Отпускаю

Ольга Сирото
(мелодрама, спин-офф по пьесе Л.Н. Толстого "Живой труп")

Действующие лица:
Маргарита Протасова
Макс Протасов - её муж
Анна Павловна - мать Макса
Виктория Каренина - подруга семьи Протасовых
Серж - друг Маргариты
Первый следователь
Второй следователь

Картина первая

МАРГАРИТА - Видите ли… Меня, как и вас, иногда коробит от невыносимого запаха актёра, который позволяет себе разговаривать со зрителем вот так, напрямую. Но так будет лучше. И честнее. Я хочу, чтобы вы знали всё. История моя ужасно личная… Видите ли… Я - труп. Нет, не призрак, а именно труп. После моей смерти мой муж овдовел и вскоре снова женился… Ладно. Хорошо, я расскажу обо всём по порядку. В общем… Когда-то давно я вышла замуж за прекрасного человека. Мы прожили вместе 10 лет. Но однажды я поняла, что он больше не любит меня. Он делал всё то же самое: дарил цветы по праздникам, иногда встречал с работы, иногда ходил в гости к общим знакомым. Но в его глазах что-то изменилось – он стал смотреть мимо меня. Его мысли были всё время где-то, не со мной. Я чувствовала: между нами с каждым днём образовывалась какая-то пропасть…  Мы стали просто взаимно непереносимы. Мы стали мучить друг друга. Ни дня не проходило, чтобы  мы не поругались, не поссорились… А тут - она: мягкая, добрая, смиренная, сдержанная. Она знала моего мужа с детства, любила его, но когда он женился на мне, то Вика смирилась и не стала лезть в нашу жизнь… Да, кстати, её зовут Виктория… Красивое имя, не правда ли?.. О чём я… Да. Она стала чаще бывать у нас… И они влюбились друг в друга. И всё это на моих глазах! Я просто с ума сходила… Я ушла от него, чтобы некоторое время пожить отдельно и прийти в себя. Не помогло. Во мне всё горело. Я не могла ни думать, ни сдерживаться. Ничто не могло притупить разрывающую меня изнутри боль. Ведь я любила его. Всё ещё любила и не знала, что с собой делать. Они смотрели друг на друга так нежно, так страстно, как было в нашей с ним жизни 10 лет назад… Я вдруг поняла - он нашёл с ней то, что потерял со мной… И однажды он всё-таки попросил меня о разводе. Никогда в жизни я не чувствовала себя такой убитой, так в ту минуту… Я не могла… Поверите ли, мне легче было покончить собой, чем согласиться на развод. И я уже хотела покончить собой. А тут добрый человек говорит: зачем?.. И всё устроили. Я оставила прощальное письмо и на другой день исчезла… Что самое удивительное - моё «тело» тоже нашли. Через неделю выловили из реки. Вызвали мужа на опознание. Разложившееся тело, на руке - обручальное кольцо. Он взглянул. - Она? - Она. - Так и осталось. «Меня» похоронили. А они поженились и живут здесь, и благоденствуют… А я - вот она. Живая… Иногда, правда, так накатывает, а иногда ничего… Ничего… Ничего… Похоже, мой монолог затянулся. Вы всё-таки заплатили деньги за спектакль и ждёте его продолжения. Так что я сейчас уйду, а вы смотрите спектакль. Да, кстати, остальные люди в этой истории будут делать вид, что не замечают вас. Не вините их в этом, ведь они так просто привыкли.

Картина вторая
Квартира Макса.

АННА ПАВЛОВНА (разговаривает по телефону) - Алло… Ты пропала куда-то… Нет, я спокойна. Что сделано, то сделано. Я - мать. И если я не только допустила, но радуюсь тому, что мой сын уходит от неё - значит стоит она того. Надо радоваться, а не печалиться…
МАКС (его появления она не заметила) - Как ты это говоришь легко…
АННА ПАВЛОВНА (в трубку) - Прости, я тебе перезвоню. Макс вернулся.
МАКС - Да нет, ты продолжай, мама…
АННА ПАВЛОВНА - Сыночек… У меня всё сердце за тебя изболелось. (Звонок телефона) Да! Алло! Нет. Сегодня не нужно делать доставку… Прости, сыночка… Подождите, я запишу… да… (выходит за дверь)

Из-за двери доносятся обрывки фраз из её активных телефонных переговоров. МАКС некоторое время стоит молча, о чём-то думает, потом обувается, берёт ключи и уходит.

