии до конца… И чувствуешь себя суперменом!
СВЕТА. Вот-вот. А в реальности пахать тебе терпения не хватает, супермен ты мой. Лучше бы спортом занимался.
СЕРГЕЙ. Я в школе ходил в секцию… Меня мама каждый год в разные кружки пыталась запихнуть. А  мне нигде не нравилось. Не моё.
СВЕТА. Скажи правду, что трудно было.
СЕРГЕЙ. Ну, трудно… Не получалось у меня. А посмешищем быть не хотелось. Да и батя доставал: «Ты должен быть лучшим! Где твоя сила воли?»… Можно подумать, что ты спортом занималась!
СВЕТА. Мне на это, Серёж, времени не хватало. Когда папа погиб, мама заболела серьёзно, и все заботы  мне достались. Так что я с детства без всяких кружков и шила, и готовила, и ремонт делала… А в свободное время училась, чтобы поступить. Книги читать только по ночам время было… Ладно, раз обедать не хочешь, давай продолжать к тесту готовиться.
СЕРГЕЙ (замявшись). Свет… Это…
СВЕТА. Что случилось?
СЕРГЕЙ. Готовиться не надо. (Вынимает из кармана и показывает флэшку.)
СВЕТА. Что это?
СЕРГЕЙ. Флэшка с ответами на тест.
СВЕТА. Ты украл у Валерия Михайловича флэшку?!
СЕРГЕЙ. Да не украл! Он её в кабинете на перерыве оставил, а дверь забыл запереть. Никого вокруг нет. А она лежит… Как бонус в игре. Вот я и… забрал. Сейчас на ноутбук быстренько скопируем, и я успею обратно положить, пока кабинет на ключ не закрыли.
СВЕТА. Слушай… Это же всё равно воровство. Нехорошо как-то. Нечестно.
СЕРГЕЙ. Что значит нечестно! А то, что преподы бабки за экзамены берут, честно? А то, что половина группы – блатных, честно? Так что, это будет наоборот, актом восстановления справедливости.
СВЕТА. Тоже мне, борец за справедливость. Ты же прекрасно знаешь, что как раз Спиридонов блатных не переносит! И взяток не берёт! Да о таком преподе, как он, мечтать можно!
СЕРГЕЙ. Да уж лучше бы брал. Тогда хоть шанс сдать был бы. Сколько заплатишь, столько получишь. Логично. А так – ни себе, ни людям.
СВЕТА. Сергей! Ты хоть сам себя слышишь? Ты уж определись, восстанавливать справедливость собираешься или оценку покупать. Спиридон и так тебя весь семестр за уши тянул.
СЕРГЕЙ. Подумаешь, правильная какая нашлась. Тебе хорошо рассуждать. Ты отличница. Ты и так всё сдашь. А меня отчислят и в армию загребут. Ты этого хочешь?
СВЕТА. Серёж, я всё понимаю. Я тоже не святая. И я, конечно, не хочу, чтобы тебя в армию забрали. Но мне… противно как-то так обманывать.  А уж такого классного дядьку, как Спиридон, вообще стыдно.
СЕРГЕЙ. Света, ну подумай сама, мозгами: что плохого произойдёт, если я спишу и сдам? Хоть одному человеку в мире хуже станет? Хоть одно существо во Вселенной пострадает? Нет, ты ответь!
СВЕТА. Знаешь, у мамы несколько лет назад, ещё до дяди Толи, ухажёр один появился. Такой…мачо… на джипе. Маму цветами заваливал… Нам с братишкой подарки дарил… А потом я случайно его на улице встретила с фифой какой-то. И он её теми же словами, что и маму называл. Мерзко так стало. С тех пор брехни не переношу… Никакой… Вообще… Давай ты сам пройти попробуешь? Игры ведь свои проходишь. Мы же с тобой столько занимались. Ты ведь не дурак, Серёжка. Вот по основным предметам четвёрки, и даже пятёрки есть.
СЕРГЕЙ. Я тоже всё понимаю, Свет. Думаешь, мне не противно? Ну, не даётся мне этот предмет! Несуразный он какой-то, скучный. Да и не пригодится в нашей специальности никогда! Ну, сама посуди, на фиг мне своё личное время на него тратить!
СВЕТА. Своё личное время тратить?! А на фиг тогда я столько своего времени на это убила?! С тобой, обалдуем, весь год нянчилась, объясняла, старалась, чтобы ты понял. Как проклятая мучилась! А ты только и знал, что в игры на компе играть.
СЕРГЕЙ. Ах, так ты со мной всё это время мучилась, значит?! А я-то думал, что тебе нравится со мной дружить. И что, мне теперь в ножки тебе поклониться? (Кривляясь, кланяется Свете. Хочет вставить флешку в ноутбук.)
СВЕТА (отнимая ноутбук). Ах ты, свинья неблагодарная! Вот и обходись теперь сам, без меня!
СЕРГЕЙ. Ну и обойдусь!
СВЕТА. Вот и обойдись! Маменькин сынок…
СЕРГЕЙ. И обойдусь! А ты можешь пойти в универ и донести на меня, раз такая честная! Тебе сразу все экзамены автоматом поставят. У нас последнее время стукачей любят.
СВЕТА. Что?! Да пошёл ты!!!
СЕРГЕЙ. Сама пошла! (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ 2

Света.

СВЕТА. Вот я дура… Надо было пообещать поцеловать его, он бы и согласился. Занимался бы как шёлковый. А с другой стороны, сколько можно его тянуть! В общем, проехали… Завтра помиримся, и подумаю, что делать. А сейчас надо готовиться, а то поздно уже. Всю ночь ведь просижу…
(Садится за ноутбук и работает на клавиатуре.)

СЦЕНА 2

Портал.

ЯВЛЕНИЕ 1

ГОЛОС ПО ДИНАМИКУ. Сотрудников Небесной канцелярии, отбывающих в командировку на Землю, просят пройти в пространственно-временной портал номер тринадцать.

ЯВЛЕНИЕ 2

Встречаются Ангел и Чёрт.

ЧЁРТ. Приветствую, коллега! Далеко собрались?
АНГЕЛ. Здравствуйте, здравствуйте! Как и Вы, коллега, на Землю, для рекламной акции.
ЧЁРТ (насмешливо). Ну, надо же! Департамент Добра тоже решил заняться промоушеном? Да, конкуренция всегда была мощным стимулом повышения качества борьбы за души.
АНГЕЛ. Ну, не всё ж Департаменту Зла быть впереди. Надо поддерживать Великое равновесие.
ЧЁРТ. Небось, условия акции у нас слизали, один к одному?
АНГЕЛ. А почему Вы так уверены? Может быть, наоборот, черти у ангелов идею слямзили.
ЧЁРТ. Не думаю. У нас фантазии всегда побольше было. Впрочем, какая разница! Одно дело делаем.
АНГЕЛ. Ну, не совсем одно, конечно… Скажем так: сотрудничество в пределах определённых границ даёт положительные результаты.
ЧЁРТ (насмешливо). Вы всегда отличались осторожностью в формулировках, коллега. Вам на дипломата поступать надо было.
АНГЕЛ. Я и собирался после школы. Но дипломатия вещь опасная. А здесь спокойнее.
ЧЁРТ. Судя по порталу нам с Вами куда-то рядом.
АНГЕЛ. В один город, кажется.
ЧЁРТ. Ну-ка, покажите командировочное удостоверение. (Смотрит в бланк Ангела.) Да у нас не только города совпали, но и оба адреса одинаковые! Так что конкурировать нам придётся в самом прямом смысле.
АНГЕЛ (заглядывает в бланк Чёрта). Действительно, удивительное совпадение!
ЧЁРТ. Ничего удивительного. Программисты по совместительству в обоих департаментах работают, так что алгоритмы выбора объектов одинаковые. (Задумывается.) Послушайте, коллега, а у меня к Вам предложение.
АНГЕЛ. Знаете, после Ваших предложений я почему-то всегда вляпываюсь в какую-нибудь историю.
ЧЁРТ. Нет, ну зачем каждому из нас переться по двум адресам на противоположные концы города, а потом впаривать наши предложения двум разным лохам, да ещё одновременно, при этом явно мешая друг другу! Давайте махнёмся. Я отдаю Вам одно из своих поручений, а Вы мне одно своё. В результате каждый обслужит одного человека по одному месту жительства.
АНГЕЛ. Вы предлагаете себе и мне выполнять одновременно миссии Добра и Зла?! Считаю это абсолютно неэтичным!
ЧЁРТ. Вы же сами говорили, что сотрудничество в пределах определённых границ даёт положительные результаты.
АНГЕЛ. В данном случае это переходит границы и является грубым нарушением правил! Если наши об этом узнают, меня сразу в должности понизят.
ЧЁРТ. Вот так бы и говорили, что трусите. А то – неэтично…
АНГЕЛ. Можно подумать, Вы не боитесь. Вы что, не в курсе слухов о реорганизации, в результате которой наши департаменты собираются закрыть, а нас за ненадобностью сократить?
ЧЁРТ. Да об этом все говорят! Кто-то наверху додумался, что люди должны самостоятельно делать выбор между добром и злом. Но неужели вы поверите, что народу решатся предоставить свободу! Я уверен, что наши департаменты не закроют, а объединят в один. Контроль при этом станет в два раза жёстче, это очевидно. И для этого понадобятся опытные сотрудники.
АНГЕЛ. Однако их количество станет раза в два меньше. Это тоже очевидно. Поговаривают, что все сотрудники будут проходить тест. Тех, кто не пройдёт, сократят.
ЧЁРТ. И что это за тест?
АНГЕЛ. Никто не знает.
ЧЁРТ. А Вам не приходило в голову, коллега, что мы уже проходим тест? И эта рекламная акция является его частью?
АНГЕЛ. В наше время всё возможно. Тем более приходится быть очень осторожным, чтобы не попасть под сокращение.
ЧЁРТ. А может быть, наоборот, надо проявить смелость и инициативу?
АНГЕЛ. Никогда смелость не пользовалась спросом, а инициатива всегда была наказуема.
ЧЁРТ (после паузы). Так никто же не узнает. А после работы документами обратно обменяемся. А?
АНГЕЛ (после раздумья). У меня как раз вечером встреча со старым другом, которого сто лет не видел… Ну, давайте! Неохота допоздна с людьми нянчиться.
ЧЁРТ (передавая Ангелу документы, насмешливо). Что ж Вы о людях так пренебрежительно? Вам же по должности их любить полагается.
АНГЕЛ (передавая Чёрту документы). Я люблю их в границах своих служебных обязанностей, определяемых инструкцией.
ЧЁРТ. А как же творческая составляющая? Фантазия? Импровизация?
АНГЕЛ. Они тоже должны быть в пределах регламента.
ЧЁРТ. Ну-ну, удачи, коллега!
АНГЕЛ. И Вы постарайтесь уж, чтобы без сюрпризов!

