Православие и рок-музыка

Сергей Николаев 73
Устоявшийся штамп.

Как ни странно, вопрос об отношении церкви к рок-музыке встречается довольно часто, как на просторах интернета, так и при живом общении со священником. Как правило, этот вопрос волнует молодёжь, но иногда его задают также люди, чье детство пришлось на пик популярности этой музыки. Действительно, в отношении рок-музыки, как и рок-культуры в целом существуют устоявшиеся в обществе стереотипы и клише: подобная музыка негативно влияет на психику и вообще на здоровье человека, а пишут ее люди, ведущие абсолютно аморальный образ жизни. В действительности это не всегда так, потому что рок-музыка бывает разной, и пишут ее совершенно разные люди, ставящие перед собой совершенно разные цели. Этот вопрос крайне неоднозначен и требует тщательного и подробного разбора.

Гуд бай, Америка!
Рок-музыка появилась в США и Великобритании приблизительно в 1950-е годы. Уже в 60-е произошло проникновение нового музыкального течения на территорию Советского Союза. Нужно ли говорить, что музыка протеста и музыка свободы в нашей стране по тем временам считалось просто деструктивной, подламывающей социальные основы. Не внушал доверие и образ западных рок-кумиров, их чересчур вольная музыка, апеллирующая к запретным темам и агрессивное поведение на сцене. Но продвижение нового музыкального направления остановить уже было невозможно, пусть и в подпольных условиях, но в СССР уже появились собственные первые рок-группы. Изначально они пытались во всем подражать своим западным коллегам, но в итоге с роком произошло то же самое, что происходило с любым инородным явлением, попавшим на нашу почву. Вспомним такую жанровую форму, как роман. Жанр романа пришел к нам тоже с запада, а «Капитанская дочка» Пушкина была всего лишь подражанием этому жанру, романом не русским в полном смысле этого слова, но на русскую тему. По-настоящему русский роман сформировался значительно позднее (некоторые литературоведы полагают, что одним из первых таких романов стал «Обломов» И.А. Гончарова). Примерно то же самое произошло и с роком. Довольно быстро русские музыканты перешли с первостепенности музыкальной составляющей на текстовую, что не характерно для западной музыки. Это видно даже из этимологии слова «рок». Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения. Слово рок в понимании русского человека – это судьба и судьба нелегкая, предзнаменование тернистого пути. Дальнейший ход истории лишь подтвердил данное наблюдение – с музыкой в русском роке всегда были проблемы, но вот текстовая составляющая на порядок выше западной. И если западная рок-музыка – это крик отчаяния человека, попробовавшего все и разочаровавшегося в этой жизни, то русский рок – это старая песня о поиске русской идеи, русского пути, преодоление «невыносимой легкости бытия», как пел классик.

Спорная терминология.
Рок-музыка сочетает в себе массу направлений. Поэтому когда говорят, что рок-музыка имеет весьма негативное влияние на психическое и эмоциональное состояние человека, стоит уточнить, какая именно. Если речь идет об индастриале или метале, то, скорее всего да, частое прослушивание этой музыки скажется в первую очередь не на психике, а на барабанных перепонках. А вот фолк-рок или лайт-рок такого действия при всем желании не возымеют, поскольку это абсолютно не экспрессивная музыка. Интересно, что среди направлений отмечается такое, как «христианский рок». Представляется, что данное понятие звучит также абсурдно, как, к примеру, «ружье пацифиста» или «расческа для лысых». Кроме того такой термин служит своего рода «лазейкой», используемой западными рок-исполнителями - вроде бы в песни звучит и тема Бога, и тема веры, но по сути своей песня носит далеко не христианский характер. То есть, для христианского рока первичен дух, а не словесная составляющая. А кто ещё может дать проникнуть духу православия в песню, как не страна, век от века хранившая православные традиции? Скорее всего, правильнее было бы произносить не «христианский рок», а рок-музыка с элементами православной тематики, тем более, что и групп, поющих только на христианские темы очень мало, в отличие от групп, на альбомах которых песни такой тематики появляются время от времени. В России так и вообще, пожалуй, можно назвать только одну группу христианского рока – «Трубный зов», которая была образована в 1982 году в Ленинграде. Увы, но группа так и не стала известной, а тексты ее песен скорее походили на проповеди, что несколько лишало их художественности и придавало излишнюю прямолинейность. Позднее темы православия, веры стали звучать в творчестве Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», Константина Кинчева и группы «АлисА», Юрия Шевчука и группы «ДДТ», Вячеслава Бутусова, а также Ильи Кормильцева и групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», Дмитрия Варшавского и группы «Черный кофе». Частично православная тематика появляется в творчестве групп «Кино», «Сплин», «Ария». Не забудем и про Дмитрия Ревякина и «Калинов мост» - песни группы прошли эволюцию от язычества до христианства. И если изначально тема веры звучала, что называется «в пику» существующему советскому режиму с его ограничениями и запретами, то позднее эта тема зазвучала более осознанно, лидеры ведущих российских рок-групп и сегодня подчеркивают, что они люди верующие, а тема православия и поиска спасительного пути звучит и ныне в их творчестве.