АННА ПАВЛОВНА (возвращается, заканчивая телефонный разговор) - До свиданья. Хорошо… Да… Хорошо (телефонные переговоры закончены) Макс? (видит, что он ушёл, берёт со столика журнал и удобно устраивается в кресле. Звонок в дверь) Иду, сыночек. Ты ключи забыл, да? (открывает дверь, на пороге ВИКА)
ВИКА - Здравствуйте, Анна Павловна.
АННА ПАВЛОВНА - Я думала, это Макс… А вы с ним не пересеклись?
ВИКА - Нет.
АННА ПАВЛОВНА - Да ты заходи. Я сейчас. Мне лекарство пора пить… Господи! Когда же это всё закончится? Как же я измоталась.
ВИКА - А Максим давно ушёл?
АННА ПАВЛОВНА - Нет… Нет, ну ведь тут всё давно понятно! Их брак уже давно трещал по швам. Он и сам это понимает. Развелись бы уже, да жили спокойно.
ВИКА - Да… Но Рита ведь так любила Макса.
АННА ПАВЛОВНА - Любила… Но тут уж, честно сказать, от её любви ничего давно не осталось. В Максимушка мучается. Разве можно такую любить?
ВИКА - Для любви всё можно.
АННА ПАВЛОВНА - Ну да… уж… да уж… Стерва!
Пауза.
МАКС (возвращается, разговаривает по телефону) - Нет. Я не могу. Я её знаю: это первый порыв. И даже если, как всегда, он будет хорошим, но потом чьё-нибудь влияние - и она передумает и сделает не то, что хочет… Не знаю. Ну, а я-то что?.. Ладно, давай! (убирает телефон) Привет.
ВИКА - Привет.
МАКС проходит мимо, в свою комнату.
ВИКА - Ладно, я пойду. Анна Павловна, закройте за мной?
АННА ПАВЛОВНА - А ты чего приходила, Вика?
ВИКА - Да так, ничего. В другой раз. Потом… Потом… (уходит)
АННА ПАВЛОВНА - Ничего я у вас не понимаю… Господи, да делайте вы что хотите!
МАКС (входит) - А Вика где?
АННА ПАВЛОВНА - Ушла.
МАКС - Я хотел попросить её кое о чём… Мама… Понимаешь, я не могу вот так расстаться с Марго… Мне нужно увидеть её.
АННА ПАВЛОВНА - Опять всё сначала?
МАКС - Я хотел, я старался, но я не могу… (в телефон) Алло!.. Вика. Ты ещё не далеко ушла? Да. Вернись к нам, пожалуйста… Хорошо… (убирает телефон)
АННА ПАВЛОВНА - Максим!
МАКС - Я не могу без неё, мама. Как ты этого не можешь понять?
АННА ПАВЛОВНА - Так что же, ты хочешь вернуть её?
МАКС - Да.
АННА ПАВЛОВНА - Опять впустить в дом эту гадину?
МАКС - Мама, я прошу тебя не говорить так про мою жену.
АННА ПАВЛОВНА - Она была твоей женой.
МАКС - Она и сейчас моя жена.
АННА ПАВЛОВНА - Ты никак не можешь расстаться с этой стервой, которая всего тебя наизнанку вывернула? Да пойми ты! Она тебя не любит.
МАКС - Прекрати!.. Не мучай меня. Мне и так тяжело…
АННА ПАВЛОВНА - Я мучаю? Так я уеду. Не могу я видеть этого! То разбежались, то сбежались… Я что, думаешь, не вижу, что вы сами этого хотите. А я вам мешаю! Ничего я у вас здесь не понимаю… Зачем ты Вику позвал? Что это?
МАКС - Я хочу, чтобы она кое-что передала от меня Марго.
АННА ПАВЛОВНА - Этого не доставало! Зачем ты именно её просишь? Я не понимаю.
МАКС - А что?
АННА ПАВЛОВНА - Ты что, думаешь, я слепая?
МАКС - Перестань!.. А кого же я могу ещё попросить? (Пауза) Как ты думаешь? Марго вернётся ко мне?
АННА ПАВЛОВНА - Не знаю.
МАКС - Всё будет хорошо, мама. Ничего… Ничего… Ничего…

Картина третья

МАРГАРИТА -  Конечно «ничего».  Ничего особенного по началу и не происходило. Ну, разводится семейная пара. Ну и что?.. Кстати, на тысячу браков в России сейчас приходится 540 разводов. Статистика. Но вот кто бы объяснил мне, какими цифрами можно измерить душевную боль от всего этого… Я не знаю… А вы?..
Входит ВИКА.
ВИКА - Рита…Ты прости, что я так поздно.
МАРГАРИТА - Вот уж кого не ждала. Ну, заходи.
ВИКА - Мне нужно поговорить с тобой.
МАРГАРИТА - О чём?
ВИКА - Твой муж просил меня передать тебе вот это (передаёт конверт).
МАРГАРИТА - И что там?
ВИКА - Не знаю.
МАРГАРИТА - И что? Он просил тебя поговорить со мной?
ВИКА - Он ждёт тебя. Просит всё забыть и вернуться.
МАРГАРИТА - Я, конечно, всё понимаю. Но почему ты?
ВИКА - Он попросил меня.
МАРГАРИТА - Так…
ВИКА - Но я не столько от его имени, сколько сама от себя прошу: поедем. Он тебя ждёт.
МАРГАРИТА - Зачем?.. Вика, послушай. Ты лучше меня. Лучше меня ведь нетрудно быть, да? А ты хорошая, чудная женщина. Я не изменю своего решения. Я не могу и не хочу больше всё это продолжать.
ВИКА - Хочешь, я скажу, что ты вернёшься, а завтра…
МАРГАРИТА - А завтра что? Всё равно я - буду я. А он - это он. Нет. Зуб лучше сразу выдернуть. Всё кончено.
ВИКА - Для тебя, но не для него.
МАРГАРИТА - Удивительно, что именно ты заботишься о том, чтобы мы не разводились…
ВИКА - Прости, если тебе неприятно, но, ради Бога, выслушай меня.
МАРГАРИТА - Слушаю. Только, пожалуйста, недолго.
ВИКА - Рита, вернись домой.
МАРГАРИТА - Знаешь, на твоём месте я бы сделала то же самое: постаралась бы как-нибудь вернуть всё, чтобы было по-старому. Так ведь проще и понятнее, правда? Есть муж, есть жена… а ты бы так же продолжала ходить к нам в гости и делать вид, что являешься подругой семьи.
ВИКА - Зачем ты так говоришь?
МАРГАРИТА - Знаешь, толстую бумагу перегибай 100 раз - она всё держится, а перегнёшь 101-й раз, и она разойдётся. Мне слишком больно видеть всё это.
ВИКА - Нет, ну что ты…
МАРГАРИТА - Говоришь нет, а сама знаешь, что да.
ВИКА (через паузу) - Неужели всё так и останется?
МАРГАРИТА - Да.
ВИКА - Рита, вернись к нему, он ждёт.
МАРГАРИТА - Всё, хватит об этом. Я не вернусь.
ВИКА - Нет, я не верю. Я не хочу верить.
МАРГАРИТА - Да пойми ты, я здесь уже лишняя. Ты думаешь, я ревную? Нисколько.
ВИКА - Не говори так.
МАРГАРИТА - Ведь мы обе знаем, что это правда. Я освобождаю его, это самое лучшее, что я могу для него сделать. Я не вернусь и дам ему свободу - мы разведёмся. Так и скажи… Возможно, я и сама долго не задержусь на свободе.
ВИКА - У тебя кто-то есть?
МАРГАРИТА (после небольшой паузы, отведя взгляд) - Есть.
ВИКА - Рита… А что ты будешь делать завтра?
МАРГАРИТА - Не знаю… Буду жить дальше (уходит)

