Философия музыки 130-139

Родионов Виталий Константинович
130. В музыке Александра Глазунова царит русский пантеизм.

Глазунов – композитор-гедонист, наслаждающийся всей полнотой жизни.

Осенняя музыка Глазунова манит взор рдеющими плодами.

Уникален эпико-лирический симфонизм Глазунова: мы словно через лёгкую пелену видим праздничную, звенящую всеми колокольчиками и колоколами Русь!

Лучшие страницы творчества Александра Глазунова связаны с красочным оркестром.

В двух Концертных вальсах Глазунов – чародей оркестровой музыки!

На перекрёстке дорог русской музыки Александр Глазунов выглядит либо задумчивым Петром Чайковским, либо сказочно-фантастическим Николаем Римским-Корсаковым.

У осеннего Глазунова есть живописный двойник – Исаак Левитан.

Богатством красок музыка Глазунова сравнима с театральными декорациями Александра Головина и Константина Коровина.

Балеты «Поры года» Глазунова и «Весна священная» Игоря Стравинского далеки друг от друга так, как галантный век от индустриального общества.

Если слушатель почувствует разницу между музыкой золотой осени Глазунова и зимнего ненастья Дмитрия Шостаковича, он будет на верном пути.

Русский по духу и характеру симфонизм Глазунова впоследствии перевоплощается в вокально-хоровую музыку Георгия Свиридова.

Александр Глазунов сочиняет Первую симфонию в 16 лет и уже к 35 годам достигает зрелости. Творчество любого композитора имеет свои «возрастные периоды».

Иммигрировав на Запад в преклонные лета, Глазунов показывает себя посредственным композитором из-за отсутствия оригинальных идей. Без родины искусство мелеет.

132. Символ музыки Яна Сибелиуса – гордый белый лебедь, плывущий по озёрной глади.

Музыка Сибелиуса приносит душевный покой.

Музыку Сибелиуса окутывает пелена задумчивости.

Музыка Сибелиуса подёрнута лёгкой меланхолией.

Особенно чиста и нежна музыка Сибелиуса, когда душа композитора растворяется в первозданной северной природе.

В музыке Сибелиус созерцает жизнь человека и вечный кругооборот природных стихий.

Ян Сибелиус испытывает немой восторг перед красотой целомудренной природы.

Сибелиуса очаровывает суровая финская природа.

Сибелиус охватывает взором всю ширь и мощь мироздания.

Сибелиус погружается в таинства земного и вселенского бытия.

Вдали стоит задумчивый лес, из-за туч появляется солнце, деревья, встрепенувшись, начинают кружиться в медленном танце – вот о чём повествует симфоническая поэма Сибелиуса «Грустный вальс».

Солнечный зимний пейзаж в музыке Сибелиуса пробуждает в душе бодрость.

В симфонической музыке Ян Сибелиус выступает в роли сказителя финского народного эпоса.

В эпических произведениях Сибелиус повествует о событиях и подвигах героев финских саг.

Сибелиус раскрывает в поэмах и симфониях мудрость и красоту древних легенд.

Сибелиус воплощает в музыке героическую мощь и трагедийную глубину скандинавской мифологии.

В творчестве Ян Сибелиус – суровый и мужественный викинг.

Сибелиус – представитель эпико-драматического симфонизма.

В музыке Сибелиуса народный эпос переплетается с трагической судьбой человека.

Сибелиус – композитор сдержанных, но глубоких эмоций. Он чаще замкнут в самом себе, чем открыт публике.

Сибелиусу свойственно лирико-эпическое повествование и конфликтность событий: в «Любовной сюите Ракастава» преобладает лирика, Концерте для скрипки с оркестром – драматизм.

Лирика Скрипичного концерта Сибелиуса напряжённая, а в танцевальной части – музыка по-испански темпераментная и даже страстная.

Скрипичный концерт Сибелиуса передаёт страдания человека, гибнущего под ударами грозного рока.

Разнообразие эмоций в музыке Сибелиуса говорит о том, что финский классик – могучая артистическая натура.

Эмоциональный строй музыки Яна Сибелиуса не всегда поднимается до общечеловеческого содержания. Это характерно и для Михаила Глинки. Такова судьба основоположников национальных композиторских школ. Исключение – Эдвард Григ!

