возраст и память

Михаил Памшев
Возраст и память

Перешагнул я восьмидесятилетний рубеж. Солидный возраст. Разные приходят мысли. С одной стороны – унылые, одолевают ограничения возможностей, особенно физических: не можешь бегать (да от кого и за кем?), тяжело форсировать подъёмы, ступени, донимает одышка, болят суставы. Приседать можно легко, а вот чтобы подняться, надо за что-то ухватиться.
С другой стороны, охватывает гордость, что достиг такого почтенного возраста и что-то ещё можешь. Обслуживаешь не только себя, но и помогаешь другим. Ты ещё кому-то  нужен, а это самое главное в жизни!
Однако, большой проблемой с возрастом возникает ослабление памяти. Иногда забываешь редко употребляемые слова, забываешь, куда положил необходимые предметы, особенно огородный инвентарь на даче. Ведь сознаёшь, что каждый предмет следует складывать на  определённое место. Отвлекаешься, мысли опережают твои действия, поэтому и оставляешь предмет не на своём месте, иногда в совершенно неположенном для предмета месте. Далее следуют поиски. Ищешь час, два, день и более. Как правило, находишь предмет в немыслимом для него месте или будто бы спрятанным в укрытии. Мои ровесники пытаются избежать такой рассеянности, увлекаются кроссвордами, сканвордами , ключвордами.  Сам я выбрал японские кроссворды. Они очень удобны при езде в электричке. Время проходит очень быстро. Однажды даже проехал свою станцию. Пришлось обратно возвращаться пешком, благо, что пролёт небольшой  и дорожка  пролегала по перелеску вдоль реки. Приятная прогулка. Ещё люблю заниматься японскими кроссвордами, когда пью чай или кофе. Иногда на даче кратковременный дождь выгоняет с огорода. Чем в таком случае заняться? Кроссвордами. Помогают ли такие сугубо индивидуальные игры в просветлении мозгов – я не уверен, а занять пустоты во времени – да.
Необычный случай произошёл со мной накануне дня рождения. Вспоминаю, что в дни моего рождения возникают потери. Так случилось и перед 81-летием. Летом я живу на даче. Всё время  занят работой полезной и необходимой. Работа не только физическая, но и творческая, для создания красоты не жалко ни труда, ни времени. Однажды, собираясь к поездке, домой в город, обнаружил, что  исчезли портмоне с деньгами  и проездные документы. Начались великие поиски, осмотрел всевозможные и даже невозможные места (вроде как в холодильнике). Дни стояли тёплые и даже можно сказать жаркие для начала сентября. Около 30 градусов. Дверь в дом нараспашку, калитку может открыть даже ребёнок. Забора нет как у  многих соседей. Отныне люди на дачах и в городах замыкаются друг от друга заборами, не останавливаясь даже на том, что эти заборы ограничивают другим людям проходы, проезды, обзоры. Мне становится очень грустно, если и мне придётся отгородиться забором. Кому тогда нужен мой очень красивый и оригинальный цветник? Его видят все соседи, хвалят меня. Приятно же это показывать людям красивое. Помимо цветов  в цветнике большие камни, небольшой плетень из лозы,  фигуры из корней небольших деревьев.
Не найдя портмоне и документы в доме, стал размышлять, кто бы мог так нагло украсть мои вещи. Цыгане? Они примерно лет двадцать назад самовольно заняли участок недалеко от нашего дачного кооператива. Цыганский посёлок расширяется и почти прилегает к дачам. Солидные дома строят цыгане, правда,  пока деревянные и двухэтажные. Что  представляет собой, как говорят, этот вымирающий народ, всем известно: воруют, мошенничают, торгуют наркотиками. Паразитический образ жизни. Три раза приставали ко мне цыганки. Эти контакты были неприятными. Вспоминать не хочется. Цыгане не учатся, не работают, ходят по улицам нашего дачного участка, что-то вымогая или предлагая себя в качестве работников, высматривают, где и что «плохо лежит». Кто из дачников представлял цыганам работу, потом сожалел. Плохие они работники, очень плохие. Дачники постоянно жалуются на безобразное поведение цыган. Наконец-то , договорился председатель нашего дачного общества с цыганским бароном, чтобы не ходили цыгане по нашим улицам . Редко, но всё же ходят мужчины-цыгане и  подростки в поисках работы.
Улицы на  даче стали почти безлюдными даже в выходные дни. Ранее жизнь здесь была насыщенной: тусовались подростки, вместе играли соседние дети, взрослые собирались компаниями, пели,  плясали, иногда ссорились. Пропажа по моим расчётам случилась в будние дни. Не отлучался я надолго от обзора входной двери в дом. Анализируя  эти дни, вспомнил: три раза встретил знакомую пьющую женщину и видел дважды  пару незнакомых мне глухонемых,молодых людей. Никак не мог я осознать возможность кражи. Пропажу денег можно понять, но красть никому ненужные кроме меня транспортные карты трудно осознать.
Занял в долг у соседки деньги на проезд, поехал в город и в этот же день выписал дубликаты транспортных карт. С потерей портмоне  создалось неудобство в сохранности денег и документов, и я потерял вновь выписанное требование на льготный проезд в электричках. Слава Богу! Кондражка меня не хватила! Я неоднократно проверил все карманы и сумку.
Ещё перед первой пропажей я начал готовиться к предстоящему похолоданию. Осмотрел свою демисезонную куртку, в ней оказался сломанным замок-молния. Обычно такой ремонт выполняю сам. В этот раз решил отдать в ремонт. Свернул куртку, положил в пакет, потом в рюкзак. Приехав в город, отдал в ремонт женщине в бутике Центрального рынка Новосибирска. Из ремонта куртку можно было забрать на следующий день. Так, как я уезжал на дачу, попросил  сына получить куртку после ремонта. Сын принёс куртку и повесил в прихожей. Никаких замечаний. Я ещё не проверял качество ремонта и, конечно, не проверял карманы в этой куртке, а сын проверил. И, увы! Пропавшие портмоне и транспортные документы оказались в этой куртке. Прямо детективное  приключение! Женщина, перешивавшая замок-молнию, не могла не заметить содержимое карманов куртки, но ничего не сказала сыну, а он  принёс куртку, повесил её в прихожей. Заходил я в бутик на рынке, чтобы поблагодарить женщину, перешивавшую замок-молнию, что она оставила в неприкосновенности содержимое карманов. На этот раз работала напарница. Просил её передать благодарность той женщине.
Такая история случилась со мной из-за моей слабой памяти с примесью нашей российской безалаберности.