Картина четвёртая

МАКС – У Марго есть мужчина!?... (неожиданно начинает смеяться)  Спасибо тебе, Вика! Ты… Ты настоящий друг!
ВИКА – Я-то тут при чём? Меня за что благодарить?
МАКС – Да ты просто сама не понимаешь, что это! С ума сойти!... Господи!... Ну, Марго… удивила.
ВИКА – Тебе неприятно, да?
МАКС – Да наоборот! Ты представляешь – я не ревную. Я ни капли не ревную! Может, я и правда, сумасшедший… У моей жены, с которой мы даже ещё не развелись, есть какой-то мужик, а я не ревную. И знаешь, мне даже плевать!
ВИКА - Ты значит рад?
МАКС - Да подожди, Вика… Дай мне сказать… Прости, мысли разбегаются… Сейчас…
ВИКА (в её голосе слышится грусть, но вместе с тем и нескрываемое волнение) – Максим, я никуда не спешу. Не волнуйся так, пожалуйста…
МАКС – Вика, я теперь могу сказать… Теперь могу. Меня это так мучило… мучило то, что я чувствовал… Короче, я чувствовал, что люблю двух. Двух! Понимаешь?.. Тебя и её. Нет, к ней я привык. Ты понимаешь? Мы 10 лет вместе, бок о бок. Я её любил и её же ненавидел за то, что она меня к себе привязала. Она лишила меня свободы. Всегда и везде за ней оставалось последнее слово. Всё в нашей семье решала она одна. Вика, я вдруг однажды утром проснулся и понял, что мы с ней просто поменялись ролями:  она была мужиком, а я рядом с ней – безвольной бабой. И что самое страшное – я привык так жить! И любить её тоже привык. И я бы до конца своих дней так и прожил бы, и сдох бы в полной уверенности, что так и надо жить! И если бы я тогда тебя не встретил, то никогда бы не вернулся к себе самому. Никогда бы не понял, как это – быть нормальным мужиком и самому решать всё в своей жизни. Я влюбился в тебя – и всё перевернулось с ног на голову. И это было невыносимо – жить с ней, а думать о тебе. А теперь, когда я узнал, что у неё есть другой, я вдруг почувствовал, что освободился и могу больше не врать, не метаться. Вика, я люблю только тебя одну! Теперь наконец всё встало на свои места.  Осталось только дождаться развода, всего лишь штампа в паспорте… Но это всё уже такие мелочи.
ВИКА – Да, скоро. Скоро…
МАКС – Разве ты не рада?
ВИКА – Если бы я не знала Марго так хорошо, то подумала бы, что она делает это нарочно… Бросает вызов.
МАКС - Она? Нет. Брось. Она слишком прямолинейна для этого. Насчёт нас… она уже давно всё чувствовала, поэтому и бесилась. А теперь успокоилась, потому что нашла мне замену… Нет, ну надо же!
ВИКА – А может, она просто отомстить тебе хочет?
МАКС – Да плевать! Вика, какой же я счастливый!
ВИКА - Я тоже.
МАКС – Господи! Счастливый, как мальчишка! Вика, милая, я люблю тебя.
ВИКА – Правда, любишь? Без возврата?
МАКС - Абсолютно.
ВИКА - Даже если Марго передумает и решит вернуться к тебе?
МАКС – Да.
ВИКА – Знаешь, я хочу, чтобы она к тебе никогда не возвращалась. Чтобы её… вообще… (плачет)
МАКС – Ты чего, милая моя? Милая моя,  я теперь всегда буду с тобой.
ВИКА - Максим, можно я скажу тебе кое-что?
МАКС - Да. Говори. Говори, дорогая.
ВИКА - Когда вы ещё только начали встречаться с ней, я вдруг неожиданно для себя сразу поняла, что потеряла тебя. Потеряла тебя навсегда. Я уже тогда знала, что вы поженитесь. И вы поженились и исчезли на много лет. Сколько же я слёз тогда выплакала, как я себя ругала! Скажи, ну зачем я тогда так себя берегла, для кого? Кому нужно было моё целомудрие? Горделивая дура! И вдруг спустя много лет мы с тобой встречаемся в каком-то глупом супермаркете, с глупыми корзинками продуктов к глупому празднику 8 Марта.
МАКС – Ну почему же глупому?
ВИКА – Да потому что глупо самой себе из года в год покупать подарки к 8 Марта! (смеётся) Да, видок у меня тогда и правда был жалкий.
МАКС – Не придумывай то, чего не было. Ты была великолепна.
ВИКА (снова стала серьёзной) – Я не об этом. Просто в этот вечер вы пригласили меня к себе в гости. Уходя от вас, я впервые за много лет была такой окрылённой! Я просто почувствовала, что между мной и тобой снова проскочила какая-то искра чего-то большего, чем просто старая дружба. А с другой стороны я понимала, что уже ничего не изменить – вы женаты, и по-другому нельзя. Потом Марго начала мучить тебя своими метаниями и «поисками себя». А я почувствовала, что моя поддержка тебе необходима. Но ты… ты боялся меня… То есть ты боялся относиться ко мне, как к женщине. Я была для тебя всего лишь подругой детства, подругой семьи. И всё же я была счастлива - у меня появилась слабая, но надежда. Потом, когда Марго стала невыносима, и ты предложил ей пожить некоторое время отдельно… Я знаю. Это была твоя идея - не её. И я в тот день впервые сказала тебе обо всём, что чувствую. И ты не сказал - нет. Я ушла в слезах, но если бы у меня спросили, чего я ещё хочу, я бы сказала: «Больше уже ничего, мой милый!» И вот ты наконец сказал, что любишь меня одну. Всё! Моя мечта наконец-то сбылась! Мы вместе. И чего мне ещё ждать? Но нет! Теперь я мучаюсь прошлым. Мне бы так хотелось, чтобы не было этого прошлого! Не было бы всего того, что напоминает о ней! Я хочу, чтобы она исчезла!
МАКС - Вика…
ВИКА - Прости! Прости меня, Макс! Что я говорю? Это всё потому, что я боюсь снова потерять тебя! Максим, я не хочу, чтобы мы с тобой говорили о ней. Прости, я полная дура! Я знаю, что должна бороться с собой, со своим эгоизмом... Я люблю тебя.
МАКС – Так, наверное, и надо. Вика, милая моя, я хочу, чтобы ты знала: из моего сердца исчезло всё прежнее, кроме тебя.
ВИКА - Всё?
МАКС - Всё-всё. Милая, милая моя… Я так тебя люблю! (поцелуй, затемнение).