Расходятся.

СЦЕНА 3

Комната Светы.

ЯВЛЕНИЕ 1

За столом спящая перед ноутбуком Света. Звонок в дверь. Света просыпается, подходит к двери.

СВЕТА. Серёжка, ты? (Открывает дверь.) Ой! Вы кто?

ЯВЛЕНИЕ 2

Входит Чёрт.

ЧЁРТ. Здравствуйте, Светлана Николаевна. Служба доставки.
СВЕТА. Здравствуйте. Но я ничего не заказывала.
ЧЁРТ. Вы выбраны случайным образом для участия в нашей рекламной акции.
СВЕТА. Всё понятно. Знаете, я очень занята…
ЧЁРТ (перебивая). Знаю. Вы готовитесь к завтрашнему прохождению теста. И наша акция, возможно, принесёт Вам пользу.
СВЕТА. А что за акция? Вы откуда?
ЧЁРТ. Я представляю Департамент Зла.
СВЕТА. Чего?!.. Понятно, это друзья из универа меня разыгрывают.
ЧЁРТ. Ваши друзья из университета готовятся к тесту… в своём любимом пивбаре. А Ваш Сергей сидит дома, надувшись на весь мир, и уже жалеет о том, что нахамил Вам вчера.
СВЕТА. Откуда Вы знаете о нашей ссоре? Вы что, были за дверью и слышали? А, знаю, это Серёжка Вас прислал, да?
ЧЁРТ. Кстати, Ваша вчерашняя идея поцеловать его, чтобы он занимался как шёлковый, была вполне здравой.
СВЕТА. Уж мои мысли Вы точно услышать не могли. Вы что, экстрасенс?..  Чёрт! Да кто Вы такой?!
ЧЁРТ. Вы назвали меня правильно, хотя и на просторечном сленге.
СВЕТА. Как я Вас назвала?
ЧЁРТ. Я сотрудник Департамента Зла, а значит, в просторечии – чёрт.
СВЕТА. Бред какой-то…(С иронией.)  И чем же я привлекла внимание столь могущественных сил? Что они мне предлагают? Счастье? Вечную молодость? Какое-нибудь грешное удовольствие?
ЧЁРТ. Намного скромнее. Информацию об одном факте из Вашего ближайшего будущего… И, как бонус, возможность выполнения одного желания.
СВЕТА. Немного.
ЧЁРТ. Поверьте, вполне достаточно. (Достаёт два конверта: чёрный и белый.)
СВЕТА. А почему конверта два? (Читает на белом конверте.) «Департамент Добра». Так Вы Чёрт или Ангел?
ЧЁРТ (замявшись). Вообще-то моя основная работа в силах Зла. Но у Добра персонала и средств не хватает. Приходится всё выполнять одному и тому же сотруднику.
СВЕТА. Получается, Добро слабее? А я-то думала, что всё в равновесии.
ЧЁРТ. Всё и есть в равновесии. Просто Добро – на бюджете. А Зло – на самоокупаемости.
СВЕТА. Что ж, логично. Как и у нас. А какая акция у Добра?
ЧЁРТ. Точно такая же. Только Департамент Добра сообщает информацию о благоприятном для Вас событии и желание исполняет только доброе.
СВЕТА. А Департамент Зла?
ЧЁРТ. Всё наоборот. Событие будет несчастливым, возможно даже, трагичным. А желание – злым, или, как Вы изволили выразиться, грешным.
СВЕТА. Как-то далеко всё зашло для шутки… У вас там, наверное, строгая классификация: что относится к добру, а что – к злу?
ЧЁРТ. Знаете, чёткой границы нет. То, что сегодня принесёт добро, завтра может отразиться злом. И наоборот. Так что, все качества оцениваются применительно к конкретным обстоятельствам. Вот Вы, например, целый год помогаете Сергею в учёбе и думаете, что совершаете доброе дело. А он в результате окончательно разучивается принимать самостоятельные решения и привыкает к постоянной опеке. Так какой конверт Вы желаете вскрыть первым?
СВЕТА. Давайте начнём с несчастливого. (Берёт в руки чёрный конверт.) Он какой-то странный. Вибрирует в руках. Как живой.
ЧЁРТ. А он в каком-то смысле и есть живой. Он постоянно принимает информацию от судьбы в режиме «он-лайн» вплоть до того момента, когда его вскроют.
СВЕТА (вскрывает конверт). Точно, стал неподвижным. (Читает.) «Ваш друг Сергей, чтобы отомстить за обиду, оклевещет Вас, обвинив в похищении флэшки с ответами на тест, в результате чего Вас с позором отчислят из университета». (Пауза.) Что??.. Нет. Он не может так. Я не верю.
ЧЁРТ. Сочувствую Вам, но людям свойственно предавать порой самых близких и любимых.
СВЕТА. Но Серёжка не такой! Он, правда, иногда любит повыпендриваться, смухлевать, но справедливый и добрый. Он никогда не поступит так низко и другим таких поступков не простит!
ЧЁРТ. Когда к обиде примешивается гнев, даже хорошие люди способны на поступки, о которых потом будут жалеть.
СВЕТА. Я всё равно не верю Вам. Чушь какая-то! У будущего существует много вариантов. И у человека всегда есть выбор.
ЧЁРТ. Девушка, силы Зла гарантируют стопроцентную вероятность ожидаемых событий. А выбор предсказуем.
СВЕТА. Да я сейчас пойду к нему, и мы помиримся! Вот и вся Ваша гарантия!
ЧЁРТ. Увы, действия, о которых Вы прочитали, произойдут в любом случае. Даже если Вы пойдёте к Сергею, Вы либо не сможете помириться, либо… просто не дойдёте до его квартиры. Я бы очень не хотел, чтобы наша рекламная акция закончилась, например, несчастным случаем. Так что не советую пытаться изменить судьбу, сделаете ещё хуже. Зато теперь Вы предупреждены. Так что лучше постарайтесь смягчить последствия и выработать план на дальнейшую жизнь. А для этого Вам даётся в качестве бонуса исполнение желания.
СВЕТА. Но Вы говорили, что желание злое. Что хорошего можно сделать этим желанием?
ЧЁРТ. Всегда можно улучшить свою судьбу за счёт других.
СВЕТА. Это подло.
ЧЁРТ. Да, но многочисленные подлецы, которые живут за Ваш счёт, так не считают. Неужели подло, например, обокрасть вора, шантажировать взяточника, припугнуть склочника, обмануть чиновника?
СВЕТА. Конечно, подло. Ведь тем самым мы опускаемся до их уровня.
ЧЁРТ (с досадой). Ну почему нечестные люди всегда умные, а честные – дураки! Вот Ваш Сергей не захотел быть дураком и не задумался, когда увидел в пустом кабинете оставленную преподавателем флэшку.
СВЕТА. И что в результате? Что хорошего?
ЧЁРТ. Для Вас – ничего. Так что, не распускайте сопли и не отказывайтесь от того, что выбирают тысячи наших клиентов.
СВЕТА. И что же они выбирают?
ЧЁРТ. Месть.
СВЕТА. Даже если Серёжка меня предаст, я не опущусь до мести. Да и не предаст он! Он мой друг. И, кажется, даже влюблён в меня. А ссоры это для влюблённых нормально.
ЧЁРТ (про себя). Ну, я вижу, вы оба друг в друга влюблены. А раз влюблены, значит, способны на ревность. А ревностью можно многое испортить. Так что, (Вслух.) посмотрите на это в качестве доказательства. (Придвигает к Свете ноутбук.)
СВЕТА. Что это?
ЧЁРТ. Я вывел ближайшие будущие события на видео. Правда, захватить  точно время, интересующее нас, у меня не получилось, но я поймал момент, который тоже покажется Вам интересным.
СВЕТА (смотрит на экран). Ой, Серёжка… А это Ирка Новикова, староста нашей группы… Блин, он её что, целует?.. Вот сволочь! Телефон у неё взял зачем-то… Непонятно, селфи, что ли, снимает?.. Гадость какая… Ругаются вроде… Ох! Как она ему по роже залепила!.. Блин! А теперь сама в него губами впилась, стерва! Правду, значит, мне говорили, что Ирка к Серёжке неравнодушна. А я ещё не верила, она ж неприметная такая, мышка серенькая… На неё никто из парней как на девчонку не смотрит, только как старосту уважают. Вот она и запала на самого скромного… (Внезапно бьёт кулаком по столу.)
ЧЁРТ (отодвигая ноутбук, про себя). Вот это другой разговор! (Вслух.) Ну что, убедились?
СВЕТА. Что Вы там говорили про месть?
ЧЁРТ. Всё, от поноса до чумы, к Вашим услугам.
СВЕТА. Какой чумы? Вы с ума сошли? Просто пусть он испытает то же, что и я. Это будет справедливо. Хочу, чтобы это воровство раскрылось, и его вышибли из универа.
ЧЁРТ. Минутку, сейчас заполним бланк и подпишем договор. (Садится за стол, достаёт бланк, делает над ними пассы руками и передаёт Свете.) Готово.
СВЕТА. Быстро это у Вас… (Садится за стол и читает договор.) Всё правильно. (Берёт со стола ручку, чтобы подписать.)
ЧЁРТ. Постойте. Подписать надо нашей ручкой. (Достаёт из кармана ручку.) Позвольте Вашу ручку… В смысле – руку.
СВЕТА. Зачем?
ЧЁРТ. Не бойтесь, больно не будет. (Колет безымянный палец Светы обратным концом ручки.)
СВЕТА. Ай!.. Что Вы делаете?
ЧЁРТ (переворачивая несколько раз ручку вверх-вниз). Теперь подписывайте.
СВЕТА. Боже! Подпись кровью… Какой архаизм!
ЧЁРТ. Наоборот, научный прогресс. Я взял образец Вашего ДНК.
СВЕТА (подписав договор, закрывает лицо рукам). Боже, что я наделала!..

