О духовной психологии

Благородный Пират
Мне вот подумалось уже в который раз, что к духовной литературе, такой как Гита, должен прилагаться адаптированный учебник духовной психологии. Основное содержание Гиты, с какой-то очень правильной точки зрения, это психологическая проблема Арджуны, и Кришна, как психотерапевт, эту проблему успешно разрешил, попутно обозначив множество подходов к решению ряда других проблем у других людей и в других ситуациях.

Или даже не так. Главным в любой духовной практике должен быть специализированный учебник психологии, а литература, такая как Гита, Бхагаватам, пураны, Махабхарата представляют собой не иначе как хрестоматию к этому учебнику. БОльшая часть лекций, которые читаются, например, в кришнаитских храмах посвящены разбору тех или иных, но психологических проблем, с иллюстрациями из шастр. Ясно, что проблемы эти так или иначе увязаны с духовной практикой, но... лектору очень было бы желательно иметь профессиональное образование в области психологии.

А то получается что лектору приходится строить из себя доморощенного психолога, формулировать тезисы и изобретать их подтверждающие примеры, которые для искушенного человека могут выглядеть коряво, а то и вообще чудовищно! Чем не повод вспомнить о "тоталитарной" секте, которая "тоталитарной" то оказывается именно благодаря таким дилетантским упражнениям в психологии. Лектор, иногда сам того не подозревая, может использовать приёмы НЛП для зомбирования приходящего населения в нужном ключе.

В настоящей хорошей секте и психология должна быть на уровне. Успех наиболее продвинутых духовнык проповедников, таких, как Чайтанья Чандра, например, проистекает из того, что людям преподносится очень качественная психологическая система, с правильной аксиоматикой, позволяющая почти сразу решить их персональные духовные проблемы. Тем же ценен и джйотиш, как система, заточенная на регулярную психотерапию населения по наиболее типичным проблемам психики: брак, дети, благосостояние, здоровье, работа и пр.

Поэтому, для всех заинтересованных в той или иной духовной практике для начала очень бы желательно пройти базовый курс психологии с соответствующей специализацией, хотя бы на уровне интернет-образования. К этому должен прилагаться список литературы, обязательной к изучению... тех самых хрестоматий. И необходим базовый учебник, который содержал бы такие главы, как:
1. приёмы психологического манипулирования в сектах,
2. психологическая типология с духовным уклоном,
3. квантовый подход в психологии в духе Уилсона,
4. фазы духовного развития личности,
5. разновидности йоги,
6. методы и подходы джйотиша...
ну и много чего ещё, что очень бы желательно для начала структурировать. А может кто-то это уже сделал? Но только в приемлемой форме.

*** Обсуждение ***

Q1: А по мне так Гита и без приложений понятна и помогает во всех случаях жизни. Никакого психолога не нужно. Есть проблема - открываешь Гиту - там всё написано.

A: Гита сама по себе хороша конечно, но хочеццо же её понять до самой глубокой глубины. В ней много повторов, параллельных мест и таких, которые нуждаются в серьёзном пояснении.

Q1: Повторы в Гите только важной мысли, чтобы лучше запомнилось. Всё остальное если читать каждый день постепенно раскрывается. Да, были стихи над которыми я годами думала. Главное не начать Гиту "изучать" как обычную книжку. И уж конечно, даже тень критичного умонастроения перекрывает "все кранты".

A: Тем не менее, Кришна предполагает, что Гита будет изучаться так или эдак, и сам процесс изучения приравнивается к поклонению Ему. Тотально критичное умонастроение, конечно, не очень продуктивно и едва ли совместимо с изучением. Но обычный процесс, когда возникают сомнения и они разрешаются по ходу - ожидаем и даже неизбежен. В Гите есть темы, которые повторяются десятки раз, но мало кто их пытается понять, хотя вроде они на самом видном и центральном месте.

Q1: Тут даже дело не в том что человек не может понять. Невелика сложность. Проблема в том. что УМ не хочет ПРИНЯТЬ простые истины, потому что они полностью противоречат его привычке цепляться за малоценные преходящие вещи, считая их главным в жизни.

A: Ум не хочет расстаться со своей внутренней "Украиной". Где древние укры выкопали Чёрное море, где виноваты во всём ватники, москали и кацапы, и т.д.

Q2: Почему нельзя признать тот факт, что Гита и есть учебник по психологии (всех её уровней и разделов) и не только? Вся наука психология и её методы, в итоге сводится к освобождению души (наличие которой психологи не признают), только называют они это по другому и цель делают размытой, приведение состояния пациента к нормальному.

A: Так именно об этом и речь, что Гита с какой-то точки зрения и есть учебник по психологии, да не простой, а духовной, основанной на аксиоматике шастр. Но как есть учебник санскрита, и есть хрестоматия к нему в виде оригинальных санскритских произведений (а санскрит изучают во многих случаях по Гите), так никто не мешает сформулировать и оформить учебник по психологии с хрестоматией в виде шастр. Маслом ведь кашу не испортишь? Такой учебник неявно существует в виде лекций тех или иных "ведических" психологов. И если знание санскрита только в плюс лектору, не думаю что регулярное знание психологии окажется бесполезным.

Q3: Поэтому и обучать людей должны только люди с брахманическими качествами. Люди с кшатрийскими будут использовать психологию для усиления своего влияния, что и наблюдаем.

A: Но если доходит до дела, то эти самые кшатрии окажутся самыми первыми и самыми главными брахманами... и если попробуешь в этом усомниться - отвесят так, что навсегда запомнишь где тут брахманы, а где кшатрии, а ты сам - абсолютный шудра!