Картина пятая

МАРГАРИТА (сидит на сцене, рядом с ней ноутбук) - Вас ещё не мутит от их «высокопарности»? Мне, простите, уже тошно… И всё же вот что приходит мне на ум: если бы наша жизнь подчинялась только строгим законам причины и следствия и всегда можно было бы предсказать исход событий, то мы стали бы только сборищем бездушных механических игрушек. А сейчас - не зная, что за поворотом - мы ведём волнующую игру. Эксперимент. Это как сдавать экзамен по предмету, который не знаешь, и получить очередной вопрос…

Звонок по скайпу.

МАРГАРИТА - Чёртовы воспоминания! Иногда мне кажется, что они похожи на любимый шарфик, на котором рано или поздно захочется повеситься.

Звонок по скайпу повторяется.

СЕРЖ - С днём рождения, красотка!
МАРГАРИТА - Ха! Спасибо, конечно. Только такой оригинал, как ты, может поздравить труп с днём рождения.
СЕРЖ - Очень смешно… Послушай, мадам труп… пардон, мадам живой труп… раз уж ты сама об этом заговорила… Ты когда-нибудь думаешь заканчивать этот дурацкий спектакль?
МАРГАРИТА - Это не спектакль, а эксперимент. Я проверяю, сколько времени мир может выдержать человека, если тот будет до конца честным… хотя бы по отношению к любимому.
СЕРЖ - Имитировать собственные похороны - это по-твоему честно? Радоваться тому, что какую-то женщину выловили из реки и случайно приняли за тебя именно в тот момент, когда ты решила наложить на себя руки, - честно? Прямо мастер-класс на тему: «Я честная».
МАРГАРИТА - Не издевайся. Значит так надо.
СЕРЖ - Марго, ну ты же умная девочка… Твой идиотский эксперимент…
МАРГАРИТА  (не даёт ему договорить) - Я не собираюсь больше это обсуждать! Так надо!
СЕРЖ - Не кричи на своего Сержика, именинница.
МАРГАРИТА (разгорячённая) - И вообще… пошёл ты со своим поздравлением! Придурок! (связь прерывается, затемнение)

Картина шестая

ВИКА (держит какое-то письмо) - Максим, милый… Я не могу… Скажи, что это шутка!
МАКС - Что случилось, дорогая? Господи, да на тебе лица нет!
ВИКА - Читай.

МАКС открывает письмо, читает его МАРГАРИТА (возможно, она появляется здесь же, на заднем плане)

МАРГАРИТА - Милые и дорогие Максим, Вика. Обращаюсь к вам обоим. Я не лгу, называя вас милыми и дорогими. Мне трудно справиться со своими чувствами, когда я думаю о вас и о вашей любви. Всё знаю. Знаю, что несмотря на то, что я жена, я своим присутствием помешала вам. Я лишняя. Теоретически люблю вас обоих, особенно Макса… Знаю, что я не права, но не могу измениться… Мне надоело делать вид, что ничего не вижу и подыгрывать вам. Всё это невыносимо. Я не могу принимать участие в этой гадости и поняла это уже давно. Теперь же просто не могу. Единственный выход, который я вижу - самый простой: вам надо пожениться и быть счастливыми. Я мешаю этому и, следовательно, должна нейтрализоваться. Я должна уничтожиться. Я и уничтожаюсь. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых.
P.S. Да, Макс, мне очень неприятно было получить от тебя деньги на развод. Тем более, что ты заставил это сделать Вику. Ну, что же делать. Я столько раз ошибалась. Можно и вам один раз ошибиться (уходит, оставляя деньги)
ВИКА - Господи! Макс?! Она убила себя?! МАКС!
МАКС - Она никогда не врёт.
ВИКА - Я чувствовала! Я чувствовала, что она не уйдёт просто так из твоей жизни! Ненавижу её!
МАКС - Прекрати! Не смей так говорить о ней!
ВИКА - Что?
МАКС – Это ты напророчила!
ВИКА – Я?
МАКС – Ты сама говорила: «Хочу, чтобы она исчезла!»
ВИКА – Но я же не это имела ввиду! Я не хотела, чтобы она умерла! Макс!
МАКС – Ну, почему? Почему у меня всё так, через… Почему я не могу просто быть счастливым? Господи, за что мне всё это?
ВИКА – Максим, успокойся! Может, это ещё неправда?
МАКС - Я не должен был уходить от неё! Я же мужик, нужно было перетерпеть.
ВИКА - Что перетерпеть? Если ты её разлюбил, то зачем вам было жить вместе?
МАКС - Это я её убил! (отворачивается, прячет слёзы)
ВИКА - Это не ты, а она сама себя убила. Ты не виноват! Ты всё сделал правильно. Любимый мой, посмотри, посмотри на меня, пожалуйста! Максим, всё случилось так, как должно было случиться. Если люди не любят друг друга, им не надо быть вместе.
МАКС - Ты вообще понимаешь, что такое говоришь?! Она убила себя! Её больше нет! По-твоему так и должно быть?! Я ненавижу тебя! Ненавижу! (уходит)
ВИКА (за ним) - Максим! Милый! Прости, прости меня! Максим!

Картина седьмая

МАРГАРИТА - Я понимаю. Я всё понимаю. Он её любит. Всё равно любит. Она лучше меня. Родные души. Они же всё равно притянут друг друга. Мне нужно научиться принимать всё это безумие… Принимать себя… Принимать себя... Нужно научиться принимать себя… И отпускать… Я должна отпустить его… Нужно быть сильной… Нужно быть сильной…