Нельзя отказать Сибелиусу в композиторском темпераменте. Уже в 27 лет он демонстрирует уверенное владение оркестровым письмом в симфонической поэме «Сага». Примерно в таком же возрасте Пётр Ильич Чайковский сочиняет Первую симфонию «Зимние грёзы». Через два года русский композитор создаёт гениальную Увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», тогда как у Сибелиуса в этом возрасте отсутствует столь выдающееся произведение.

Сибелиус – скрипач-композитор, Пауль Хиндемит – альтист-композитор. Они оба уверенно владеют оркестровой техникой письма и оба – масштабные и глубокомысленные художники.

Судьба обрывает творчество Сибелиуса за 30 лет до его кончины. Это ложится трагическим отпечатком на психике автора знаменитого «Туонельского лебедя»!

133. В знаменитой Первой симфонии Василий Калинников создаёт гимн Великой России.

Музыка Калинникова воплощает Россию в ореоле величия и славы.

Калинников – автор светлой, радостной, торжественной музыки, воспевающей святую Русь.

Калинников отображает в музыке русский праздник, величие, силу и красоту России.

В музыке Калиникова Россия – величавая, задумчивая, праздничная, звенящая во все церковные колокола.

Главная тема Первой симфонии Калиникова – Россия, устремлённая в будущее.

Калинников раскрывает в музыке светозарность и величие России.

В музыке Калинникова Россия предстаёт в ореоле красоты и славы.

Россия Калинникова дышит свободно и радостно.

Калинников прославляет соборную Россию.

Калинников в симфонической музыке запечатлевает тёплое, светлое бабье лето.

В музыке Василия Калинникова присутствует осеннее очарование живописи Исаака Левитана.

Калинников, наряду с Александром Глазуновым, воплощает в музыке красоту осенней природы.

Василий Калинников обладает замечательным мелодическим талантом. Его музыка восхищает эпико-лирической красотой.

Музыка Калинникова вбирает в себя эпос Александра Бородина и лирику Петра Чайковского. Вот почему его Первая симфония становится выдающимся произведением искусства.

В лице исключительно одарённого Калинникова русская музыка поднимается на небывалую высоту!

Калинников венчает русскую классическую музыку, после чего начинается её упадок.

Композитором Василием Калинниковым всецело владеет мелодическая стихия. О нём можно говорить, как о русском Франце Шуберте.

Русский характер музыки Калиникова позволяет ставить его рядом с Александром Бородиным и Модестом Мусоргским.

«Русскость» в музыке бывает разной: русско-немецкая – у Чайковского и подлинно русская – у Калинникова.

Взволнованный русский стиль музыки Калинникова и живописи братьев Василия и Виктора Васнецовых делает их произведения неподражаемыми.

Россия художника Фёдора Васильева застывает в немой скорби. Напротив, бодрая, энергичная Россия Калиникова восходит к Небесам.

Светлая музыка Калинникова близко соприкасается с музыкой Александра Глазунова, но в ней отсутствует трагедийность Сергея Рахманинова.

Музыка Калинникова предвосхищает прокофьевскую Россию. Надо сказать, что пролог к «К 1812 году» Калиникова предшествует опере Сергея Прокофьева «Война и мир».

Калинников и Мечислав Карлович – мелодические наследники Чайковского. К сожалению, польский и русский композиторы рано умирают: Калинников – в 34 года от туберкулёза, Карлович – в 32 летнем возрасте гибнет под снежной лавиной в горах.

134. Эрик Сати открывает эпоху музыкального примитивизма.

135. Владимир Ребиков – поэт в музыке.

Лирическая музыка Ребикова поэтична.

Музыка Ребикова растворяется в дымке ялтинского пейзажа.

В опере «Ёлка» Ребикова звучит задумчивый, перламутрово-матовый вальс, столь же популярный, как известный вальс Александра Грибоедова.

Изысканный вальс из оперы «Ёлка» Ребикова лишний раз доказывает то, что грохот современного урбанистического города бессилен заглушить тихую, сентиментальную музыку.

Ребиков пишет музыку сердца – такую же трогательную и нежную, как Семён Надсон – задушевные стихи.

Владимир Ребиков – композитор-новатор.

