Письмо с целины лето 1956 года

Лидия Нарицына
      Закончив с медалью школу в 1956 году решила без особой охоты поступить в металлургический институт,кроме него в нашем городе был только пединститут.Я хотела в пед, но родная сестра моей тети, преподаватель английского и немецкого языков в металлургическом институте отговорила меня. Главный её довод был,что работа преподавателя особенно в школе сильно "заполитизирована", много разных советских мероприятий надо выполнять и детей к ним приучать. Инженерный труд был тогда в большом почете,инженер - технарь и у него конкретная работа без всякой политики... К тому же и стипендия в металлургическом была почти в два раза выше, чем в педе и зарплата инженера выше зарплаты учителя.Для меня это было важно,ибо мама растила нас с братом в большой нужде одна,а за отца,сгинувшего в сталинском концлагере,ни каких пенсий мы не получали...
       Короче,подала я документы в металлургический вуз и получила из приемной комиссии письмо,что  из-за базедовой болезни (зоба) 2й или 3й степени дорога в металлурги мне "заказана". Я сама пошла в медицинскую комиссию и сказала докторам: "Сами окончили вузы, а другим не даете...И куда мне теперь идти со своей медалью в нашем горно-металлургическом городе? Во вредный химический цех эмалькружки?" Доктора заулыбались и добавили к медзаключению приписку,что принять меня можно, только физкультурой я должна заниматься в ослабленной группе. Я принесла сие заключение в приемную комиссию,и меня сразу же ( меда-листов принимали без приемных экзаменов) направили с группой студентов из 48 человек убирать урожай на целине,в этом случае  мой "зоб" помехой не стал.
       Целым составом из "телячьих",т.е. грузовых оборудованных двухэтажными нарами,где все вповалку спали, вагонов, мы - это 300 "тунеядцев" (собранных со всего города не работающих и нигде не учащихся молодых людей) и 48 студентов, призванных, положительно влиять на этих "бездельников", отправились в Алтайский край,Михайловский район, совхоз Березовский. Пассажирский поезд дошел бы до нужной стации часов за 10,а наш "целинный" состав "плёлся" сутки. Стояли подолгу на маленьких станциях и полустанках. "Тунеядцы" скупали одеколон,т.к. спиртные напитки во время уборки урожая запрещались. И если случайно ваша эмалькружка попадала к ним, то пить из неё было уже невозможно из-за  стойкого запаха одеколона. Слава Богу,что мы-студенты ехали одни в своем "телятнике", а благородных и порядочных парней,благодаря специфике вуза, у нас было в три раза больше ,чем девчат.
        Наконец, совхоз Березовский  - ровная солончаковая степь и 2 или 3 березы на всю округу.Август, жара до 30 градусов!! Мы узнали, что есть пруд и попросились туда искупаться. Оказался маленький, грязный, почти битком набит всей  водоплавающей живностью жителей и к тому же по краям у берегов "нежатся" поросята и свиньи...Пошли в баню, вода жесткая, добываемая с глубины около 100 метров,волосы сразу покрылись белым налетом и их невозможно расчесать. Местные жительницы смягчают воду золой из печки. Совхоз выращивал пшеницу, площади посевов громадные,а урожай мизерный 4-5 центнеров с гектара,говорят,что и сеют около 4х центнеров на гектар. В этих степях никогда раньше ничего не сеяли,а только пасли скот.
       Нас - 15 студентов (5 девчат и 10 парней) послали на полевой стан. Жили мы в вагончиках посреди бескрайных полей.Мы сушили зерно на току.Мне пришлось несколько дней работать на копнителе на комбайне. Это было ужасно, бьёшся по ходу комбайна между железных перил и самого копнителя,бёдра в синяках, а у подруги моей Аллы ( она ниже меня сантиметров на 15-18) синяки чуть ниже талии.Если солома не вываливается,нужно  прыгать в копнитель и вываливаться вместе с соломой.Этот процесс хорошо показан в кинофильме "Иван Бровкин на цели-не". Потом мне пришлось вместе со студенткой пединститута Раичкой работать поварихами ( её 19,а мне 17 лет). Варили борщи,супы ,каши в каких-то баках для кипячения белья, вставали в 4 часа,кое-как разжигали с помощью солярки печь. Кормить приходилось человек 30 - 15 наших и ещё местных механизаторов, да ещё и возить обеды к комбайнам и деньги за обед собирать, чтобы потом на них приобретать продукты.А когда был дождь и местные целинники (нагло приставашие к нашим девчонкам, слава Богу ,что наши ребята не давали нас в обиду..) сидели по домам, пропадал обед и таяли денежки на продукты.Нам,неопытным девчонкам, никто не объяснил,как списывать пропадающую пищу... И в результате все чего-то заработали, а мы с Раичкой остались должны за подотчетные деньги..И опять же наши ребята-студенты собрали нам деньги на возмещение долгов и вознаграждение за нашу работу. На целине мы пробыли до " белых мух" , до октября.
        Были всякие трудности и неурядицы - меня даже хотели из комсомола исключить ( опять же эти подленькие целинники т.к. у нас была общая комсомольская организация,а наши студенты спасли) за моё " неосторожное высказывание,что мне де 17 лет и работать положено по конституции - 6 часов",а на самом деле за то ,что я регулярно  и довольно резко отвергала их "сексуальные-как сказали бы сейчас" приставания...А исключение из комсомола тогда значило автоматически  исключение из вуза,ибо все студенты должны были быть передовым отрядом советской молодежи и обязательно комсомольцами или членами КПСС,хотели они этого или нет.
         Однако была замечательная дружба на долгие года. Особенно запомнились Алла Парфенова,Володя Шакирзянов,Женя Фалалеев и наш замечательный гитарист Витя Рогов ( говорили, что он был какое-то время заместителем директора Западно-сибирского маталлургического комбината). Витя Рогов замечательно играл на гитаре и под его руководством мы пели хулигантские,блатные и студенческие песни,собирая вокруг себя толпы людей (можно было б даже шапку для сбора денежек положить,как сейчас поют и собирают деньги в подземных переходах...)Вот одна из таких песен под названием "Письмо с целины" ( на самом деле иногда без особой надобности собирали и держали много народу там, где не было для всех работы)

           Письмо твое мы мама получили,да и со смеху чуть не умерли,
           А прочитавши,громко зарыдали, ажно из носа слёзы потекли..
                Ты пишешь,мать,корова околела, и ты теперь сидишь без молока
                А мы с Серегою поправим это дело, пришлем по почте дойного быка..
          Ты пишешь,мать,чтоб мы прислали фото,чтоб на родных сыночков поглядеть
          А фото мы отправили с курьером,а то на почте могут упереть...
                Снимались мы в объятиях друг друга,держа большой букет цветов в               
                руках,
                Серёгу ты узнаешь в серых брюках,меня без брюк в шахтерских    
                сапогах...
           Вчера нас,мать, на биржу вызывали,хотели нам работу подобрать:
           Серегу нянькой в ясли записали,меня в родильный дом детей качать..
                Но мы от этой работы отказались,теперь встаём чуть-чуть
                забрезжит свет,
                Серега ходит и плюёт по урнам,а я смотрю - попал он или нет...