Кто-то открывает своими ключами входную дверь. Входит СЕРЖ

СЕРЖ – Я не понял? Что это такое было? Почему отключаемся?
МАРГАРИТА – Прости. Со скайпом, наверное, проблемы. Отрубается.
СЕРЖ – Это у тебя не со скайпом, а с головой проблемы. Знаешь, что я тебе скажу, истеричка: мне всё это надоело! Ты живёшь в моей квартире, за мой счёт… да ещё меня же и посылаешь куда подальше.
МАРГАРИТА - Серж, ну не начинай! Прости.  Ну, погорячилась. С кем не бывает. Нервы не к чёрту.
СЕРЖ - Ты не работаешь, из дома не выходишь, с людьми не общаешься… Сколько это будет длиться? Не кажется ли тебе, что твой «эксперимент» затянулся?
МАРГАРИТА - А куда я пойду?! У меня ничего нет - ни мужа, ни дома, ни паспорта! Меня - Маргариты Александровны Протасовой - вообще нет! Я - живой труп!
СЕРЖ - Милая моя Марго, ты, когда заваривала всю эту кашу, о чём думала? Пойми и меня… Да слушай меня, наконец! Сядь и слушай! Это важно для нас обоих! Мне предложили выгодный контракт в Лондоне. Я продаю всю свою недвижимость и уезжаю из этой нищебродской страны!
МАРГАРИТА - Подожди, Сержик! А как же… Как же я? Что будет со мной?
СЕРЖ - Я не знаю, дорогая. Когда я звонил тебе, чтобы поздравить с днём рождения, то хотел всё это по-хорошему обговорить, а ты меня послала куда подальше.
МАРГАРИТА - Прости, Сержик! Но подожди…
СЕРЖ - Марго, девочка моя. Ты очаровательная женщина. И за твою красоту тебе многое сходит с рук. Но, чёрт побери, сколько можно ходить в монашках?!
МАРГАРИТА - То есть?
СЕРЖ - Ты что, не догоняешь? Или впрямь прикидываешься?
МАРГАРИТА - Серж…
СЕРЖ - Послушай меня, дорогая. Я - нормальный мужик. За мной бабы толпами увиваются. А я всё, как последний дебил, жду, когда ты наконец хотя бы в благодарность за всё то, что я для тебя делаю, примешь меня в свои горячие объятия… Слушай и не перебивай! Сейчас я говорю, а ты слушаешь… Да, я тебе друг. Но ты пойми - дружбы между мужчиной и женщиной не существует! Оба встречаются с одной только целью - как можно скорее с этим покончить и перейти дальше.
МАРГАРИТА - Серж, ты же знаешь - я не могу. Я люблю Макса.
СЕРЖ - А я люблю тебя, идиотка!
МАРГАРИТА - И что же мне теперь делать?
СЕРЖ - Подумай…
МАРГАРИТА - Я не люблю тебя… Прости, но мне противно говорить сейчас обо всём этом… чувствую себя, как в дурацком сериале для домохозяек.
СЕРЖ - Ну да… (пауза) Значит так. Пора тебе,  моя дорогая Марго, освобождать крепость.
МАРГАРИТА - То есть?
СЕРЖ - Либо ты будешь моей женщиной и поедешь со мной не куда-нибудь, а в Лондон… либо выходи из сумрака и уматывай на все четыре стороны.
МАРГАРИТА - То есть?
СЕРЖ - Взгляни на календарь. Сегодня у нас что? ВОСКРЕСЕНИЕ! А значит - пора воскресать. Всё, эксперимент окончен… Ну, что молчишь?.. Хорошо… Не хочешь со мной разговаривать – иди в ментовку.  Придёшь, покаешься, сделают тебе новый паспорт… А хочешь, я тебе хорошего психиатра посоветую, чтобы справку тебе выписал? Мол, пациентка находилась в тяжёлом депрессивном состоянии, потеряла паспорт, память… ну, или что ты там ещё потеряла?
МАРГАРИТА - Ты что, Серж? Я не хочу возвращаться.
СЕРЖ - А ты думала что? Хотела быть честной - будь ею. Только учти - мир нынче жестокий, за всё надо платить.
МАРГАРИТА - Но как же так…
СЕРЖ - Всё! До встречи, дорогая. В пятницу я с нотариусом встречаюсь насчёт квартирки, так что будь добра, реши уже что-нибудь со своей жизнью. Или ты со мной, или освободи меня, наконец, от своего присутствия.
МАРГАРИТА - Серж! Подожди! Я не могу так!
СЕРЖ - Goodbye! See you in future life!
МАРГАРИТА ¬- Подожди! Я очень тебя прошу! Мне страшно! Я потерялась… Я уже не знаю - где я? Закрываю глаза – вижу его, открываю – вижу его. Он заполнил всю меня настолько, что я уже не могу без него. Я люблю его, слышишь! Я не могу без него. Без него нет меня… Я умоляю, ну послушай меня!
СЕРЖ – У тебя одна минута. Я тороплюсь.
МАРГАРИТА (пытается взять себя в руки и собраться с мыслями) – Я, когда стемнеет, всё время сижу на подоконнике и смотрю в окна соседнего дома. Заглядываю в них и думаю – там живёт семья, вот у них телевизор включен, вот они на кухне сидят и все вместе ужинают после работы. А вот в этом окне, там, где свет приглушённый, наверное, целуются… А я одна, у меня ничего этого нет. Потому что вся моя жизнь кончилась, когда он ушёл от меня… Каждое утро я просыпаюсь и не знаю, доживу ли до вечера – так тяжело на душе. Пусто, понимаешь?! Пусто в сердце. Пусто в квартире. Пусто в городе. Я оторвалась от людей, перестала включать телевизор, чтобы не видеть эти бесконечные влюблённые парочки в сериалах, в рекламе, в телешоу. Думала, что станет легче. Нет, не легче. Мир продолжает жить, люди продолжают влюбляться, а я больше никогда не смогу полюбить. Я так сильно любила Макса, что ни один мужчина в мире не сможет заменить его… Я до сих пор не могу понять: как же так случилось, что мы растеряли нашу любовь? Ведь мы любили друг друга когда-то. И это было настоящее… Я делала всё, чтобы у нас с ним всё было хорошо. Ты ведь не знаешь…
СЕРЖ - Дорогая моя, твоя ошибка в том, что ты стала ему мамочкой. Это раз. Ты перестала быть для него просто женщиной, которую он мог бы защищать и реализовывать свой мужской потенциал, данный ему от природы. Это два. Не надо быть такой сильной, такой идеальной. Будь попроще. И третье – ты его не любишь. Ты вцепилась в него зубами и не отпускаешь. И сама от этого мучаешься, превращаешь всё в бесконечный мазохизм: «Ах, какая я бедная, ах, какая несчастная…»
МАРГАРИТА - Ты меня ещё учить будешь? Да ты никогда в жизни ещё так не любил! Ты понятия не имеешь, что такое настоящая любовь! Это жертва! Я люблю его! И ради того, чтобы он был счастлив, я согласна даже играть эту дебильную роль! Я на всё готова ради него! Я всё отдаю ради того, чтобы он был счастлив!
СЕРЖ - Господи, как же с вами, бабами, трудно.
МАРГАРИТА (пытается взять себя в руки) - Пойми, Серж, мне нельзя сейчас возвращаться. Мне нужно играть эту дурацкую роль «живого трупа» до конца. Но, как ни парадоксально это звучит, я не хочу умирать… И потому мне страшно. Мне страшно выходить из этой квартиры, страшно идти по улицам, где мы ходили с ним вместе столько лет. Ведь я не удержусь от соблазна хотя бы немножко постоять под их окнами. Я себя знаю: как только стемнеет, я буду каждый вечер приходить и смотреть в их окна… А где я буду жить, Серж?
СЕРЖ - Твой Сержик очень добрый, и ты это знаешь. На первое время я, так и быть, сниму тебе какую-нибудь комнатку в коммуналке. Тебе надо быть среди людей.
МАРГАРИТА - Я не хочу в коммуналку. Я никогда так не жила. Мне противно.
СЕРЖ - Ты зажралась, моя милая. Людям сейчас за счастье иметь свой угол, они ради квартиры родных готовы заложить под проценты. Бери, что дают, и не ной.
МАРГАРИТА - Но как же так? А документы?
СЕРЖ - Я же тебе уже говорил. Ты меня совсем не слушала что ли? Придёшь в участок, всё объяснишь – восстановят твои документы.
МАРГАРИТА - Господи, как страшно… Страшно даже не от того, что ты выгоняешь меня на улицу...
СЕРЖ – У тебя есть альтернатива, дорогая. Ты меня вообще слушаешь?
МАРГАРИТА - Спасибо тебе, конечно. Прости, я и так у тебя на шее висела полгода. Да… Знаешь, Серж, мне страшно от того, что я никак не могу оторваться от Макса и при этом снова иду в тот мир, где живёт он.
СЕРЖ - Уезжай в другой город.
МАРГАРИТА - У меня нет сил уехать. Я как наркоман, всё время чувствую свою зависимость от него. Я боюсь потерять его из сердца. Я люблю его.
СЕРЖ - Марго, девочка моя. Это уже давно не любовь, а зависимость. Ты не заметила, что только что сама произнесла это слово? Научись наконец отпускать… Всё, больше не могу с тобой говорить, у меня встреча через полчаса… Да и тебе пора собираться. С мыслями. Пока-пока.