Ребиков – меланхолик в интерьере модернизма.

Ребиков – рафинированный модернист с чувствительной душой.

Утончённый Ребиков изобретает гармонии для космической музыки Александра Скрябина.

Новаторы Владимир Ребиков и Эрик Сати – «экстравагантные» композиторы, не имеющие успеха у современников. Их дерзкие нравы никак не вмещаются в консерваторские курсы обучения: Ребикова не принимают в Московскую консерваторию, Сати дважды начинает учиться в Парижской консерватории, пока окончательно не бросает её.

136. Энрике Гранадос – плоть от плоти испанец, чья песенно-танцевальная музыка то неистовствует, то блаженствует в сладостной неге.

Гранадос – нежнейший певец Испании. Ему ли не знать сокровенные тайны любящего сердца!

Оперы Гранадоса заряжают энтузиазмом, трогают светлой лирикой. Его музыка красива и благородна, как сам автор – мужчина-рыцарь по отношению к даме сердца.

В опере «Гойески» Энрико Гранадоса через сто лет воскресает красота живописи Франсиско Гойи.

137. Александр Скрябин – вестник космической эры.

Мысли Скрябина уносятся в космос!

Скрябин пишет музыку космических сфер, огненных вихрей, драматической борьбы духа с тьмой. Он освещает вселенную факелом Прометея.

Художественный метод Скрябина – космический экспрессионизм.

В Поэме экстаза и Поэме огня Александр Скрябин на ином историческом этапе воссоздаёт благородные порывы и нежные скрипки Арканджелло Корелли.

Фортепианные произведения Скрябина уникальны по характеру и духу. В них каждый звук, как в музыке Фредерика Шопена, свободно дышит и легко взлетает в небо.

Скрябин выходит из порывистого и страстного Ференца Листа: тот и другой погружаются в бурные потоки эмоций и нередко впадают в экстаз.

Музыка Скрябина вытекает из предельно эмоционального Рихарда Вагнера.
 
Вагнер – земной, Скрябин – космический мифотворец!

В основе музыки Вагнера – энергии эволюции, Скрябина – энергия революции. Современник Вагнера – Отто фон Бисмарк, объединяет Германию, марксист Владимир Ленин после кончины Скрябина – разрушает Россию.

Скрябин – поствагнеровский гений, которому не удаётся завершить главное произведение жизни – вселенскую мистерию.

В симфониях Антона Брукнера звучат трубы апокалипсиса, Скрябина – труба надежды!

Музыка Скрябина – это мятежный дух, рвущийся в космическое пространство, Николая Черепнина – блаженный покой на земле.

В противоположность земному и Небесному Серге Рахманинову, Скрябин – вселенский.

Музыку рано умершего Скрябина продолжают развивать Николай Рославец и Александр Мосолов.

Скрябин – вестник света, Сергей Прокофьев – рыцарь света.

Музыка Скрябина несёт вселенский огонь, Эдисона Денисова содержит внутри себя вселенскую душу.

Композитор Александр Скрябин и скульптор Анна Голубкина отображают революционную эпоху. Разница между ними состоит в другом: Голубкина погружается в трагизм повседневной жизни, Скрябин – показывает вселенские катастрофы!

Скрябин открывает эру абстрактной музыки, Василий Кандинский – беспредметной живописи.

Первыми, кто заполняет вселенские пространства цветными молниями и призывами труб, становятся Кандинский и Скрябин.

Кандинский раскрашивает вселенную, Скрябин наполняет её звуками: оба в совершенстве владеют палитрой космического пейзажа.

Творцы искусства понимают, насколько велика сила воздействия художественного синтеза на человека: слово, свет, звук, аромат в их соединении поистине чудодейственны. К этому стремятся Скрябин и Николай Рерих – два гения с широчайшими творческими интересами.

Рерих и Скрябин открывают светозарную вселенную, в которой людям в дальнейшем предстоит жить.

Писатель Александр Сухово-Кобылин и Александр Скрябин, заглядывая в идеальное будущее человечества, не могут создать собственную благополучную семью: суд обвиняет драматурга в убийстве супруги, композитор живёт с новой женой, не разведясь с прежней. Их идеалы расходятся с реальной жизнью.