СЦЕНА 4

Комната Сергея. Стол с ноутбуком, два стула.

ЯВЛЕНИЕ 1

Угрюмый Сергей. Звонок в дверь.

СЕРГЕЙ. Кто там?
АНГЕЛ (за сценой). Сергей Алексеевич? Откройте, нам необходимо с Вами поговорить.
СЕРГЕЙ. А Вы кто? И откуда меня знаете?
АНГЕЛ. Там, откуда я, всё знают про всех.
СЕРГЕЙ (про себя). Упс… Это из полиции что ли? (Вслух.) Так я Вам и поверил! А документы покажете?
АНГЕЛ. Чтобы Вы мне поверили, могу рассказать, что Вы сейчас расстроены из-за вчерашней ссоры, и уже клянёте себя, что взяли эту флэшку и так грубо вели себя со Светланой.
СЕРГЕЙ (про себя). Точно, из полиции… Как же они про флэшку узнали? (Открывает дверь.)

ЯВЛЕНИЕ 2

Входит Ангел.

АНГЕЛ (входя в комнату). Здравствуйте. Я из Департамента Добра.
СЕРГЕЙ (про себя). Надо же… С юмором следователь попался…
АНГЕЛ. Вы выбраны случайным образом для участия в нашей рекламной акции.
СЕРГЕЙ (про себя). Понятно… показательный процесс… по телевидению растрезвонят…
АНГЕЛ. Вам дана возможность узнать информацию об одном факте из Вашего ближайшего будущего… И, как бонус, возможность выполнения одного желания.
СЕРГЕЙ (не слушая Ангела). Мама не переживёт… А Светка… Надо, чтобы Светка замешана не была! Пусть говорит, что ничего не знала про флэшку.
АНГЕЛ. Но поскольку Добро и Зло не могут существовать друг без друга и должны находиться в равновесии, то аналогичная акция предоставлена Вам и от Департамента Зла. О каком событии Вы желаете узнать сначала, счастливом или наоборот? (Пауза.) Сергей, Вы меня слушаете?
СЕРГЕЙ. Чего?..
АНГЕЛ. Вы как-то выглядите нездорово. Вам нехорошо?
СЕРГЕЙ. Нет, я в порядке.
АНГЕЛ. Короче, есть две новости: хорошая и плохая. С какой начнём?
СЕРГЕЙ. Давайте уж с плохой.
АНГЕЛ. Вскрывайте конверт. (Даёт Сергею чёрный конверт.)
СЕРГЕЙ (пытаясь вскрыть дрожащими руками). Давайте, лучше Вы.
АНГЕЛ (вскрыв конверт, читает). «Ваша подруга Светлана, чтобы отомстить за обиду, донесёт на Вас, обвинив в похищении флэшки с ответами на тест, в результате чего Вас с позором отчислят из университета».
СЕРГЕЙ (после паузы). Ни фига себе… Нет. Светка не может так. Я не верю. Она не доносчица!
АНГЕЛ. Я очень Вам сочувствую, но, уж поверьте, эти сотрудники гарантируют стопроцентную вероятность.
СЕРГЕЙ (про себя). Да уж, вы умеете признания выбивать… Бедная Светка!
АНГЕЛ. Мне очень неприятно исполнять миссию Зла, но… в качестве бонуса Вам дана возможность исполнения одного желания.
СЕРГЕЙ. Не понял, это Вы мне чистосердечное признание предлагаете?
АНГЕЛ. Какое признание? (Замявшись.) Видите ли, к злому событию полагается злое желание. Ну… Вы можете облегчить своё положение за счёт других.
СЕРГЕЙ. На Светку что ли настучать? Никогда! Да и не верю я Вам! Светка даже под пытками такие показания не дала бы. Я же не дурак, вижу, что нравлюсь ей. Она меня вчера после занятий поцеловала… А потом вела себя так, как будто ничего и не было…
АНГЕЛ. Понимаю. Вы не очень склонны верить в наши возможности, поэтому посмотрите на это в качестве доказательства. (Придвигает к Сергею ноутбук.)
СЕРГЕЙ. Что это?
АНГЕЛ. Я вывел ближайшие события на видео. Правда, захватить  точно время, интересующее нас, у меня не получилось, но я попал на момент, который наверняка покажется Вам интересным.
СЕРГЕЙ (смотрит на экран). Ой, Светка… В кабинете… А это Спиридонов… Блин, она ему что, флэшку отдаёт?.. Вот, сволочь! А он ей за это в журнале оценку ставит… Гадость какая… Спиридон телефон зачем-то взял … Понятно – в полицию звонить! (Бьёт с размаху кулаком по столу.)
АНГЕЛ (отодвигая ноутбук). Тише-тише-тише, молодой человек! Это, конечно, хорошо, что Вы так реагируете на Зло, но необходимо держать себя в известных эмоциональных границах.
СЕРГЕЙ. Эх, Светка-Светка…
АНГЕЛ. Так что Вы решили с желанием?
СЕРГЕЙ. Око за око, зуб за зуб! Пусть она испытает то же, что и я! Хочу, чтобы её тоже считали виновной и выперли из универа… Отличница, блин… стукачка… А ещё честности меня учит… Командует…
АНГЕЛ. Минутку, необходимо вот это заполнить и подписать. (Вынимает из папки бланк, делает над ним пассы руками и передаёт Сергею.)
СЕРГЕЙ (про себя). Заранее за меня показания заполнили, гады… Странный у них протокол какой-то… (Вслух.) А ручка у Вас есть?
АНГЕЛ. Конечно. Протяните руку, пожалуйста.
СЕРГЕЙ. Отпечатки пальцев возьмёте?
АНГЕЛ. Нет, образец ДНК. (Колет безымянный палец Сергея обратным концом ручки и переворачивает её несколько раз вверх-вниз.) Подписывайте.
СЕРГЕЙ (подписав договор, закрывает лицо рукам). Чёрт, что я натворил!..