СЕРЖ уходит, победно звеня ключами.

МАРГАРИТА (зрителям) - Я в детстве иногда думала: вот бы мне сесть в машину времени, вернуться в прошлое и изменить тот самый день, когда всё пошло не  так… А сейчас думаю: всё равно ничего у тебя, Рита, не получилось бы. Не в этот день, так в другой он бы всё равно ушёл от тебя, потому что это твоя судьба. У Вселенной насчёт тебя другие планы. Только вот какие? Понять бы ещё…

Картина восьмая

ВИКА беременная и АННА ПАВЛОВНА достают из коробки ёлочные игрушки

АННА ПАВЛОВНА - Ну, вот. Он уже едет из аэропорта.
ВИКА - Господи! Наконец-то!
АННА ПАВЛОВНА - Не волнуйся ты так, дорогая моя, тебе вредно.
ВИКА - Я ведь сразу решила - не буду говорить заранее, пусть сам увидит, как приедет…
АННА ПАВЛОВНА - Ну, всё, всё…
ВИКА - Я вот иногда думаю, как бы Марго отреагировала, если бы была жива.
АННА ПАВЛОВНА - Она любила Максима. А если женщина любит, то всё примет как есть, лишь бы любимый был счастлив.
ВИКА - А я бы ревновала страшно, если бы у них ребёнок родился.
АННА ПАВЛОВНА - Но ты - не она. У тебя своя жизнь. Да и ребёнка им Господь Бог так и не дал… видно, не просто так.
ВИКА - Максим будет хорошим отцом, я знаю. А я буду хорошей матерью. Марго не смогла бы так, она любила только себя. Дети ей были бы в тягость.
АННА ПАВЛОВНА - Ну, почему же? После рождения ребёнка женщина меняется. Хотя, ты права – она всегда была эгоисткой. Максим у неё всегда был, как собачонка на коротком поводке. Когда они только съехались, ещё до свадьбы, я сына собственного совсем узнавать перестала. Он до этого мне по несколько раз на день звонил, а с ней совсем про мать забыл. Как отлученный столько лет был.
ВИКА - Но зато теперь мы все вместе живём.
АННА ПАВЛОВНА - И слава Богу! Я и его воспитала, и детей его воспитаю.
ВИКА (улыбается) - А я что же делать буду?
АННА ПАВЛОВНА - А ты мужа любить будешь. И свекровь… Мамой меня когда называть будешь?
ВИКА - Да у меня вроде есть мама…
АННА ПАВЛОВНА - Так. Мне одной упрямой невестки за глаза хватило. Не спорь со мной… дочка.
ВИКА - Хорошо… мама.
АННА ПАВЛОВНА - Вот и славненько (слышен шум подъезжающей машины) Наконец-то! Максим приехал.
МАКС (входит, нагруженный пакетами с подарками) - Любимые мои! Как же я соскучился!
ВИКА - Осторожней, медведь! Не раздави!
МАКС - Ох, ты, Господи!.. Как же?!
АННА ПАВЛОВНА - А вот так. Сюрприз тебе готовили к Новому году! Ну, что замер? Обнимай, ласточку свою… Осторожно, внука мне не помни!

Звонок телефона

МАКС - Викуля!.. Господи!  Вот я дурак! Ты же мне намекала! Это что же?! (звонок) А я дуб-дубом, так и не додумался! (звонок)
АННА ПАВЛОВНА - Да отключи ты уже свой телефон!
МАКС - Не могу, мам! (звонок) Позвонят - и перестанут… Родная моя! А он уже пинается у тебя там? (звонок)
ВИКА - Чуточку совсем… Максим, да ответь ты уже (звонок)
МАКС - Не хочу. Всё потом, потом! (целует её, снова звонок)
ВИКА - Максим! У меня нервы не выдержат! Возьми трубку! (звонок)
МАКС - Ненавижу эту работу! (берёт трубку) Да!.. да я… да… конечно… сегодня… да… подъеду… до свидания.