Мнение церкви.
Среди священнослужителей нет однозначного мнения по поводу рок-музыки и так называемой христианской рок-музыки. Да, наверное, его никогда не будет, так как по-хорошему нужно рассматривать каждый конкретный случай, каждую конкретную группу, мелодию и текст. В сети интернет в открытом доступе можно найти видео – кусочек из передачи «Слово пастыря», в котором Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл дает ответ на этот вопрос. Он говорит: «Лично я рок не понимаю. Он меня не вдохновляет. Даже, наоборот, раздражает». Но в то же время Патриарх Кирилл дает отсылку на различное восприятие человеком музыки и говорит о том, что рок-сцена может также служить и местом проповеди, где молодые люди будут иметь возможность, даже находясь вне стен церкви, услышать Слово. Ни один из Соборов Русской Православной Церкви по этому вопросу не высказывался, как впрочем, ни разу не обвинял рок-музыку. Каждый из священников имеет свое мнение по этому вопросу. К слову сказать, в Греции в одном монастыре существует рок-группа, состоящая из монахов, которой руководит настоятель. Они выступают с концертами и даже записывают альбомы, Священноначалие Греческой Церкви при этом не возражает их деятельности. Особняком стоит представитель Русской православной церкви, настоятель храма Симеона и Анны в Петербурге, о. Олег Скобля, также исполняющий свои песни с рок-музыкантами и соответствующим образом их оформляющий. Так же исполняет свои песни иеродиакон Рафаил (Романов), который создал первую православную музыкальную группу «Сыновья России», которую благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Должно быть, рок-музыка помогает выразить крайние чувства, в том числе человека верующего. То, что принято называть агрессией, на самом деле чаще всего оказывается экспрессией – то есть, крайним выражением чувств. Действительно, кто-то может проникнуться симпатией к православной вере и услышать зовущий глас Господа, слушая мелодичный и стройный церковный хор, а кто-то задумается о смысле этой жизни и жизни вечной услышав какую-нибудь «песню-боевик» о последних днях этого мира из репертуара группы «АлисА». Главное, чтобы все это не преодолевало грани дозволенного, эстетики и здравого смысла, иначе получится, как в сегодняшней Европе – с утра служба в храме, а сразу после рок-концерт знаменитой группы. Такие вещи у нас просто недопустимы! Ну а если рассудить здраво, то любая вещь, созданная человеком способна как послужить поводом к соблазну, так и стать поводом к спасенью. Многое зависит от нас самих. Если рок-музыка, действительно, дает нам силы укрепляться в вере, то почему бы и нет, но если нас грызут сомнения, лучше перестать слушать подобные вещи. Хотя, если подумать здраво, куда больший вред приносит «попса», засилье которой стало восприниматься, как норма, но на самом деле это бомба замедленного действия, способствующая растлению молодого поколения и утрате всяческого эстетического вкуса. Но это уже совершенно отдельная тема для разговора.
В заключение стоит привести строки из замечательной песни группы «Аквариум», которые позволят поставить скорее не точку, а многоточие:

Может быть, будет тепло, как ты хочешь,
Может быть, с каждым днем будет делаться все холодней,
Не верь ни единому сказанному мной слову,
Но прислушайся к мерцающей звезде –
Господу видней!