Творчество раннего Скрябина принадлежит к бунинско-купринской эпохе в тех произведениях, в которых композитор передаёт хрупкую лирику, любовный восторг или экспрессию чувств.

Поэт Константин Бальмонт и Скрябин освещают тьму мира пламенем вдохновения.

«К звёздам!» - зовёт музыка Скрябина и проза Антуана де Сент-Экзюпери.

Скрябин, Рерих, Сент-Экзюпери – гуманисты наступающей космической эры.

Музыка Александра Скрябина и живопись Николая Рериха потрясают величественностью мироздания и созидательной работой вселенского духа. Эти гении претворяют в искусстве теософию Елены Блаватской и антропософию Рудольфа Штейнера.

Кандинский разливает краски по вселенной, Скрябин оглашает её трубными звуками: так вселенная оживает, наполняется человеческим духом. Именно этим деятели искусства вносят существенный вклад в разработку теории «ноосферы» Тейяра де Шардена и Владимира Вернадского.

Скрябин гениально претворяет в музыке русский научно-философский космизм Константина Циолковского и Александра Чижевского.

В музыке Скрябина слышится то, что православный философ Иван Ильин называет «дерзновенным лёгким полётом» человеческого духа к Богу. Неожиданно скрябинская музыка получает религиозный смысл.

Музыка Александра Скрябина зовёт человечество в прекрасное будущее.

138. Василенко – русский фавн. Его светлая, идиллическая музыка умиротворяет слушателей.
139. Музыка Сергея Рахманинова благоухает душистой сиренью.

Музыка Рахманинова чиста, как белые лилии.

В музыке Рахманинова слышится тихий шёпот берёзы, стоящей у дороги.

Музыку Рахманинова оглашают бубенцы несущейся тройки лошадей.

В музыке Рахманинова присутствует суровый дух староверов.

Музыка Рахманинова очистительна, как святая вода.

Музыка Рахманинова широка и раздольна, как матушка-Русь.

Под сводами неба звучат церковные колокола, в полях слышится задорная русская песня, по оврагам бегут весенние ручейки, оживает вся природа – вот о чём повествует музыка Рахманинова.

В груди Сергея Рахманинова бьётся беспокойное сердце русского интеллигента.

Рахманинов с молодых лет питает чувство любви и сострадания к людям.

В момент создания музыки Рахманинов подчиняется интуиции, а не логике.

Нередко в своей музыке Рахманинов-пианист оттесняет на задний план Рахманинова-композитора.

Творчество Рахманинова сопровождается кризисами и застоями. Это вполне естественно в период заката русской классической музыки.
 
В элегической музыке Сергей Рахманинов восхищается красотой и величием России.

Рахманинов глубоко обеспокоен судьбой матушки России.

Рахманинов остро переживает гибель отчизны.

И духом, и плотью Рахманинов неотделим от родины.

В эмиграции Рахманинов испытывает ностальгию по отчизне.

Во второй половине жизни Рахманинов, физически разлучённый с Россией, духовно остаётся связанным с ней. Его музыка пронизана светлой печалью и робкой надеждой вновь увидеть отчий дом.
 
В музыке Сергея Рахманинова печальный голос земли взывает к небу.

Рахманинов пишет музыку пробудившейся весны, водных потоков и небесных просторов!

Небо, опрокинутое на землю, и земля, обращённая к небу, – таково содержание элегических мелодий Рахманинова.

Широко льющиеся мелодии Рахманинова носят вселенский характер.

Лирика Сергея Рахманинова одухотворяет мироздание.
 
Лирика Рахманинова неотделима от русской природы.

Задумчивая лирическая мелодия Рахманинова струится, как лунный свет в тёплую летнюю ночь.

Лирика Рахманинова проникает в потаённые уголки души.

В лирической музыке Рахманинова мирно сосуществуют тихая меланхолия и волевой ритм.

Лирические откровения Рахманинова внезапно прерываются бурными потоками энергии и борьбы.

Рахманинов – всеохватывающий эпико-трагедийный лирик.

У великих композиторов есть произведения, которые становятся роковыми для их авторов: таковы Реквием Моцарта, опера «Кармен» Бизе, Шестая симфония Чайковского, Первая симфония Рахманинова. Нет, Рахманинов не умирает рано, он переносит психическое заболевание во цвете лет.

