18. Царь али боярин? Договор с царём

Елена Шувалова
18.2. И ещё раз - даты Конька-Горбунка. Договор с царём.

   
     Как мы открыли, сказка "Конёк-Горбунок" заканчивается в день 21 июля, - в тот день, в который венчался на царство Дмитрий - Самозванец - ( в 1605 году).

     Получается, что именно в этот день старый царь сварился в молоке, а Иван вынырнул из котлов писаным красавцем, женился на Царь-Девице и стал признанным народом царём.



                *   *   *


    Кроме того, 21 июля (1831) - это День, в который царь Николай Первый поручил Пушкину писать историю Петра Великого.

    И вот это, - видимо, - главный договор Царя и Поэта (по мнению Пушкина).

    О Петре они, - по всей видимости, - говорили ещё в свою первую встречу.

    Отголоском этого разговора звучат строчки пушкинских "Стансов":

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни...

   И, - по мысли Юрия Михайловича Лотмана, - которую мы полностью разделяем, - именно за сравнение своей особы с великим Петром, - Николай и назвал Пушкина "умнейшим мужем России".*

   И вот, - подумали мы, - если пройти от даты Троицы - 6 июня - в обратную сторону, - что у нас получится?

   Восемь дней ехали Иван и Конёк к поляне, на которую слетаются жары-птицы. Значит, разговор Ивана с царём по поводу Жаро-птицева пера, - по форме - допрос Ивана, - состоялся - 30 мая.

   Вот оно как! А мы в простоте своей думали, что это - 08 сентября, - когда в реальности происходила та знаменательная беседа Царя и Поэта... Но - в сказке всё оказалось не столь прямолинейно.

   30 мая - это, - во-первых, - День рождения Петра Первого.

   А во-вторых, - если удерживать в поле зрения 1826 год, - то это дата Доклада Д.Н. Блудова по делу декабристов. Именно в этом докладе были установлены первоначальные меры наказания причастным к декабрьскому мятежу. В этом докладе 31 человек был осуждён к смертной казни отрубанием головы.

А сказочный царь говорит:

Я, помилуй бог, сердит!
И с сердцов иной порою
Чуб сниму и с головою.
Так вот, видишь, я каков!

  К Д.Н. Блудову Пушкин обращался по необходимости допуска в архивы**:



  Ирония судьбы - в том, что и 08 сентября 1826 на балу у французского посланника Николай назвал Пушкина умнейшим мужем России - именно Дмитрию Николаевичу Блудову, - старому "Арзамасцу", карамзинисту. А может быть, это - и не ирония судьбы никакая; царь обратился к Блудову намеренно, - как к  п о в я з а н н о м у с собой в этом - общем - деле.

   Назвал царь Пушкина так, - повторим, - за мысль о сравнении начала его царствования с началом царствования Петра Великого.

   Таким образом, допрос по поводу Жаро-птицева пера сказочный царь устроил сказочному Ивану 30 мая, - в День Рождения царя Петра Великого и в День вынесения приговора декабристам. В сказке - таким образом, - соединены два исторических события в одной дате.

    Жаро-птицево перо, - это, - как мы понимаем, - Перо Славы. То есть, не просто то перо, каким Пушкин писал; а перо, выдающее божественное происхождение его произведений; то есть, то, что у Поэта есть какие-то особые права, на какое-то, - может быть, - царство...

   Итак, всё замыкается на Истории Петра Великого, на призвании Пушкина быть его историографом. Именно этот договор с царём Пушкин, - по всей видимости, - считает главным (получается, что эта мысль, - о Петре Великом, - была главной и при первом договоре - 8 сентября 1826).

   То есть, - можно предположить, - Пушкин согласился быть поэтом царя Николая ("теперь ты мой Пушкин") лишь на том условии, что Николай Первый будет стараться быть подобным - во всём - своему великому пращуру.

 
   В 1834 году Пушкин пересматривает свой договор с царём - и разрывает его - в одностороннем порядке.






*"Главное же,  Николай  Павлович, всю последующую жизнь показывавший себя актером, в этот период не мог найти себе роли. Для гвардии он был вчерашний бригадный командир, для России — царь, начавший свое правление с казней и ссылок. Популярности, которой  Николай  всегда жаждал, он не имел.  Пушкин, желая направить молодого государя на путь реформ и  великих  преобразований, указать ему высокий исторический пример, обратил, как можно полагать, его внимание на сходство положения  Николая  Павловича в 1826 г. и  Петра  Алексеевича в 1698 г. Слова: В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни (III, 40), — видимо, выражали мысли, которые начали оформляться в сознании поэта, когда он призывал Дельвига взглянуть «на трагедию взглядом Шекспира» (XIII, 259). Можно себе представить, какая радость охватила  Николая , когда он услыхал от  Пушкина  такое  сравнение . Он получал роль, и роль высокую, торжественную. То, чего он должен был стыдиться: казни, кровь, которая обагрила начало царствования, — делалось основанием для сопоставления с правлением  Петра  I. Вспышку радости  Николая  Павловича можно понять. Быстро возраставшая в дальнейшем его настороженность по отношению к  Пушкину  не меняла, однако, стремления продолжать разыгрывать счастливо принятую на себя роль".
/ Ю.М. Лотман. Несколько добавочных замечаний к вопросу о разговоре Пушкина с Николаем I 8 сентября 1826 года. 

 
**20 января 1832 г. В Петербурге.

Милостивый государь

Дмитрий Николаевич,

   Письмо, коего Ваше превосходительство удостоили меня, получить имел я честь. Буду ожидать приказания Вашего, дабы приступить к делу, мне порученному.

С глубочайшим почтением честь имею быть, милостивый государь,
 

20 января 1832.

Вашего превосходительства

покорнейший слуга               

Александр  Пушкин .

Примечания:

 Блудов  служил в коллегии иностранных дел и был связан
с государственным архивом.

Дело, мне порученное — «История Петра I».




Продолжение: http://www.proza.ru/2017/04/08/2047