34. Конференции и съезды

Валерий Горелик
Нелегальная партия может проводить политические совещания или глубоко в подполье или далеко за границей. Неудивительно, что многим революционным партиям России нечасто удавалось созывать конференции и съезды. Социал-демократы за двадцать лет дореволюционного существования смогли провести 5 съездов и 6 конференций, больше половины которых пришлось на период 1905-1907 годов, а делегаты I-го съезда были почти сразу схвачены полицией.

Легализация партий дала редкую возможность восстановить руководящие органы и наметить новые перспективы преобразования России. У большевиков в Петрограде действовал городской комитет и созданное в подполье Русское бюро ЦК РСДРП. Избранные на VI Пражской конференции члены ЦК (Ф.И.Голощёкин, Г.Е.Зиновьев, В.И.Ленин, Р.В.Малиновский Г.К.Орджоникидзе, С.С.Спандарян и Д.М.Шварцман), дополненные позже И.С.Белостоцким, И.В.Сталиным, Г.И.Петровским и Я.М.Свердловым и кандидатами А.С.Бубновым, М.И.Калининым, А.П.Смирновым, Е.Д.Стасовой, и С.Г.Шаумяном, находились в ссылке или в эмиграции.

Уже через полтора месяца после Февральского восстания в Петроград вернулось большинство членов дореволюционного ЦК. Не хватало умершего в ссылке Спандаряна и Малиновского, который отошел от политики и вскоре был разоблачен, как провокатор. Вместе с руководством большевики восстанавливали и утраченные связи с провинциальными комитетами. Партия пополнялась участниками недавней революции. Новые партийцы нуждались в новом руководстве и новых указаниях.

С возвращением 3 (16) апреля В.И.Ленина и Г.Е.Зиновьева подготовка к партийному форуму ускорилась. В разных регионах прошли конференции, на которых избрали делегатов. 14 (27) апреля - 22 апреля (5 мая) прошла Петроградская общегородская конференция РСДРП(б). Аналогичные мероприятия были проведены и в других регионах. 24 апреля (7 мая) открылась первая легальная и седьмая по счету конференция социал-демократов (большевиков).

В ней участвовало 133 делегата с решающим голосом (по данным Бокия - 131, без учета казанских делегатов) и 18 - с совещательным. Больших помещений для этого не требовалось. Большинство заседаний VII конференции РСДРП(б) проходило в здании Женского медицинского института, часть заседаний - в здании Высших женских (Бестужевских) курсов, а заключительное - в особняке Кшесинской. В президиум были избраны В.И.Ленин, Г.Е.Зиновьев, Я.М.Свердлов, Федоров и Муранов.

Основная дискуссия на VII конференции шла вокруг докладов В.И.Ленина и Л.Б.Каменева. Как и в случае с "Апрельскими тезисами", вопрос упирался в различные оценки классового характера революции, Временного правительства и Петроградского совета. Ленин настаивал на завоевании Совета для свержения Временного правительства, Каменев видел в советах только инструмент контроля за правительством.

В целом же разногласия не помешали конференции достаточно единодушно одобрить резолюцию об отношении к Временному правительству. Были расхождения при выработке резолюции по национальному вопросу между Сталиным (поддержанным Зиновьевым) и Пятаковым (поддержанным Махарадзе), выступившим против права наций на самоопределение. В аграрном вопросе большевики выступили за национализацию земли и конфискацию собственности помещиков, призвав крестьян "брать землю организованно, отнюдь не допуская ни малейшей порчи имущества и заботясь об увеличении производства".

В.И.Ленин, оценивая силы большевиков, говорил: "Мы сейчас в меньшинстве, массы нам пока не верят. Мы сумеем ждать: они будут переходить на нашу сторону, когда правительство им себя покажет. Колебания правительства могут их оттолкнуть от себя, и они хлынут в нашу  сторону, и, учитывая соотношение сил, мы тогда скажем: наше время пришло."

Параллельно с конференцией РСДРП(б) в Петрограде прошла Всероссийская конференция меньшевиков, которая открылась 7 мая в здании коммерческого училища около Фонтанки. В этом форуме участвовали 88 делегатов с решающим голосом и 35 - с совещательным. Они представляли 55 организаций, в которых состояли 45 тысяч человек. Это было меньше, чем у РСДРП(б), но проблема заключалось в том, что многие из этих организаций считались объединенными и включали также большевиков. Не было единства и среди собственно меньшевиков.

Так, против резолюции, одобрявшей присоединение членов партии к Временному правительству, яростно выступил известный политик Ю.Ларин, заявивший, что "платформа, которая принята правительством, является подчинением пролетариата классовому обществу". Неприятным дополнением к этой критике была резолюция Петроградской городской конференции меньшевиков против вступления в правительство.