Второй фортепианный концерт Рахманинова – это действительно вдохновенное произведение, несмотря на то, что сквозь его материю проглядывают белые нитки Бетховена, Шопена и Чайковского. Впрочем, иногда эклектика бывает гениальной!

 Часто гении создают музыку, которую превзойти они сами уже не в состоянии: это «Иван Сусанин» Глинки, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова, Второй фортепианный концерт Рахманинова. Надо заметить, что эти шедевры создаются молодыми по возрасту людьми!

Сергей Рахманинов – очаровательный цветок в саду Роберта Шумана.

У Фредерика Шопена и Рахманинова – Небесная лирика.

Рахманиновская затаённая грусть рождается не без влияния поэтичной музыки Шопена.

Рахманинов берёт от Шопена возвышенные романтические чувства, от Чайковского – трагедийную лирику. В результате возникает оригинальный рахманиновский стиль.

Взволнованный романтический реализм утверждается в творчестве писателя Алексея Константиновича Толстова, живописца Виктора Васнецова, композиторов Антония Аренского, Василия Калинникова, Сергея Рахманинова. Их произведения по стилю можно отнести к лирическому эпосу.

Музыке Рахманинова свойственна тончайшая фетовская лирика.

Гении яростны в творчестве. Таковы Модест Мусоргский, Пётр Чайковский, Александр Скрябин. Иное дело – Рахманинов, проявляющий творческую активность только в отдельные периоды жизни. Поэтому о Рахманинове следует говорить, как о гении творческих взлётов и падений.

Рахманинов – второе дыхание Чайковского.

Таинство музыки Рахманинова состоит в том, что он наряду с роскошной летней порой Чайковского воплощает в ней все времена года: бурную весну, когда звенят ручьи, поют птицы, воздух чист и свеж; задумчивую осеннюю пору, когда хочется созерцать красоту мира! Рахманинов дополняет меланхолическую лирику Чайковского мужественной, волевой мелодикой: пора цветения сменяется порой ненастья и бурь.

Какова роль Чайковского в судьбе Рахманинова? Не становится ли Чайковский роковым человеком для Рахманинова, лермонтовским Печориным? Не встречает ли Рахманинов в лице Чайковского демоническую личность, набрасывающую на молодого автора капкан творческого бессилия? Здесь кроется некая тайна для истории.

Случалось, что Чайковский сжигал свои произведения. Это говорит о неустойчивой психике гениального композитора. Примерно то же самое происходит с Рахманиновым, чья творческая судьба оказывается драматичной: он не раз прекращает сочинять музыку. Чайковский поступается жизнью ради творчества, Рахманинов – творчеством ради жизни: чья судьба трагичнее – это ещё вопрос!

Музыка Чайковского – торжество жизни, Рахманинова – вдохновенный порыв к Небесам, Скрябина – неудержимый полёт в космос. Русские композиторы подобно русским религиозным философам совершают восхождение от земли к небу, от неба – к космосу.

Архип Куинджи перестаёт выставлять картины в 40 лет, Чайковский уходит из жизни в 53 года, Скрябин умирает в 43-х летнем возрасте, Рахманинов перестаёт сочинять музыку после отъезда за границу в 44 года. Жаль, что творческий век этих гениев столь короток!

Меланхолия Рахманинова печальна, спокойна, благородна, возвышенна, светла. Она пленительна как живопись Василия Поленова. Музыку Рахманинова отличает сокровенная, если не сакральная близость к русской природе.

Между Рахманиновым и Роджеро Леонкавалло множество общих точек соприкосновения: «Алеко» и «Паяцы» создаются примерно в одно и то же время, арии этих опер отличаются повышенным эмоциональным тоном, чувства и переживания героев полны страстности и драматизма. Кроме того, эти композиторы пишут оперы на пушкинскую поэму «Цыганы».

Исключительно эмоциональную музыку Джакомо Пуччини усиливает сдержанный трагизм. Такие же черты свойственны и музыке Рахманинова.

Мелодизм Рахманинова – это синтез целомудренной музыки Аренского и лирико-драматической музыки Чайковского.
 
Теплоту лирического чувства и былинный размах повествования Рахманинов наследует от учителя Антония Аренского.

