Спирт. Сверхурочные.. 1981

Сергей Владимирович Жуков
        Сверхурочные

   И всё же мне понравилось трудиться сверхурочно. Оставаться ещё на три часа с утренней смены было не очень радостно, ибо особой выгоды в том не было.
Зато я не просто выходил, а едва ли не выбегал на работу по субботам и воскресеньям.
   Оплата в выходные дни и нерабочие субботы производилась в двойном размере.
Выходных «красных» суббот в 80-е годы становилось всё больше.
В самую напряжённую «авральную» или «штурмовую» неделю удавалось, кроме двойной оплаты, выколотить, а вернее, вытянуть у начальства ещё и дополнительные дни в отгул.
Плохо ли? Нарушение КЗОТа, однако, но для пользы дела, то есть ради плана месячного, а то и годового в целом.

   После обычной вечерней смены сверхурочное задание  выполнялось в два, а то и в три часа ночи. Однако работникам приходилось оставаться в цехе до утра.
В самом деле, не пойдёшь же глухой ночью сквозь хоть и небольшой, но всё же город.
А про тех тружеников, что приезжают из деревень и посёлков соседних, что и говорить.  Им поневоле приходилось оставаться до утра.
Рабочие укладывались почивать, а вернее,  немного вздремнуть, если получится, на толстых поролоновых пластинах, любезно предоставленных смежниками из братской Советской Украины.

   «Подарки» из Киева и Нежина были косвенными, поскольку поролоном обкладывались дорогостоящие важные узлы для управления агрегата, производимого в Кострове.
Не только слесари, но и контролёры, а также злектромонтажницы прибирали к рукам, а вернее, спинам и бокам ровные белые бруски, готовя к отправке на Украйну уже пустые ящики.
Конечно, об этом ведало и цеховое руководство / опечатка – урководство/, но  всё до поры сходило с рук.
Зато в первую декаду вовсю практиковались аккордные работы.

   Сменные задания в период  «спячки» начала месяца были минимальными и потому работники участка окончательной сборки старались всеми силами, чтобы успеть до обеда.
Перед уходом с работы слесари старались не только собрать изделия, но  и прибраться на территории, прилегающей к цеху, а также покрасить стеллажи, рабочие столы и верстаки.

   Как правило, мастеров и начальников удавалось убедить в том, что всё будет отработано впоследствии.
Руководители низшего и среднего звена подписывали «вольную»,  то есть бумагу, на которой в углу виднелась  «виза» начальника цеха – Табельная. Выдать пропуска.
Далее следовал список. Довольные, получали работники пропуска, проходили мимо цехового вахтёра, а затем шествовали сквозь заводские проходные.
Путь отдыхающих лежал часто не до дома, а на лесную поляну, на пляж или в ресторан.