СЦЕНА 5

Комната Светы.

ЯВЛЕНИЕ 1

Света и Чёрт.

ЧЁРТ. Не убивайтесь так, Светлана. В жизни приходится многим жертвовать, чтобы чего-то добиться.
СВЕТА. И чем же Вы пожертвовали?
ЧЁРТ. В юности я был влюблён в одну девушку. Она была ангелом и училась на факультете спасения. А я хватал свои трояки на факультете греха. Мы познакомились случайно на кафедре свободного выбора, где нам предстояло писать курсовой, на противоположные темы, разумеется. Мы встречались ровно год…
СВЕТА. А потом?
ЧЁРТ. У нас не одобряют смешанных браков. И мои, и её родители были против. Нас ждали проблемы и в учёбе, и с работой. Да и нашим будущим детям полукровкам пришлось бы нелегко в жизни. В общем, я принял решение расстаться. А она не захотела. Боролась с родителями, с общественным мнением. Пыталась спасти то, чему не суждено осуществиться. Даже вены себе вскрывала… Но её откачали.
СВЕТА. И чего же Вы этим добились?
ЧЁРТ. Я сделал удачную карьеру. Меня ценят и уважают коллеги и товарищи. Я реализовал свои желания. Я обеспечен и успешен.
СВЕТА. Вы женаты?
ЧЁРТ (после паузы). Разведён.
СВЕТА. Мне кажется, что отказаться от любви ради карьеры это не сила, а малодушие… и подлость. Хотя, не мне теперь говорить о подлости… Но я хоть этим не хвастаюсь.
ЧЁРТ. Светлана, Вы совсем забыли о счастливом событии. Надо вскрыть белый конверт.
СВЕТА (безразлично). Ну, давайте, вскроем. (Берёт у Чёрта белый конверт, вскрывает и читает про себя.) Боже…
ЧЁРТ. Что случилось? (Света смотрит на Чёрта и беззвучно шепчет губами. Чёрт, не расслышав.) Что?
СВЕТА (шёпотом). Он не предаст.
ЧЁРТ (вырывает у Светы листок и читает). «Ваш друг Сергей, следуя голосу совести и любви к Вам, отринет подлые мысли и спасёт Вас от позорного обвинения и отчисления из университета». (Долгая пауза.)
СВЕТА. Отменяй! (Пауза.) Возвращай всё назад!!
ЧЁРТ. Уже нельзя. Договор подписан.
СВЕТА. Отменяй, сволочь!!! (Кидается на Чёрта и вцепляется ему в горло, Чёрт хрипит и вырывается, наконец, изловчившись, отпихивает Свету.)
ЧЁРТ. Дура!!! Что ты делаешь?! У тебя ещё есть одно желание!
СВЕТА. А оно сможет всё исправить?
ЧЁРТ. Ещё пять минут назад сказал бы, что нет. Но сейчас с изумлением констатирую, что в результате формирования двух событий, силы Зла и силы Добра, вошли в конфликт. При этом два противоположных исхода определились с равной вероятностью. Этого произойти не могло, но, тем не менее, произошло. Причинно-следственные и пространственно-временные цепочки нарушились, а значит, и остальные закономерности могут оказаться некорректными.
СВЕТА. А по-русски?
ЧЁРТ. Не знаю.
СВЕТА. Пусть флэшка пропадёт… Ну, или тест отменят…
ЧЁРТ. На загаданное тобой это не повлияет. Сергея предрешено уличить и отчислить.
СВЕТА. А если всю вину на себя возьму? Пусть лучше меня выгонят!
ЧЁРТ. Толку-то… Вас обоих и выгонят.
СВЕТА. Ну, придумайте же что-нибудь!
ЧЁРТ. А если вероятность злого события перетянет? И никакого голоса совести и любви не будет? А будет сплошное предательство?
СВЕТА. Плевать! Даже если он меня предаст, я всё равно его спасу!
ЧЁРТ. Ну да, естественно… Любовь слепа.
СВЕТА. Слушайте, Вы, умник!..
ЧЁРТ (перебивая). Слушай, ты, детка! Этот мир живёт по своим законам. И тех, кто им не подчиняется, он сминает.
СВЕТА. Мне плевать на его законы!
ЧЁРТ (ехидно). Ты хочешь изменить мир?
СВЕТА. Я хочу изменить себя! А я – часть этого мира. Значит, чуть-чуть изменится и он.
ЧЁРТ (после паузы, про себя). Я не собираюсь участвовать в этой несуразице. (Вслух.) Короче, загадывай то, что считаешь нужным, я оформлю.
СВЕТА. Я всё поняла… Ты совершил подлость в юности, предав своего любимого человека, а теперь пытаешься подняться в своих глазах, доказывая, что остальные ещё подлее тебя?! Вся твоя успешная карьера это попытка преодолеть свой комплекс неполноценности за счёт других!! Ты специально соблазняешь людей на зло, чтобы ощутить своё превосходство над ними и почувствовать себя выше их!! Ты для этого и поступил на факультет греха! Но всё равно ты жалкий и слабый трус!!!
ЧЁРТ. Замолчи!!! (Долгая пауза. Говорит по мобильному телефону.) Коллега! Требуется Ваша помощь.

СЦЕНА 6

Комната Сергея.

ЯВЛЕНИЕ 1

Сергей и Ангел.