В произведениях Аренского гедонистическая лирика, в музыке Рахманинова – импульсивная. Аренский – безмятежный, Рахманинов – тревожный.

Аренский, Калинников, Глазунов, Рахманинов вырабатывают собственный музыкальный язык, в котором достигается органическое единство русской народной песни и городского романса, мелодекламации Мусоргского и мелодизма Чайковского.

Величаво, с затаённой грустью звучит лирика в симфонических полотнах Рахманинова и Яна Сибелиуса: это два белых лебедя прощаются с родными краями.

Иван Бунин, Валентин Серов, Сергей Рахманинов создают гимн природы средней полосы России. Их задумчивая лирика сменяется взволнованным чувством, духовной устремлённостью к чистому облику женщины. В их произведениях присутствует прозрачный летний колорит, рассеянный свет, неглубокие тени, зыбкие акварельные краски. Этот мир приятен и радостен. Хочется жить, любить, творить, грезить о счастливых днях. Да, они были раньше, есть и сейчас. Но мечты композиторов уносятся в даль неосуществлённых желаний. Нежные мелодии Рахманинов пишет словно для ангелов!

Главная тема лирической прозы Бунина, взволнованной музыки Рахманинова, изысканной живописи Серова – это любовное прощание с Россией, миром возвышенных стремлений, несбывшихся надежд.

Иван Бунин, Александр Бенуа, Сергей Рахманинов – великая троица художников, сохраняющих верность русским классическим традициям в бурном XX веке.

Источник трогательной лирики Рахманинова и Бунина кроется в пленительной живописи Василия Поленова. В этом несложно убедиться, сопоставив «Бабушкин сад» Поленова (1878), медленную часть Второго концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова (1901), рассказ «Тёмные аллеи» Бунина (1943).

Бунин и Рахманинов – певцы лунной ночи. Бунин творит музыкальную поэзию, Рахманинов – поэтическую музыку.

Рахманинов создает музыку красивую, возвышенную, небесную, так сказать, бунинскую, и музыку энергичную, мужественную, земную – купринскую.

Корни музыки Скрябина – в Шопене, Рахманинова – в Шумане.

Рахманинов в музыке – земной и небесный, Скрябин – космический.

В музыке Рахманинова дышит, волнуется и торжествует жизнь, в скрябинской музыке – дерзкий человек уносится в космос.

Музыка Скрябина – это мгновенный взлёт в космическое пространство, Рахманинова – глубокая дума о России.

Меланхолическая ностальгия слышится в музыке Николая Черепнина, Николая Метнера и Сергея Рахманинова – русских композиторов-эмигрантов первой половины XX века.

Музыка Рахманинова – романтическая, поэзия Александра Блока – символическая. Общее у них то, что они погружаются в магию звука, в магию слова, и то, что красота их искусства носит печальный и таинственный оттенок. Это красота просветлённой ночи. Над ними льётся лунный свет, сияют яркие звёзды, их взоры теряются в млечной туманности.

Поэт Блок, живописец Сомов, композитор Рахманинов воспевают скорбную красоту женщины, в чьём благородном лице сияет небесная чистота и святость.

Рахманинов – как Блок мечтателен, Сергей Прокофьев – как Владимир Маяковский энергичен, Александр Мосолов – как Марина Цветаева первозданен.

В музыке Рахманинова льётся лунный свет, музыка Прокофьева – ослепительно солнечная: у одного – свет ночи, у другого – свет дня!

Импульсивный ритм и пленительная лирика позволяют сопоставлять рахманиновскую рапсодию на тему Паганини с «Аранхуэсским концертом» Хоакина Родриго, написанным на мелодии Гаспара Санса.

Гений создаёт новое качество, талант видоизменяет старый материал. В правоте этой истины можно убедиться на примере оперы «Алеко», сочинённой молодым Рахманиновым, и оперы «Мёртвые души» маститого Родиона Щедрина. Рахманинов синтезирует музыкальный язык, с одной стороны, Мусоргского и Римского-Корсакова, с другой – Чайковского, в результате возникает новый, рахманиновский стиль. «Мёртвые души» Щедрина вбирают в себя характерные черты «Женитьбы» Мусоргского и «Носа» Дмитрия Шостаковича. При этом качественно новой музыки у Щедрина не возникает.