Удивительные апокрифы

Ангелина Кныш
Недавно министр образования Украины привела интересную статистику, отражающую наиболее и наименее популярные специальности среди абитуриентов 2017 года.
 
Самыми востребованными были (по убыванию): филология (за счет изучения иностранных языков), право, менеджмент, медицина, компьютерные науки, туризм.
 
Самыми непопулярными оказались: БОГОСЛОВИЕ, гидроэнергетика, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, судостроение, деревообрабатывающие и мебельные технологии, атомная энергетика, гидротехническое строительство, водная инженерия.

Короче, не интересует молодежь ни христианство с его духовными идеалами, ни спасение души, ни наказание за грехи, и это – основной итог деятельности православной церкви за последние десятилетия, когда ей был дан удивительный по нынешним временам карт-бланш.

Между тем, здесь даже не столько на церковь хочется «наехать» (что толку?), сколько восскорбеть о людях, довольствующихся всякой фальшью, дешевкой, примитивной блестящей мишурой и не желающих постигать суть вещей. Все они живут по принципу: при минимуме усилий чтоб было «все, как у людей».  Ну что же, флаг им в руки – «широка дорога, ведущая в погибель», как раз на большое стадо и рассчитана.

Мы же останемся среди тех, кто желал бы попасть в малое стадо Христово, кому интересно постигать законы духовной жизни и небезразлична судьба собственной души.

Читая ежедневно в течение уже многих лет по три главы из Евангелия, довелось обратить внимание на то, что в церковных службах и праздниках отражены некоторые события, которых нет в Евангелии. Например, сошествие Христа в ад, введение Богородицы в Храм, Ее успение и т.д. Священники, как всегда, толком ничего не объясняют, вскользь упоминая лишь о некоем церковном предании.

Копнув глубже в этом направлении, удалось узнать об интересных вещах. Оказывается, Церковь опирается не только на 27 канонических книг Евангелия, но и на ряд апокрифов (евангельские тексты, по тем или иным причинам не вошедшие в канон).
 
Более того, среди КАНОНИЧЕСКИХ книг Евангелия есть БЕССПОРНО канонические (признаваемые богословами во все времена): четыре Евангелия, Деяния апостолов, 13 посланий апостола Павла (за исключением послания к евреям), 1-е послание Петра и 1-е послание Иоанна) и те, по поводу подлинности и боговдохновенности которых высказывались немалые сомнения (послание Иакова, Иуды, Павла к евреям, 2-е послание Петра, 2-е и 3-е послания Иоанна, Апокалипсис Иоанна).

Наряду с этим, среди АПОКРИФОВ находятся не только многочисленные подделки, но и произведения, которые в ранние века христианства ВХОДИЛИ В КАНОН, но затем были исключены христианскими соборами нередко из-за каких-то не очень убедительных аргументов: 1-е и 2-е послания римского епископа Климента, Пастырь Гермы, Дидахе (учение 12 апостолов), послание Варнавы и некоторые другие.

Именно такие апокрифические произведения, как Евангелие от Никодима и Первоевангелие Иакова описывают сошествие Христа в ад и некоторые события, связанные с Богородицей. Эти книги никогда не входили в канон, но, тем не менее, послужили основанием для общепризнанных христианских эпизодов.
 
Можно ли было устоять, чтобы не прочитать в тот же час вышеперечисленные исключенные из канона Евангелия книги? Разумеется, нет! И вот какие впечатления они оставили.

На «едином духу» и с интересом к новым подробностям, словно продолжение канонических евангельских текстов, были прочитаны оба послания Климента и Дидахе, менее впечатлил Пастырь Гермы, а послание Варнавы вселило даже некоторое недоверие  (особенно «убиение во чреве младенцев» – неужели уже в I веке этим занимались?).

Хотелось бы привести некоторые выдержки.
 
«Бог пришел призвать ко спасению не по лицу судя, а тех, КОГО УГОТОВАЛ ДУХ» (Дидахе).

«Относительно пищи понеси то, что можешь, но крепко воздерживайся от идоложертвенного, ибо это есть служение мертвым богам» (Дидахе).

«Прилепитесь к святым, ибо прилепляющиеся к ним освятятся. С мужем невинным будешь невинным, С ИЗБРАННЫМ БУДЕШЬ ИЗБРАН, а с развращенными развратишься. Итак, присоединимся к невинным и праведным, они-то суть избранные Божиии» (1-е послание Климента).

«Блаженны те, коих беззакония отпущены и которых покрылись грехи. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в УСТАХ ЕГО НЕТ ОБМАНА. Это обещание блаженства относится к тем, которые ИЗБРАНЫ БОГОМ через Иисуса Христа, Господа нашего. Ему слава во веки веков. Аминь» (1-е послание Климента).

«Итак, братья, мы тогда только получим жизнь вечную, когда исполним волю Отца, СОХРАНИМ В ЧИСТОТЕ ПЛОТЬ и соблюдем заповеди Господни. Ибо Господь говорит в благовестии: если вы не сохраните малое, кто вам даст великое? Говорю вам: верный в малом и во многом верен будет. Это значит: сохраните плоть в чистоте и ПЕЧАТЬ БЕЗ ПОВРЕЖДЕНИЯ, чтобы получить жизнь вечную.
 
 Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет. Знайте: в чем вы спасены, в чем прозрели, если не во плоти?  Поэтому нам должно хранить плоть, как храм Божий.  Ибо как призваны во плоти, так и на суд придете во плоти же.  Единый Христос Господь, спасший нас, хотя прежде был Духом, сделался плотию, и, таким образом, призвал нас, так и мы получим награду в этой плоти» (2-е послание Климента).