АНГЕЛ. Не переживайте так, молодой человек. В жизни всё происходит по своим законам. Добро и Зло существуют в строгом равновесии, нарушение которого чревато весьма неприятными последствиями.
СЕРГЕЙ. А сколько мне дадут?
АНГЕЛ. Чего дадут?
СЕРГЕЙ. Лет.
АНГЕЛ. Каких лет? Жизни?
СЕРГЕЙ. Зоны! От жизни наоборот, отнимут.
АНГЕЛ. Какой зоны???
СЕРГЕЙ. Ну, раз дело заведено. Или за такое условный срок полагается?
АНГЕЛ. Вы что, подумали, что я из полиции?
СЕРГЕЙ. А откуда же Вы???
АНГЕЛ (смеётся). Понятно… То-то я смотрю, Вы как-то странно со мной разговаривали… Ангел я! Ангел! Сотрудник Департамента Добра. (Показывает белый конверт с надписью.) И в этом конверте Ваше счастливое событие, о котором Вы из-за Вашего страха совсем забыли.
СЕРГЕЙ. Так это ещё хуже. От полиции хоть отмазаться можно. А от судьбы… Или можно?
АНГЕЛ. Не говорите глупостей! Судьба строится по более жёстким законам, чем ваше так называемое правосудие. Тут – шаг влево, шаг вправо, и…
СЕРГЕЙ. И что, Вы ни разу в жизни ни влево, ни вправо? Всё по законам?
АНГЕЛ. Старался. Бывало, конечно, давал волю чувствам, отклонялся от правил, но всегда потом жалел потому, что боком выходило. Вот один раз, в юности ещё, вместе с другом-напарником пожалели одного, в общем-то, хорошего человека, который по слабости совершил злой поступок. Отмазали, как Вы выражаетесь. В результате – служебное расследование со всеми вытекающими последствиями. Я раскаялся, заявление написал. А мой друг не захотел. Всё спорил, боролся… А с системой не поборешься! Выгнали его, а потом и упекли куда-то к чёрту на кулички.
СЕРГЕЙ. А я думаю, что по законам и инструкциям – не всегда значит справедливо. Надо по совести поступать, как Ваш друг. Понятно, не мне теперь говорить о совести… Но я хоть этим не понтуюсь.
АНГЕЛ. Вы конверт-то открывать будете?
СЕРГЕЙ. Давайте. (Берёт белый конверт, вскрывает и читает.) «Ваша подруга Светлана, следуя голосу совести и любви к Вам, отринет подлые мысли и спасёт Вас от позорного обвинения и отчисления из университета». (Долгая пауза.) Светка… Какой же я мерзавец… Отмените договор!
АНГЕЛ. Что значит, отмените? Поздно. Желание исполнится в любом случае.
СЕРГЕЙ. Вы что, не видите, что событие поменялось на противоположное!! АНГЕЛ. Сам удивляюсь. По всем законам этого быть не должно. Причинно-следственные связи нарушаться не могут!
СЕРГЕЙ. И что теперь делать?
АНГЕЛ. В инструкциях такие ситуации не описаны.
СЕРГЕЙ. А если я теперь загадаю что-нибудь такое, чтобы со Светкой ничего, что я перед этим загадал, не случилось?
АНГЕЛ. Не получится. Боюсь, что только хуже можете напортить. Оба загремите.
СЕРГЕЙ. Ну, придумайте, что-нибудь! Вы же ангел, Вы должны добро творить!
АНГЕЛ. Не творить, а контролировать согласно нормативным документам и регламентам. А здесь – случай нестандартный, выходящий за рамки.
СЕРГЕЙ. Понятно… Перетрусил тогда в юности, что упекут… Друга предал… А теперь дело своё предаёшь?! Да ты со своими инструкциями и регламентами больше вреда делаешь, чем весь Департамент Зла!!
АНГЕЛ. Молодой человек!!! Вы переходите все границы…
СЕРГЕЙ (перебивая). Да пошёл ты со своими границами!!! Я же, сволочь, Светку предал!!! Я её спасти должен!!!
АНГЕЛ (после паузы). Успокойся. Сейчас придумаем что-нибудь. (Говорит по мобильному телефону.) Коллега! Требуется Ваша помощь.

ЗАНАВЕС

ГОЛОС ИЗ ДИНАМИКА. Клиентам Департамента Зла и Департамента Добра, сидящим в зале, объявляется перерыв десять минут.


ПЕРЕРЫВ


ВТОРОЙ АКТ

СЦЕНА 1

Портал.

ЯВЛЕНИЕ 1

 Ангел и Чёрт.

ЧЁРТ. Коллега, как я понял, у нас с Вами практически одновременно возникли похожие проблемы?
АНГЕЛ. Ещё какие!
ЧЁРТ. А ну-ка, покажите. (Смотрит в комнату Сергея.) Невероятно!
АНГЕЛ (заглядывает в комнату Светы). Не может быть!
ЧЁРТ. Выходит, что клиенты совпали не только у нас, но и между собой!
АНГЕЛ. Ваша косноязычная фраза, как ни странно, довольно точно отражает ситуацию.
ЧЁРТ (смотрит в документы Ангела). Но тогда получается, что события, предсказанные нашим клиентам, сформировались не естественным течением судьбы, а в результате осуществления их бонусных желаний!
АНГЕЛ. Которые, в свою очередь, возникли как следствие получения информации о предсказанных событиях.
ЧЁРТ. То есть, если бы не наши рекламные акции, ничего бы не было?
АНГЕЛ. Ну, вообще-то флэшку парень додумался спереть сам, без наших подсказок.
ЧЁРТ. Кстати, мне кажется, что уже пора пригласить наших подопечных.
АНГЕЛ. Привлекать в нашу «кухню» людей? Это вопиющее нарушение всех правил!
ЧЁРТ. В этой парадоксальной ситуации уже всё является нарушением. (Зовёт из комнаты Свету.) Светлана, заходи сюда, не дрейфь!
АНГЕЛ (зовёт Сергея). Сергей, зайди сюда, пожалуйста, не бойся!

ЯВЛЕНИЕ 2

Света и Сергей осторожно заходят в портал.

СВЕТА. Что это?
СЕРГЕЙ. Ух ты…

Видят друг друга.

СВЕТА. Серёжка!
СЕРГЕЙ. Светка!

Кидаются друг к другу, обнимаются.