Осудил присоединение своей партии к правящей коалиции и один из ее лидеров - Мартов, но он приехал в Петроград, когда резолюция уже была принята. Конференция меньшевиков фактически одобрила отвергавшееся многими их однопартийцами положение о "революционной войне": "Пока войне не положен конец усилиями международного пролетариата, вся революционная демократия обязана всемерно содействовать укреплению боевой мощи армии".

Сторонники Временного правительства Церетели, Скобелев и Дан могли торжествовать. Однако официальное название партии меньшевиков РСДРП (объединенная) не гарантировало реального единства. Привязав себя к официальному курсу, они подготовили будущий раскол партии, пожертвовав интересами самой крупной организации - Петроградской.

Проблемы, стоявшие перед меньшевиками, меньше всего затрагивали интересы крупнейшей партии России - эсеров. Их "электоратом" были, прежде всего, крестьяне. В 1917 году партия социалистов-революционеров провела Третий (предпоследний) съезд. Он продолжался с 25 мая (7 июня) по 4 (17) июня.

После быстро и тщательно готовившихся большевистской и меньшевистской конференций эсеровский форум выглядел немного сумбурно. Известные резолюции пересматривались президиумом съезда и предлагались не в первоначальном виде, а с новыми поправками, о которых многие делегаты узнавали в последнюю очередь. Посторонних к принятию решений не допускали. Даже А.Ф.Керенский был провален на выборах в ЦК.

Руководство партии эсеров было настолько озабочено видимостью единства, что старалось не выносить на голосование отдельные резолюции, а добивалось передачи их на доработку в ЦК. Докладчик И.А.Прилежаев заявил, что партии нужна "не столько партийная программа, сколько партийные действия". Даже ключевая для партии резолюция по аграрному вопросу была скорректирована так, что в нее не попали многие требования партийной программы. Не были приняты на съезде и переданы ЦК ключевые решения по рабочему вопросу и государственному устройству.

Лидеры эсеров настолько явно уклонялись от публичной критики, что правый эсер А.И.Гуковский (1865-1925) назвал эти манипуляции "путём духовной гибели партии". Между тем, в партии социалистов-революционеров чем дальше, тем больше обозначались правое, центристское и левое направления. Те решения, которые партия не захотела принять сама, приняли другие.

                Список литературы.

1. Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (большевиков). Петроградская общегородская конференция РСДРП (большевиков). Апрель 1917 года. Протоколы. М. Госполитиздат. 1958. 423 с.

2. В.И.Ленин. И.В.Сталин. Апрельская конференция РСДРП(большевиков). Статьи и речи. М. Молодая гвардия. 1938. 317 с.

3. КПСС в борьбе за победу Социалистической революции в период двоевластия 27 февраля - 4 июля 1917 г. Сборник документов. М. Госполитиздат. 1957. 392 с.

4. Партия социалистов-революционеров: документы и материалы 1900-1922 гг. В 3 томах. Т. 1. М. РОССПЭН. 2000. 864 с.

5. В.М.Чернов. Перед бурей. Воспоминания. Минск. Харвест. 2004. 416 с.

6. А.Бургина. Социал-демократическая меньшевистская литература. Библиографический указатель. Стэнфорд. 1968. 392 с.

7. С.В.Тюкавкин. Меньшевизм: страницы истории. М. РОССПЭН. 2002. 560 с.

8. Всероссийская конференция меньшевистских и объединенных организаций РСДРП 6-12 мая 1917 г. Пг. Рабочая библиотека. 1917.

9. О.А.Ерманский. Наши ближайшие требования и конечная цель. Пг. Рабочая библиотека. 1917. 62 с.

10. За что борются социалисты-революционеры. (Краткое изложение программы Партии с.-р.). М. Земля и воля. 1917. 15 с.

11. Политические партии России: история и современность. М. (РОССПЭН). 2000. 631 с.

12. Протоколы заседаний ЦК Партии социалистов-революционеров (июнь 1917 - март 1918 г.) с комментариями В.М.Чернова. Вопросы истории. 2000. №№ 7, 8, 9, 10.

13. Протоколы третьего съезда П.С.-Р. Пг. 1917. С. 193.

14. Д.А.Местковский. Съезд, которого не было: третий съезд партии социалистов-революционеров. Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 18 (199). История. Вып. 41. С. 81-86.

15. Д.А.Местковский. Партия социалистов-революционеров: между централизмом и демократизмом. Кандидатская диссертация. Волгоград. 2013. 336 с.