Херсонес Таврический - колыбель православия

Александр Попов 8
Херсонес Таврический – колыбель православия восточных славян*

Краткое примечание автора: Очерк впервые опубликован  в газете «ВЕСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ», №6(30), июнь 2011, стр.6 и отражает ситуацию и взгляд автора на тот момент.


Сам Херсонес Таврический был основан в 422-421 гг. до н. э. греками, переселившимися из Гераклеи Понтийской. Город пережил различные эпохи и находился не только под влиянием эллинов, но позднее входил в состав Римской державы. С началом новой эры в Херсонес проникает христианство, в V в. оно становится официальной религией, и в это же время древний город входит в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из ее военно-административных областей. Вплоть до XIII в. Херсонес является форпостом Византии в Крыму.
В XIII веке Херсонес оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата, Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы. В 988 году киевский
князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил Херсон (так называли в то время византийцы Херсонес Таврический, славяне же называли его Корсунь). Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В сознании древнерусских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с Крещением Руси и предшествовал распространению православия среди русского народа.
В данном случае, когда мы говорим о русском народе, мы подразумеваем то понятие, которое было принято до 17го года прошлого столетия, то есть до большевистской революции. Тогда термин «русский» носил объединяющий характер, определял три восточнославянских народа: великороссов, малороссов и белорусов. Воспринималось как общее, родовое, коренное понятие для трех составных частей древнерусской народности: великороссов, малороссов и белорусов, выходцев из Великороссии, Малороссии и Беларуси. При этом термин «Великоруссия» имел в виду размеры, а вовсе не особое величие здесь проживающих.
Укоренились понятия — русские (бывшие великороссы), украинцы (существовавший и раньше термин, близкий к понятию «малоросс»), белорус.


Херсонес Таврический является началом всех начал для вхождения в цивилизацию доселе варварской народности, обретению ею новой духовности и развитию ее государственности. Херсонес — это ОБЩЕРУССКАЯ ПАЛЕСТИНА, ДУХОВНАЯ КОЛЫБЕЛЬ ТРЕХ БРАТСКИХ СТРАН.
Здесь, в Херсонесе, князь Владимир в 988 году принял обряд крещения, будучи к этому уже подготовленным. Князь Владимир (Красное Солнышко) вызволил Русь из тьмы язычества, объединил восточных славян купелью Крещения в единое государство. В Херсонесе, расположенном в Севастополе, на протяжении царствования трех императоров — Александра I, Николая I и Александра II на народные средства, пожертвования всех сословий, на средства из императорской и государственной казны был создан прекрасный храм Святого Владимира. Деньги собирали по копеечке, чтобы каждый внесший чувствовал себя причастным к построению храма-венца 900-летней истории Отечества как гражданин и патриот. Жертвовали армяне и даже крымские татары.
Лучшие зодчие, архитекторы, художники-специалисты по фрескам принимали участие в создании храма. Были использованы самые лучшие материалы той эпохи, вплоть до левантского каррарского мрамора.

Как сложилась судьба Храма в советскую атеистическую эпоху?
В 1924 г., согласно постановлению ЦИКА и СНК, Соборный храм Святого Владимира был закрыт. Храмовые ценности были изъяты еще в 1922 г. Одиннадцать древних икон сохранялись до 1925 г., когда они, в числе прочих, были переданы Херсонесскому музею. В 1926 г. Туда же были переданы святые мощи. В последующие годы свинцовая черепица храма разворовывалась, результатом чего стала порча настенной живописи.
Еще больший ущерб был нанесен храму в последний год обороны Севастополя, когда прямым попаданием немецкой бомбы купол был разрушен.
После войны, в 50-е годы, подростки и дети, и я, малец среди них, любили приходить в разрушенный храм и выковыривать из фресок  разноцветные кусочки смальты, взбираться по винтовой лестнице под самый купол с зияющими проломами от фашистских бомб. Мы бы ли несмышленышами, и никто нам не разъяснил в то время, какой вред мы наносили памятнику старины и святому месту! Впрочем, также мы выковыривали кусочки смальты из внутренних стен храма-памятника Святителя Николая на Братском кладбище на Северной стороне города Севастополя, единственного в мире православного храма, имеющего пирамидальную форму.
В это же время на берегу Артиллерийской  бухты строился роскошный Дворец пионеров.
Много мраморных плит для его отделки были взяты из руин Херсонесского собора.
В середине 80-х — начале 90-х годов какие-то подрядные организации берутся восстановить храм. Ставятся строительные краны, что-то начинают делать, потом все куда-то исчезают, все замирает. В народе ходили слухи, что какие-то структуры брали кредиты, имитировали начало стройки, а потом с деньгами исчезали…
Несмотря на это, в постсоветскую эпоху было положено начало проведению первых богослужений возле храма. Потом были обустроены несколько храмовых приделов. И со временем усилиями украинских и российских властей храм был восстановлен.

Ну а что можно сказать о сегодняшнем дне.
Где-то в 2010 году я был там. Храм, который строился лучшими зодчими Российской империи, конечно, воссоздать было трудно. Достаточно сказать, что многие фрески в царские времена были созданы по эскизам великого В.М. Васнецова (1848-1926). Это только его я упоминаю, но таких великих людей, принимавших участие в создании храма, было много. Тем не менее, даже в новоделе храм великолепен!
Любопытная деталь. У подножия храма, в цоколе, я увидел табличку, на которой упоминается президент Украины Н.Д. Кучма и его заслуги в воссоздании храма.
Сегодня я могу подарить идею, причем бескорыстно, всем действующим и всем будущим президентам трех братских славянских республик. Херсонес — это та, говоря современным языком, площадка, где они могут проводить важные общественно-политические акции, использовать важные исторические даты, чтобы  продемонстрировать своим народам желание порадеть за общее дело, ответить чаяниям их граждан жить в мире, дружбе и согласии.

Использованные источники:
Н.В. Макуни. Собоный храм святого Владимира в Херсонесе — Севастополь. Репринтное воспроизведение издания. Херсонесская община. Московская патриархия, Украинская православная церковь.

*) ВЕСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ №6(30), июнь 2011, стр.6