Об американской и российской бизнес-литературе

Елена Гетера
     Начнем с того, что в России само английское слово «бизнес» режет слух. Считается похвальным так заявлять: «Я занимаюсь бизнесом!» Даже если твой «бизнес» состоит в продаже капусты на рынке или  в убирании чужих квартир. То же самое можно сказать о бизнес-литературе. В середине 90-х на российский рынок хлынули такие издания, как «Думай и богатей», «Как стать миллионером» и т.д. Как правило, это были неплохие переводы с английского или вольные пересказы российских графоманов. Прошло лет двадцать, и теперь популярны как переводы, так и опусы наших писателей (50/50) в проамериканском духе.
   Взять, например, одни названия (2005-2017): «Как стать бизнесменом» (О. Тиньков, знаем мы, как он им стал), «Как заработать на контекстной рекламе», «Начни свой бизнес» и т.д.
   Разберем подобные зарубежные «Искусство общения. Новые деловые контакты за 90 минут», «Десять минут медитаций и размышлений для жизни», «Дело пяти минут. Как быстро справиться с грузом проблем». Это американский подход – все делать быстро и эффективно. Но у нас он не приживается. Невозможно за 5 минут поесть, за 5 минуть поспать или за 5 минут поговорить. За 5 минут мозг только привык к новой деятельности, и снова нужно куда-то бежать. Зайдите в отделение «Почты России» или любую библиотеку и посмотрите, что они для вас найдут за 5 минут. Данная литература бесполезна.
    Или вот такой американский подход – будь «на позитиве» (уже сам предлог «на» навевает «на игле»), постоянно себя рекламируй, улыбайся. Теперь представьте себе российского бизнесмена или, скажем, хозяина овощной «точки» на рынке, который улыбается, сыплет комплиментами и   рассовывает визитки покупателям. Почему-то грузина или армянина еще можно себе представить в этой роли. Видимо, торговля у них в крови. Но вот русского  - никак. Вышел из дома – нацепил мрачное и злобное выражение лица – сел в транспорт – ты свой. Вокруг такие же рожи. Какая может быть самореклама? То ли дело общительные и улыбчивые американцы, разговаривающие с лифтерами, вахтерами и уборщицами. Нам бы их демократизм.  У нас всё душу свою берегут. Ведь со знакомыми надо быть искренним, жаловаться. Не будешь же ныть лифтеру…
     Ну и, конечно, понятие «успешности». В Америке помешались на этом, а теперь еще и в России. Кто такой в России «успешный» учитель? Врач? Рабочий? Тот, кто «заколачивает бешеные бабки»? Или мастер своего дела? Так и  не каждый  высококлассный мастер   «гребет деньги лопатой», что исключает его из «успешных» людей.
     Зато в России все «на позитиве», занимаются «бизнесом» и мечтают стать «успешными».
    Что можно посоветовать? Забудьте про Стивена Кови, Наполеона Хилла или Криса Брогана. В Америке другой менталитет, другие законы жизни, все другое.  Конечно, если вы собираетесь жить в Америке, вам это пригодится, но в России – никак. Также как и российские кальки  «Как построить успешный творческий бизнес», «Как все испортить и разорить бизнес» и т.д. И любые российские книги со словом «бизнес». Они могут пригодиться только настоящему бизнесмену, но, положа руку на сердце, много ли их в России? И есть ли у них время читать? Тогда лучше читать российских авторов, но не пересказ Хилла, а описание личного опыта. Но зачем это, скажем, учителю, или водителю, или продавцу и т.д.? Зачем молодежи захламлять этим голову? Молодежь, если вы все будете бизнесменами, кто будет учить, лечить, мыть подъезды, водить маршрутку? Да, сейчас эта работа не для вас, а через 30 лет вы все будете на Мальдивах?
     Я даже не могу ничего посоветовать из современного. Какого российского автора не возьми, везде: «Главное – верить» (понадергали из фильма «Секрет»), «Мотивация – это всё», «Не надо  долго думать -действуй!» и т.д. НЕТ. Думать надо. Верить тоже. Но, опять же, во что? Все эти духовные лидеры из «Секрета» сколотили себе состояние на своих однотипных книгах и весьма неплохо живут, несмотря на всю их «духовность».
    Могу только посоветовать книгу Л. Парфентьевой «100 способов изменить жизнь». Хотя и там американской заразы хватает. Но есть и полезные мысли.
   И плюньте на все эти бизнес-книги. Лучше  почитайте профессиональную литературу и  старого  доброго  Карнеги.