Пауза

ВИКА - Максим, всё хорошо? Кто звонил?
АННА ПАВЛОВНА - Сынок, что-то на работе случилось?
МАКС - Случилось?.. Да… Нет…
ВИКА - Ну, я надеюсь, что все отчёты по командировке до завтра подождут.
МАКС - Девочки мои, я отлучусь ненадолго.
ВИКА - Куда ты? Что случилось, Максим?
МАКС - Ничего… ничего… всё хорошо… Я быстро. Одна нога здесь - другая там. Мама, проводи меня (отходят) Мне сейчас следователь звонил. Марго объявилась. Оказывается, она жива, только, кажется, не здорова. Ошибка следствия… Вике пока не говори. Я потом сам скажу.
АННА ПАВЛОВНА - Ох, ты, Господи! Как же это?!
МАКС - Мама! Возьми себя в руки. Я быстро. Только Вике ничего не говори, пожалуйста.
АННА ПАВЛОВНА - Ничего-ничего… ничего… (затемнение)

Картина девятая

МАРГАРИТА (собирает со сцены свои вещи) - Даже не знаю, что вам сказать. Странно так. У людей Новый год на носу, я так всегда радовалась этому празднику, а сейчас внутри будто что-то замерло, заледенело. Никак я не могу вдохнуть этот мир, никак не начну дышать по-настоящему. Я застряла где-то там, в прошлом. Тело есть, оно двигается, живёт, а душа будто упала когда-то в августовскую траву  у реки, да так и лежит до сих пор там потерянная. … В одном популярном шоу в этом месте человек со сцены сказал бы: «Поаплодируйте, если у вас было такое ощущение хоть раз» (уходит)

На сцене появляются двое следователей. Один из них несёт толстые папки, другой - маленькую новогоднюю ёлочку, какие-то пакеты.

ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Петрович, зацени, что я сыну купил.
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Конструктор что ли?
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Деревня! Это «Монополия». Игра настольная. Ты прикинь - 1200 рэ отдал.
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Сколько?!
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - 1200.
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Ну, и цены загнули под Новый год. Лучше бы бензина себе залил, а Ваське и что подешевле сойдёт.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Вот будут у тебя свои дети - поймёшь. Ты, поди, на Аллку свою ещё больше спускаешь.
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Ну, ты сравнил, Михалыч! То женщина - а то сопляк малолетний. Ты Аллку мою видел? Огонь - не женщина. Попробуй ей не купи что-нибудь. Потом сам себя возненавидишь.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Ладно. Давай поскорее закончим, да к Аллке своей побежишь на оливье под водочку. Она, поди, уже бигуди сняла свои - тебя ждёт.
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Это правда. Мы с ней сегодня на балет идём.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Ну, таки чего тогда чешемся?
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Что, вызывать что ли эту Протасову?
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Вызывай уже. В животе урчит, не могу. Жрать охота.
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - А лучше выпить!
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Что за работа такая козлиная: у людей Новый год скоро, а мы всё в бумажках роемся…
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Ну, тут уж, знаешь, кто на что учился. Зато у нас в отделе раскрываемость преступлений хорошая. Начальник премию обещал по итогам года.

Входит МАРГАРИТА - в джинсах, в  лёгкой курточке, без косметики, на голове пучок. Первый раз за всю пьесу она выглядит так просто, не эффектно.

ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Гражданка Протасова… Ваше имя…
МАРГАРИТА - Вы и так знаете - уже в третий раз на допрос прихожу.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ – Фамилия, имя, отчество.
МАРГАРИТА – Протасова Маргарита Александровна. 
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ – Гражданка Протасова, было ли известно гражданину Протасову и гражданке Карениной…
МАРГАРИТА - Протасовой. Она по мужу теперь Протасова.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Петрович, я не понял. Ты чего не исправил?
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Забыл.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Ладно. Так… И гражданке (подчёркнуто отчётливо) Про-та-со-вой (МАРГАРИТА не смогла сдержаться - поморщилась), что вы живы?
МАРГАРИТА - Нет. Я хотела покончить жизнь самоубийством… Но потом… Да, они ничего не знали.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Так…
МАРГАРИТА - Они верили, что меня нет. И я была этому рада.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Я понимаю, вы хотели совершить «героический поступок» (ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ хмыкнул) Но как вы объясните, что на найденном трупе женщины было ваше обручальное кольцо. Вот фотография: гравировка «Сегодня, завтра и навсегда - Маргарита и Максим». Это ведь ваше кольцо?
МАРГАРИТА (берёт фотографию) - Да, моё. В тот день я находилась в состоянии глубокой депрессии… Я решила отдать своё обручальное кольцо первой встречной попрошайке… Бросила кольцо в кружку - оно звякнуло и всё. А куда оно потом делось, я не знаю (отдаёт фото).
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Так, значит, вы утверждаете, что не знакомы с убитой женщиной?
МАРГАРИТА - Да, я не знакома.
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ (разглядывает фото) - Красивая цацка.
МАРГАРИТА - Это был подарок моего мужа. Он купил его, когда мы отдыхали в Риме. Гравировку сделали уже позже - в России.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Ты глянь, как люди живут, Петрович. В Рим катаются.
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - А мы с тобой только к тещё на блины. В Жмеринку.

МАРГАРИТА хотела что-то сказать, но смолчала.

ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Где вы находились всё это время, гражданка Протасова? (теперь МАРГАРИТА молчит) Почему вы не являлись в полицию?  (молчит) Помогал ли кто-то вам? (молчит) Почему вы не отвечаете? В протоколе будет записано, что на эти вопросы подозреваемая не отвечала. Это может навредить вам (МАРГАРИТА продолжает молчать) Гражданка Протасова, вы осознаёте, что вы - одна из подозреваемых в убийстве женщины?
МАРГАРИТА - Не мучайте меня, пожалуйста.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Отвечайте по делу (МАРГАРИТА молчит) Гражданка Протасова, как вы объясните то, что смерть обнаруженной нами женщины наступила не по причине самоубийства, а носила насильственный характер? (МАРГАРИТА молчит) Знаете, а я вам вот что скажу: одели вы этой женщине своё кольцо, да и гокнули со своим дружком... Только я вот одного не понимаю - зачем?
МАРГАРИТА - Я не убивала никого… Но вы поймите - всё было бы хорошо, если бы я не вернулась. Просто мне нельзя было возвращаться.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Нормально, да? Петрович, я балдею от этих баб!
МАРГАРИТА - Гражданин следователь, я скажу всё, что думаю. Вот живут три человека: я, он и она. Живут и мучаются, потому что судьба их связала совсем не так, как им хотелось бы. И всю жизнь бы так промучились. А тут - раз! - и всё. Меня нет. Они оба счастливы, любят память обо мне. И мы…
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Или вы отвечаете согласно протоколу, или я вас выведу.
МАРГАРИТА - А я и отвечаю. Это по крайней мере честно. И по отношению…
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ (прерывая её) - По протоколу отвечайте.
МАРГАРИТА - Да не нужны мне ваши протоколы! Я вам про душу, а вы мне про протоколы! Только бы план выполнить! А что с человеком творится - вам плевать! Вот вы меня сейчас обвиняете в убийстве, грозите законом, требуете ответа, а сами ничего не слышите. Я никого не убивала! Я не совершала ничего против вашего закона, против вашей Конституции. Я перед Богом ни  чём не провинилась – только перед людьми.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ – Значит, вы не отрицаете свою причастность к преступлению?
МАРГАРИТА – Я не совершала никакого преступления! Я лишь хотела быть честной. Я хотела дать свободу собственному мужу, который уже давно меня не любит. И это нужно по-человечески понять. Никакой закон не сможет склеить то, что уже разбито. У человека есть право любить! Я его люблю и поэтому отпускаю.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ – Рабыня Изаура, твою мать! На тебе преступление висит, тебе срок светит, а ты нам про вечную любовь заливаешь!
МАРГАРИТА – Я… (пауза) Товарищ следователь, у вас ведь всё отлично, правда?! Семья, жена, дети, дом – полная чаша. А у меня ничего нет! Я ничего не могу! Ничего! Потому что нет рядом со мной человека, которого люблю больше жизни! Вы не понимаете того состояния, когда ты безумно любишь человека, а он уходит к другой! И твоя жизнь без него теряет весь смысл. Ты просто становишься живым трупом!
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Михалыч, она какая-то сумасшедшая.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Последнее предупреждение. Говорите по делу, гражданка…
МАРГАРИТА (не даёт ему договорить) - Да плевать мне на ваши предупреждения! Не боюсь я никого! И вы со мной ничего не сделаете, потому что я - труп! Меня нет! Меня просто нет!
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Вот разошлась.
МАРГАРИТА – Вот сидите здесь…
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ (хлопает ладонью по столу) - Молчать!  (Маргарита вздрагивает и замолкает) А это мы ещё разберёмся, труп ты или нет!

Звонок по телефону.

ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ (берёт трубку и тут же вытягивается в струнку) – Да! Да, товарищ генерал! Протасова? Да, у нас… Есть… (кладёт трубку)
Пауза
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ – Значит так, гражданка Протасова… Маргарита Александровна. Пока вы свободны, но будьте добры: из города никуда не уезжать. У нас могут появиться к вам ещё вопросы…
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ – Это как?.. Того на этого… Может хотя бы на сутки в камеру её?
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ (с ухмылкой) – Чтобы она там всех перекусала? Пусть катится, пока я добрый…
МАРГАРИТА (через паузу, не понимая, что происходит) - … Я могу… идти?
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Да. Только вот здесь распишитесь.
МАРГАРИТА – Я… свободна?
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Свободна. Пока. Идите, гражданка Протасова.
МАРГАРИТА - … До свидания…
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Плодитесь и размножайтесь. Отпускаю.
МАРГАРИТА - Что?
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Ничего. С Новым годом говорю!

МАРГАРИТА выходит.

ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ – Слушай, ты какого хрена её отпускаешь? Мы её почти раскрутили. Сейчас ещё поднажали бы, и она всё бы нам выложила, как миленькая. Таких горяченькими брать надо.
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ – Слушай, заткнись, а?
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ – Ты чё, Михалыч, перегрелся? Э? Ау!
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ – Против неё недостаточно улик. Вот, когда докажем состав преступления, тогда и будем брать… Хотя, чую я одним местом, не при чём она тут. Не она ту бомжиху гокнула. (Пауза) Да и связи у этой Протасовой серьёзные, мне сейчас звонили… Зачем нам проблемы?
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ – Жаль. А то бы отчёт неплохой получился бы… А красивая она баба, да, Михалыч?
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Красивая… Куда её только несёт?
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Слушай, а что это за мужик такой, из-за которого она всё это замутила?
ПЕРВЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Да обыкновенный мужик.
ВТОРОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ - Что ж меня так никто никогда не любил, как того мужика? А? (затемнение)

Картина десятая

МАРГАРИТА - Ну вот, в принципе и всё… Мне помог «всемогущий Серж» со своими связями. Меня отпустили, дело закрыли. Прости меня, Сержик, что так и не смогла заставить себя полюбить тебя со всем твоим бизнесом и всем твоим Лондоном. Прости и ты, Макс. А тебя я действительно любила… но, похоже, уже давно пора перелистнуть эту страницу жизни. Ты заметил? Слово «любила» я произнесла уже в прошедшем времени. Знал бы ты, чего мне это стоило… Скоро у тебя родится сын. Я знаю, ты назовёшь его Игнат. Мы ведь вместе когда-то мечтали об этом… Чёрт побери, опять я за старое… Всё, вы с Викой будущие счастливые родители. Пусть так. Сказать, что я за вас счастлива? Нет. Но и обиды не держу - ведь так лучше и честнее… Спустя год я наконец сняла с себя статус «жертвы», перестала заниматься «мазохизмом» и встала на свой «Нулевой километр»… Когда-то давно, кажется, в Древнем Риме умные люди поставили камень и назвали его «Нулевым километром» - от него вёлся отсчёт всех дорог. Сейчас он есть и в Москве, и в Питере, и в Париже, и в Марселе… Вот и мне пора начинать свой новый отсчёт. Спасибо тебе, Макс, за всё. Я отпускаю тебя. И будь счастлив… М-да, никогда бы не подумала, что скажу когда-нибудь тебе эти слова…

По лицу МАРГАРИТЫ скользит мягкая улыбка.
Где-то вдалеке  играет музыка.
Идёт крупный и чистый снег.
Затемнение.