СВЕТА. Серёж, прости меня.
СЕРГЕЙ. Ты меня прости, Свет. Я сам во всём виноват.
СВЕТА. Мы оба виноваты. Теперь мы будем верить друг в друга, что бы ни произошло!
АНГЕЛ. Знаете, коллега, проблема этих двух молодых людей в том, что они слишком разные.
ЧЁРТ. Так ведь это замечательно!
АНГЕЛ. Чем же?
ЧЁРТ. В результате общения и совместного преодоления трудностей Сергей поучится у Светланы самостоятельности, трудолюбию и душевной силе. А Светлана займёт у Сергея немного логичности, фантазии и… мягкости.
АНГЕЛ (покашливает). Молодые люди, давайте, оставим чувства на потом. Коллега, введите их в курс, боюсь, что мои правильные формулировки в данном случае только запутают.
ЧЁРТ. Короче. Светлана, ты пожелала Сергею разоблачения за то, что он тебя оклевещет. Но он пожелал тебя оклеветать за то, что ты его разоблачишь. Причинно-следственная цепочка замкнулась в круг, из которого мы теперь должны как-то выйти.
СЕРГЕЙ. Я всегда говорил, что нельзя верить рекламным акциям!
АНГЕЛ. Кстати, я – тоже!
СВЕТА. Но раз события определили сами себя, может быть, все последствия отменятся? Вернём эту флэшку на место, и всё.
ЧЁРТ. Сомневаюсь, что исполнится. Я же объяснял тебе, что при таком запутанном стечении обстоятельств, варианты могут быть непредсказуемы. И даже опасны для ваших жизней.
СВЕТА. Да нет, Вы не поняли, вернём не путём ваших дурацких исполнений желаний, а просто – возьмём и отнесём её прямо сейчас.
СЕРГЕЙ. Не получится обратно вернуть. Я вчера ходил – кабинет уже был заперт.
СВЕТА. Когда же ты успел? Домой через весь город, а потом обратно в универ…
СЕРГЕЙ. А я не ездил домой. Я сразу в универ.
СВЕТА. Так ты что, решил флэшку сразу вернуть, не переписывая?.. Серёж… Ты… А я свинья!
СЕРГЕЙ. Глупости. Если бы не ты, я бы переписал со спокойной совестью. А после нашей ссоры не смог… стыдно стало.
АНГЕЛ. А ведь Вы, пожалуй, правы, коллега, действительно, конфликт событий возник на пустом месте.
ЧЁРТ. Именно поэтому мы просто обязаны помочь этим детям.
СЕРГЕЙ. Мы не дети!!
ЧЁРТ. Ну-ну-ну, молодой человек. Мы просто некорректно выразились. Ты за последние сутки, действительно, принял четыре серьёзных самостоятельных решения.
АНГЕЛ. Причём два из них – положительных.
СВЕТА. А вот я – не спорю. Я во многом ещё настолько ребёнок, аж самой противно.
ЧЁРТ. Побольше бы таких ребёнков … Тьфу! Как правильно?
АНГЕЛ. Ребят.
СЕРГЕЙ. «Ребят» это про парней.
АНГЕЛ. Существительное «ребёнок» согласно правилам русского языка…
СВЕТА (перебивая). Ну что вы как маленькие!.. (Пауза.) Получается, что исправить ситуацию из будущего нельзя… из настоящего – тоже нельзя… Так может быть, можно – из прошлого?
СЕРГЕЙ. Точно! Как в том фильме! Помните? Вы ведь можете временем управлять?
АНГЕЛ. Бред!
ЧЁРТ (Свете). И что ты предлагаешь?
СВЕТА. Вы отправляете нас во вчерашний день, мы возвращаем флэшку…
СЕРГЕЙ (перебивает). Зачем? Лучше я вообще не возьму эту проклятую флэшку!
ЧЁРТ. Стоп-стоп-стоп, молодые люди! Вы, похоже, насмотрелись фантастики, когда супер-герой после исправления прошлого возвращается в своё время, а там его жена жива-здорова, и у них, оказывается, уже трое детей. Наверное, самих коробило от такой наигранной концовки? Дело в том, что при изменении прошлого возникает раздвоение реальности, и изменения в будущем происходят у героя, начавшего жить после этого раздвоения в параллельном варианте Вселенной, а не у того, кто первоначально отправился в прошлое. Например, если вы во вчерашнем дне вернёте флэшку, то в сегодняшнем – что произойдёт с этой флэшкой? (Берёт флэшку в руки.) Исчезнет? Растворится в воздухе? Нет. В этой жизни всё останется по-старому. А вот где-то в параллельном мире будут жить Света и Сергей, у которых проблема решена, и всё хорошо.
АНГЕЛ. Совершенно верно. Нам так же преподавали. Причинно-следственные связи нарушать нельзя!
СВЕТА. Подождите-подождите… Не бывает так, чтобы не было никакого выхода. Вот Вы сказали, что в настоящем ничего исчезать, да и вообще меняться, не может. То есть, настоящее, ни из будущего, ни из прошлого измениться не должно. Значит, мы должны из прошлого изменить будущее так, чтобы не изменилось настоящее. Вот.
СЕРГЕЙ. Чего-чего?
АНГЕЛ. Простите, не понял.
ЧЁРТ. Я тоже не понял, но звучит красиво. А ну-ка, повтори ещё!
СВЕТА. Мы можем из прошлого изменить будущее так, чтобы это не отразилось на настоящем.
ЧЁРТ. Каким же образом?
СВЕТА. Не знаю.
АНГЕЛ. Ну вот…
СЕРГЕЙ. Эх…
ЧЁРТ. А мне идея нравится. И я, кажется, знаю, как её осуществить.
СЕРГЕЙ. Как?
АНГЕЛ. Ну-ка, ну-ка…
ЧЁРТ. Сергей, ты открывал флэшку?
СЕРГЕЙ. Нет, я же её в ноутбук не вставлял.
ЧЁРТ. Отлично! Пропажу флэшки из кабинета заметили?
СЕРГЕЙ. Нет, иначе уже скандал поднялся бы. Спиридонов старосте бы нашей позвонил.
СВЕТА. А вчера Новикова мне звонила, чтобы ведомость уточнить, и ничего не сказала.
ЧЁРТ. Прекрасно! Мы отправляем Светлану во вчерашний день. Она незаметно забирает у Сергея флэшку и возвращает её в кабинет.
СВЕТА. Но Вы же только что сказали, что это бесполезно.
ЧЁРТ. Однако вместо флэшки с ответами на тест Светлана подкидывает Сергею точно такую же пустую флэшку. В результате в настоящем ничего не меняется. Флэшка Сергея остаётся на месте. Правда, пустая. Но поскольку её до сих пор никто не смотрел, то для настоящего абсолютно безразлично, пустая она или нет. Флэшка преподавателя с ответами появляется в кабинете. Но поскольку кабинет заперт, а её отсутствия никто не заметил, то для настоящего безразлично, есть она там или нет. А вот для будущего это как раз благоприятный, нужный нам вариант!
СЕРГЕЙ. Супер!
СВЕТА. Здорово!
АНГЕЛ. Идея, конечно, оригинальная, коллега, и, как ни странно, весьма логичная. Я даже что-то из теории припоминаю, принцип Шрёдингера что ли… Но воплотить её в реальность будет сложно. И весьма рискованно.
ЧЁРТ. А у нас есть выбор?
СВЕТА. Нет у нас выбора! Отправляйте меня скорее.
СЕРГЕЙ. А может быть, лучше – меня?
СВЕТА. И как ты сам себе подменишь флэшку? Зеркалом прикинешься?
СЕРГЕЙ. Это верно… Кстати, надо флэшку одинаковую купить.
АНГЕЛ. С этим как раз проблем не будет. У меня есть точно такая же. (Достаёт из кармана флэшку.)
ЧЁРТ. Ну что, девушка, ты готова? Или время на обдумывание плана дать?
СВЕТА. Не надо. Там сориентируюсь.
ЧЁРТ. Коллега, начните создавать временной портал, а я пока проинструктирую нашу путешественницу. (Ангел садится за ноутбук и работает на клавиатуре.) Итак. Ты одета так же как вчера? По-моему, нет.
СВЕТА. Не совсем. Я майку вчерашнюю постирала, а она не высохла ещё. Но это ничего, Серёжка всё равно не заметит.
СЕРГЕЙ. А ты что, вчера в другой была? Вроде такая же.
СВЕТА. Я же говорила.
ЧЁРТ. Со Светланой вчерашней встречаться категорически недопустимо. Лучше вообще ни с кем не встречаться, кроме Сергея.
СВЕТА. Постараюсь.
ЧЁРТ. Телефон придётся оставить здесь.
СВЕТА. Почему?
ЧЁРТ. Потому, что если от нежелательных встреч ты сможешь уклониться, то станция сотовой связи сразу зарегистрирует в сети два одинаковых номера, и произойдёт раздвоение реальности.
СВЕТА. Понятно. (Кладёт на стол телефон.)
АНГЕЛ. У меня готово.
СЕРГЕЙ. Светка, ты осторожнее там. Береги себя.
СВЕТА. Не волнуйся, Серёж. Самый опасный там это ты.
ЧЁРТ (Свете). Думаю, что всё-таки ты намного опаснее. (Всем.) Давайте, помогайте все. Берёмся за руки. Светлана, становись в центр.

Все кроме Светы берутся за руки. Света становится в центр. Исчезает.

СЦЕНА 2

Двор университета.

ЯВЛЕНИЕ 1

Выходит Света сегодняшняя.

СВЕТА. Ну, вот я и в прошлом. Страшно как-то… И универ наш почему-то таким опасным кажется, даже заходить боязно. Сейчас Серёжка должен после лекций выйти. А вот и он, с кем-то идёт… Ой, он же со мной! (Прячется за сцену.)

ЯВЛЕНИЕ 2

С другой стороны выходят Сергей и Света вчерашние.

СВЕТА ВЧЕРАШНЯЯ. Серёж, ты какой-то странный сегодня, то ли весёлый, то ли возбуждённый. Что случилось?
СЕРГЕЙ ВЧЕРАШНИЙ. Ничего страшного, Свет. Дома расскажу.
СВЕТА ВЧЕРАШНЯЯ. Ладно. Ой, я телефон в аудитории забыла! Я быстро. (Убегает.)

ЯВЛЕНИЕ 3

СЕРГЕЙ ВЧЕРАШНИЙ. Знаем мы это «быстро». На полчаса пропадёшь.

ЯВЛЕНИЕ 4

Выходит Света.

СВЕТА (про себя). Я действительно вчера долго за телефоном бегала. Потому что для Серёжки конфеты в ларьке покупала. Так что время есть. (Осторожно подходит к Сергею вчерашнему). Ну что?
СЕРГЕЙ ВЧЕРАШНИЙ. Ого, ты как метеор! (Пауза.) Свет, ты что молчишь? Какая-то ты странная… Знаешь, наверное, я всё-таки сейчас тебе скажу.
СВЕТА (про себя). Если он сейчас расскажет про флэшку, реальность раздвоится. (Вслух.) Серёж, закрой глаза.
СЕРГЕЙ ВЧЕРАШНИЙ. Зачем?
СВЕТА. Закрой.
СЕРГЕЙ ВЧЕРАШНИЙ. А, наверное, опять мои любимые конфеты?

Сергей вчерашний закрывает глаза. Света целует его, тот отвечает на поцелуй. Оба целуются, потом открывают глаза.

СВЕТА (про себя). Ой… Про флэшку совсем забыла… (Вслух.) Закрой ещё раз.
Сергей вчерашний закрывает глаза. Оба целуются. Света вытаскивает из кармана Сергея флэшку с ответами и кладёт пустую.

СЕРГЕЙ ВЧЕРАШНИЙ. Давай ещё раз? (Закрывает глаза.)

Света на цыпочках убегает.

ЯВЛЕНИЕ 5

Сергей продолжает стоять с закрытыми глазами.

ЯВЛЕНИЕ 6

Выходит Света вчерашняя. Подходит к Сергею с конфетами в руках и, видя его с закрытыми глазами, суёт ему в рот конфету.

СЕРГЕЙ ВЧЕРАШНИЙ (выплёвывая конфету). Тьфу! Ты чего?
СВЕТА ВЧЕРАШНЯЯ. А ты чего плюёшься? Это твои любимые!
СЕРГЕЙ ВЧЕРАШНИЙ. Я думал, ты меня поцелуешь.
СВЕТА ВЧЕРАШНЯЯ. Что?? Ну, ты обнаглел! Едем ко мне к тесту готовиться! (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ 7

СЕРГЕЙ ВЧЕРАШНИЙ (про себя). Надо же… Первый раз с ней целовались… Я аж забыл про всё: и про тест, и про флэшку. И зубрить готов хоть до утра. (Уходит вслед за Светой вчерашней.)

СЦЕНА 3

Кабинет Спиридонова.

ЯВЛЕНИЕ 1

Входит Света.

СВЕТА. Повезло, кабинет Спиридонова открыт. И нет никого. Надо теперь флэшку в ящик стола положить.

ЯВЛЕНИЕ 2

Неожиданно входит Спиридонов.

СПИРИДОНОВ. Здравствуйте, Светлана!
СВЕТА. Ой… Здравствуйте, Валерий Михайлович! А я зашла уточнить, во сколько тест послезавтра.
СПИРИДОНОВ. В восемь часов, как обычно. Я же всегда с утра назначаю, чтобы у студентов голова свежая была. А разве староста ваша, Новикова не сообщила ещё? (Хочет открыть ящик стола.)
СВЕТА. Вечером сообщит, наверное. (Незаметно роняет флэшку на пол.) Валерий Михайлович, смотрите!
СПИРИДОНОВ. Что? (Видит на полу флэшку.) Надо же… И когда я обронить умудрился?.. Спасибо! (Поднимает и кладёт флэшку в ящик стола, вынимает оттуда преподавательский журнал и открывает его.) Кстати, у Вас, Светлана, по оценкам за семестр выходит автомат. Поздравляю!
СВЕТА. Блин… А я всю ночь учила… Ой… Что я говорю! Спасибо, Валерий Михайлович!
СПИРИДОНОВ. Не за что. Это Вам спасибо за отношение к предмету, тем более непрофильному. А что учили не в последнюю ночь, как все делают, а заранее, это похвально. В наше время редко такое трудолюбие встретишь. Нынче всё купить норовят. Вот и поставляем государству недоучек. Встречал генеральных директоров фирм, которые двух фраз без ошибок написать не могут! Сейчас в журнал оценку Вам поставлю, а потом Новиковой позвоню, чтобы в ведомость Вас не вносила. (Отмечает в журнале.)
СВЕТА (про себя). Если Ирка узнает об автомате и сообщит мне, то реальность пойдёт по параллельному пути… (Вслух.) Я ей сама сообщу, Валерий Михайлович.
СПИРИДОНОВ. Ну, уж нет. Ответственный человек должен лично давать распоряжения. (Берёт сотовый телефон.) Я ей СМС пошлю. (Набирает СМС.) «Ирина, пожалуйста, исключите из ведомости Светлану Веснину, я поставил ей автомат. Спиридонов». А другу Вашему, Сергею Бойкову, скажите, чтобы готовился до последнего. Он же умный парень! Вот, по остальным предметам оценки хорошие. (Показывает журнал.) Если бы экзамен был, как раньше, по билетам, то я бы за час из него все знания выжал. Помучил бы как следует, но на трояк точно бы вытянул! Но теперь же тестовая система… Обидно будет, если его отчислят, а сынки, сами знаете чьи, на второй курс перейдут. (Про себя.) Если бы это только от меня зависело, я бы давно этих дебилов вышиб… Да и папаш их с радостью бы с должностей турнул… (Вслух.) Ну, всего хорошего! (Собирается уходить.)
СВЕТА. Валерий Михайлович, Вы кабинет не закрыли.
СПИРИДОНОВ. Действительно, надо запереть… Чтобы в соблазн не вводить молодые души… Мало ли… (Запирает на ключ и уходит.)
СВЕТА. Что же теперь делать?! Если Ирка прочитает СМС-ку, это капец…

СЦЕНА 4

Портал.

ЯВЛЕНИЕ 1

Ангел, Чёрт, Света и Сергей.

АНГЕЛ. А я говорил Вам, коллега, что риск огромен!
СВЕТА. И что теперь будет?
ЧЁРТ. Пока вы в портале – ничего. Но если попытаетесь выйти… дальнейшее развитие непредсказуемо.
СЕРГЕЙ. Я знаю, что делать. Новикова не должна прочитать СМС-ку!
АНГЕЛ. Сергей, что ты имеешь в виду? Не пугай нас.
СЕРГЕЙ. Ничего плохого. Вы отправите меня в тот момент, когда Новиковой приходит смс-ка, а я её сотру с телефона.
ЧЁРТ. Каким образом?
СЕРГЕЙ. Надо начать игру, а идеи придут.
ЧЁРТ. Это не игра, Серёжа. Ты понимаешь, что второй попытки не будет?
АНГЕЛ. Можно наплодить реальностей, а потом сам чёрт, извините, коллега, не распутает!
СЕРГЕЙ. Я понимаю.
ЧЁРТ. Ну, тогда давайте. Взялись за руки.

Все кроме Сергея берутся за руки. Сергей становится в центр.

СВЕТА. Как же ты возьмёшь у неё телефон?
СЕРГЕЙ. Пока не знаю. (Исчезает.)

ЯВЛЕНИЕ 2

Ангел, Чёрт, Света.

СВЕТА. Блин!.. Зато я знаю! Только не это!

СЦЕНА 5

Двор университета.

ЯВЛЕНИЕ 1

Выходит Сергей.

СЕРГЕЙ. Круто осознавать себя в прошлом. Как Терминатор! «Аста ла виста, бейби»… Стоп! Так нельзя. Надо забыть про фильмы и игры. Второй попытки не будет. Главное, со Светками не встретиться. Ни с одной, ни с другой. А вот и Ирка. Она всегда после лекций задерживается, расписание переписывает.

ЯВЛЕНИЕ 2

Выходит староста группы Ира Новикова.

НОВИКОВА. СМС пришла. (Берёт телефон.)
СЕРГЕЙ. Привет, Ира!
НОВИКОВА. Привет, Серёжа!
СЕРГЕЙ. Ира… Это…
НОВИКОВА. Что?
СЕРГЕЙ. А когда тест будет?
НОВИКОВА. Послезавтра в восемь. Спиридонов всегда с утра назначает, забыл что ли?
СЕРГЕЙ. Я так… на всякий случай.
НОВИКОВА. Ты какой-то странный сегодня. (Хочет заглянуть в телефон.)
СЕРГЕЙ. Ира!
ИРА. Что?
СЕРГЕЙ. Ты Светку не видела?
ИРА. Ну, видела. Твоя Света сейчас в кабинет к Спиридону топает. Что, соскучился уже? (Хочет заглянуть в телефон.)
СЕРГЕЙ. Ира!!
НОВИКОВА. Да что тебе надо?!
СЕРГЕЙ. Ира… закрой глаза.
НОВИКОВА. Это ещё зачем?
СЕРГЕЙ (шёпотом). Закрой.
НОВИКОВА (шёпотом). Зачем?

Сергей подходит близко. Новикова закрывает глаза. Сергей целует её, та отвечает. Сергей незаметно берёт из руки Новиковой телефон и стирает СМС.

НОВИКОВА (открывая глаза). Серёжа, это что было? Ты же со Светой дружишь.
СЕРГЕЙ. А ты что, не знаешь? Примета такая есть: Перед тестом мачо должен поцеловать блондинку. Ну, или блондинка мачо. Тогда на пять пройдёшь… Ничего личного.
НОВИКОВА. Ах ты, гад! (Даёт пощёчину.)
СЕРГЕЙ. Ну, извини, Ир. Я думал, ты знаешь.
НОВИКОВА. Да пошёл ты!.. Клоун… (Новикова уходит, вдруг разворачивается и решительно подходит к Сергею.)
СЕРГЕЙ. Ты чего?
НОВИКОВА. Чего-чего… Я, может, тоже на пять пройти хочу! (Хватает Сергея и долго целует. Потом уходит.)

ЯВЛЕНИЕ 3

Сергей.

СЕРГЕЙ. Ф-фух… Ну, вот. Миссия выполнена. Аста ла виста, бейби… (Исчезает.)

СЦЕНА 6

Комната Светы.

ЯВЛЕНИЕ 1

Сергей за столом перед ноутбуком.

ЯВЛЕНИЕ 2

Заходит Света.

СВЕТА. Ну вот, стоит только выйти ненадолго, ты уже в какую-то ерунду играешь.
СЕРГЕЙ. Да я на пять минут, перерыв себе сделал.
СВЕТА. Шучу, Серёж. Я больше не буду на тебя давить. Сам своё время организовывай.
СЕРГЕЙ. Представляешь, Свет, на флэшке у Ангела какая-то игра записана.
СВЕТА. Надо же… Что-то я с трудом представляю его пуляющим в этих идиотских стрелялках.
СЕРГЕЙ. Да тут не стрелялка. Тут такая стратегия мощная! Какое-то абсолютно сдвинутое по фазе государство, и в нём надо из кризиса выйти. Я уже почти до конца дошёл.
СВЕТА. За пять минут? Опять врёшь?
СЕРГЕЙ. Я же образно! Я уже час играю. Но тут действительно всё как в жизни! Кому власть ни дай – воровать начинает.

ЯВЛЕНИЕ 3

В комнату вбегает Ангел.

СВЕТА. Ой… Здравствуйте. Что-то случилось?
АНГЕЛ. Сергей, ты запускал программу на флэшке?!
СЕРГЕЙ. Извините, не удержался. Такая игра клёвая! Я как раз сейчас революцию организовал.
АНГЕЛ. Боже!! Ты за это время результаты сохранял??
СЕРГЕЙ. Нет, не успел ещё.
АНГЕЛ. Слава Богу!!!
СВЕТА. Да что случилось-то?
АНГЕЛ. Это не игра. Это мой старый авторский проект. Ещё в юности на конкурс готовил. А из-за тебя катастрофа могла случиться!
СЕРГЕЙ. Простите, я же не знал.
АНГЕЛ. Да я сам виноват, не проверил флэшку. Катастрофу я бы, конечно, предотвратил, но попотеть бы пришлось. Давай сюда.
СЕРГЕЙ (отдавая флэшку). Но я же счастье для народа сделать пытался.
АНГЕЛ. В вашей стране уже не один век разные умники счастье сделать пытаются. Только выходит всё с точностью «до наоборот».
СВЕТА. Так чем же конкурс закончился, где Ваш проект участвовал?
АНГЕЛ. А я тогда так и не решился подать заявку на участие.
СВЕТА. Так подайте сейчас!
АНГЕЛ. Увы, в наше время в политике не в почёте решения, в которых побеждает добро. Сейчас популярна агрессия.

ЯВЛЕНИЕ 4

Входит Чёрт.

ЧЁРТ. Привет всем! А Вы, коллега, что здесь делаете?
АНГЕЛ. За флэшкой своей пришёл. А Вы-то что здесь забыли?
ЧЁРТ. Да вот решил всё-таки подарить бонус нашим друзьям. Лично от себя. Чтобы, так сказать, возместить моральный ущерб. Сергей, я сделал так, что завтра тебе достанется вариант номер тринадцать. Выучи его, и пройдёшь тест на «отлично»!
АНГЕЛ. Коллега, внеслужебные отношения с людьми являются серьёзным  нарушением! Вас уволят, не дожидаясь сокращения.
ЧЁРТ. И не дождутся. Я сам ухожу. Встретил вчера случайно бывшую подругу. Всю ночь… (заминка) о прошлом проговорили. Решили снова попробовать… (заминка) заняться частным бизнесом.
СВЕТА. Неужели подруга – та, о которой Вы рассказывали?
ЧЁРТ (после паузы, зрителям). А вот здесь у автора пьесы реальность раздваивается. Первый вариант ответа – так ожидаемый всеми: «Она самая». А второй – на мой взгляд, более правдоподобный: «Увы, нет. Жизнь – не кино». В общем, выберите сами!
СЕРГЕЙ. Спасибо большое Вам! Но я откажусь. Пусть будет то, что будет.
ЧЁРТ. Но почему?
СЕРГЕЙ. Не принесёт счастья обман. Я лучше сам попытаюсь. Я смогу. Я должен.
СВЕТА. Молодец, Серёжка! Я в тебя верю. (Чёрту.) А Вы лучше Новиковой помогите. Нехорошо с ней получилось.
ЧЁРТ. У Новиковой как раз всё хорошо. Она через год замуж за иностранца выйдет.
СЕРГЕЙ. Ни фига се!!
СВЕТА. Охренеть!!
ЧЁРТ. А вот ты не успеешь подготовить все варианты! Времени слишком мало!
СВЕТА. Сколько бы времени ни было, студенту, как говорил мой папа, всегда одного дня не хватает.
СЕРГЕЙ. Вот нам как раз его и не хватило.
АНГЕЛ. Тогда, молодые люди, позвольте мне попытаться всё-таки сделать вам подарок.
СВЕТА. Какой?
АНГЕЛ. Подарить этот лишний день, которого вам так не хватает.
ЧЁРТ. Коллега! Я Вас не узнаю. Это ведь не менее грубое нарушение правил.
АНГЕЛ. А я, знаете ли, тоже решил не дожидаться сокращения. Хватит небо коптить… по инструкциям. Я ведь вчера с бывшим другом встречался… Много чего вспомнили за бутылочкой вина.
СЕРГЕЙ. С тем, которого сослали?
АНГЕЛ (зрителям). В отличие от моего коллеги, не буду мудрствовать лукаво. Мне ближе вариант в стиле «хэппи энд». (Актёрам.) Да. С тем самым. Его реабилитировали, и теперь он уговорил меня вместе открыть ООО «Добро». Кстати, коллега, нам нужны опытные сотрудники. Согласитесь? Вместе со своей подругой.
ЧЁРТ. Представляете, сколько теперь свалится на Вас проблем?
АНГЕЛ. Представляю. (Усмехается.) Но на самом деле их будет намного больше.
ЧЁРТ. А Вы непременно хотите ООО «Добро»? Добро со злом должны существовать в равновесии! Согласитесь, мы бы не наблюдали сейчас столь идиллистическую картину, (Показывает на Свету и Сергея.) если бы не те соблазны и удары судьбы, которые они испытали за последние дни.
АНГЕЛ. А Вы предпочли бы ЗАО «Зло»?
СВЕТА. А зачем кому-то навязывать то или другое? Ведь тогда получится то же самое, что было у ваших бывших департаментов. Пусть теперь люди сами выбирают! Как им душа подскажет.
СЕРГЕЙ. А вы – просто помогайте пробудить в человеке совесть, чтобы он смог сделать правильный выбор.
ЧЁРТ. А знаете, коллега, устами… э-э-э…  юноши глаголет истина. Как насчёт компании «Совесть»?
АНГЕЛ. «Совесть» уж как-то слишком жёстко… Бояться люди будут. К тому же организации, которые используют в своих названиях такие слова, как «совесть» или «справедливость», обычно на самом деле бессовестны и несправедливы. А вот фирма «Выбор» – актуальное название.
ЧЁРТ. Нет, слишком сильная ассоциация с процессом кидания бюллетеней в избирательную урну, который обманывал людей много десятков лет. Да и люди слишком самонадеянны, не пойдут консультироваться в «Выбор». Скажут: «Дураков нет! В чём их работа? Выбирать мы и сами можем».
АНГЕЛ. Однако мы отвлеклись. Вернёмся к тесту …
ЧЁРТ (перебивая). Точно! Тест! Название предприятия «Тест»! Коротко и содержательно!
АНГЕЛ. Действительно, хорошо. И толковать можно весьма разнообразно.
ЧЁРТ (насмешливо). Ещё бы! Молодые девицы приходить начнут.
АНГЕЛ (укоризненно). Коллега!.. Я не это имел в виду.
СВЕТА. Да ничего страшного, ведь это тоже нужно… Нормальное название.
СЕРГЕЙ. А я это слово уже слышать не могу…
ЧЁРТ. Поверьте, многие в этой стране – тоже.
АНГЕЛ. Но мы опять отвлеклись!.. Я хочу подарить нашим бывшим, а возможно, и будущим клиентам лишний день жизни.
ЧЁРТ (с иронией). Не боитесь, что это опасно?
АНГЕЛ. В масштабах Вечности небольшое замедление времени не принесёт вреда, да и вообще пройдёт незаметно. Ну-ка помогайте!
СВЕТА. Надо опять взяться за руки?
АНГЕЛ. Нет. На этот раз необходимо резкое высвобождение энергии в результате удара.
ЧЁРТ. Вы нам тут комнату не разнесите, коллега.
АНГЕЛ. Не бойтесь. Вполне достаточно удара ладони о ладонь. (Показывает.) Сколько хлопков, столько лишних минут достанется ребятам. (Хлопает в ладоши.)
И вы помогайте!

Остальные тоже хлопают в ладоши.

ЧЁРТ (зрителям). И вы тоже помогайте!

ЗАНАВЕС.